Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ЛНР «СУХОДОЛЬКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся
ДОКЛАД
Подготовила
учитель начальных классов
Кузнецова В.В.
СУХОДОЛЬСК
2022
Тема: Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ЦОС в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ЦОР в образовательный процесс.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В общепринятом определении «мультимедиа» - это специальная интерактивная технология, которая с помощью технических и программных средств обеспечивает работу с компьютерной графикой, текстом, речевым сопровождением, высококачественным звуком, статичными изображениями и видео.
Цели и задачи использования ИКТ в начальной школе
Основной идеей использования информационных технологий считаю стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность.
Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
- активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;
- развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышение уровня комфортности обучения;
- снижение дидактических затруднений учащихся;
- повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных учителю.
Алгоритм проведения урока с применением ИКТ.
ИКТ технологии можно применять на любом этапе урока:
Для обозначения темы урока.
- В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
- Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)
Для контроля учащихся.
1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2. На этапе актуализации знаний организую мотивационно-познавательную деятельность учащихся, формирую заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
Внедрение ЦОР я осуществляю по направлениям:
1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Использование дидактических игр;
5. Применение российских образовательных платформ для учителей и учеников.
Результатом применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:
позитивная динамика изменения мотивации учащихся;
позитивная динамика показателей знаний обучающихся;
позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах.
ЦОР позволяют мне:
организовать различные формы работы:
групповую,
парную,
индивидуальную;
увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения.
Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ЦОР, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.
Внедрение мультимедиа на уроках в начальной школе увеличит процесс обучения на более высокий уровень за счет использования различных способов представления информации (высококачественная графика и анимация, видео- и звуковое сопровождение текстов, презентации и различные редакторы).
Вывод: Я уверена, что использование цифровых образовательных ресурсов может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. С применением ЦОР на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску.
Анализируя опыт внедрения мультимедиа средств в процесс обучения младших школьников, можно с уверенностью добавить, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- значительно повысить устойчивость и концентрацию внимания;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Я считаю, что информационные технологии для ищущих, любящих осваивать новое учителей, для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности.
Тарасова Ирина Викторовна
Кузнецова Виктория Владимировна