12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александра134

«Использование мобильных технологий в образовательном процессе»

Использование мобильных технологий в образовательном процессе – это та тема, которая очень актуальна. Она обсуждается в средствах массовой информации и является некоторой темой преткновения в педагогических сообществах.

Не странно ли, что 90% обучающихся используют в своей повседневной жизни мобильные устройства, а в большинстве школ введен запрет на их использование на уроках. Кроме этого, большинство россиян поддерживает подобные запреты, поскольку считается, что мобильное устройство в обучении отвлекает от учебного процесса. Но так ли это на самом деле, остается большим вопросом. Интересное пояснение дал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. На мой взгляд, это пояснение отражает всю сущность проблемы. Считается, что мобильные устройства именно мешают учебному процессу, отвлекает обучающихся. Но мы, как педагоги-практики, должны предложить новые подходы и идеи по использованию мобильных устройств и свести риски к минимуму, а возможности использовать по максимуму.

В связи с этим встает вопрос: «Запретить нельзя использовать». Где ставить запятую? Как ответить на этот вопрос для применения на мобильных технологиях и мобильных устройствах.

Наверное, каждый педагог, так или иначе, с этим вопросом сталкивался или столкнется. На основе опыта зарубежных и отечественных педагогов, я сформулировала ряд методов, основанных на мобильных технологиях и в том числе облачных технологиях. Каждый из этих методов с одной стороны раскрывает и использует некоторую информационную технологию, а с другой – позволяет решать некоторые дидактические задачи. На основе этого и руководствуясь принципом экономической и педагогической целесообразности внедрения нового ИКТ-инструмента образования, я построил систему методов обучения финансовой грамотности на основе мобильных технологий.

Рассмотрим те преимущества, которые дает нам новая технология. Например, технология подкастов. Метод подкастов заключается в том, что учащиеся, объединившись в мини-группы, записывают на телефон или с компьютера свой материал на пройденную тему. Например, «Зачем вести бюджет», «Как тратить меньше, ни в чем себе не отказывая» и т.п. Таким образом, учащиеся структурируют полученные знания и пробуют применить их на практике.

Следующий метод, который наверняка многие педагоги уже используют – это метод мобильного опроса. Он хорош тем, что позволяет вовлечь телефоны обучающихся, которые вроде бы должны их отвлекать, непосредственно в сам учебный процесс. И тем самым они не могут в этот момент заниматься каким-то другим приложением, которое их отвлекает от учебного процесса. Кроме этого, мы можем оперативно получить информацию и сразу же ее обсудить. Приложение Plickers позволяет проводить фронтальные опросы учащихся. Приложение Plickers позволяет реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от занятия.

В качестве универсальных инструментов, которые можно использовать на занятиях по любому предмету, есть приложения по созданию интерактивных плакатов или иллюстраций- LearningApps, Thinglink; ментальных карт - WiseMapping,  кластеров облаков слов - Word It Out! и др.

Метод дополненной реальности, на мой взгляд, один из самых интересных, он позволяет даже обычный учебник в виде текстовой информации дополнить какими-то новыми формами представления учебного контента.

Не секрет, что как я уже отметила, учащиеся очень часто используют смартфоны для общения в социальных сетях. И, на мой взгляд, в них кроется большой потенциал для воспитательных возможностей. Потому что мы можем видеть, чем живут наши учащиеся, как они там выражают свою личную позицию, что их действительно интересует. Мы можем их там поддержать, можем оставить какой-то интересный комментарий, можем вовлечь их в дискуссию. И это еще один из элементов, который педагог должен использовать в своей деятельности.

Веб-квесты - еще одна технология, в рамках которой педагог формирует интерактивную поисковую деятельность учащихся. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Например, на образовательной платформе https://www.learnis.ru/.

Все эти методы я использую в своей деятельности, и, отвечая на вопрос «использовать или запретить мобильные технологии в образовании?» я отвечаю так: запретить нельзя, использовать».

Следует помнить, что готовясь к занятию, не стоит разрабатывать сразу все занятие с использованием мобильных  приложений. Стоит выбрать одно приложение и разработать один элемент занятия с использованием этого приложения.

Приложения можно использовать при любых видах работы на занятии: изучение нового материала, самостоятельное выполнение заданий, исследовательская деятельность, самопроверка или контроль.

Становится очевидным то, что мобильные устройства станут в ближайшем будущем повседневной частью обучения, которое будет лишь помогать живому взаимодействию педагога и учащихся. Использование мобильных технологий в образовании требует организационных усилий со стороны руководителей образования, исследовательской и методической работы ученых и преподавателей по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.