Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

4
2
Материал опубликован 12 September в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ЛНР «СУХОДОЛЬКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»











Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся



ДОКЛАД















Подготовила

учитель начальных классов

Кузнецова В.В.







СУХОДОЛЬСК

2022

Тема: Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ЦОС в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ЦОР в образовательный процесс.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

В общепринятом определении «мультимедиа» - это специальная интерактивная технология, которая с помощью технических и программных средств обеспечивает работу с компьютерной графикой, текстом, речевым сопровождением, высококачественным звуком, статичными изображениями и видео.

Цели и задачи использования ИКТ в начальной школе

Основной идеей использования информационных технологий считаю стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность.

Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.

Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

- активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

- развитие мотивации к обучению;

- развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;

- развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

- повышение уровня комфортности обучения;

- снижение дидактических затруднений учащихся;

- повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных учителю.

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ.

ИКТ технологии можно применять на любом этапе урока:

Для обозначения темы урока.

- В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

- Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)

Для контроля учащихся.

1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

2. На этапе актуализации знаний организую мотивационно-познавательную деятельность учащихся, формирую заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.

Внедрение ЦОР я осуществляю по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;

2. Работа с ресурсами Интернет;

3. Использование готовых обучающих программ;

4. Использование дидактических игр;

5. Применение российских образовательных платформ для учителей и учеников.

Результатом применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

позитивная динамика изменения мотивации учащихся;

позитивная динамика показателей знаний обучающихся;

позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах.

ЦОР позволяют мне:

организовать различные формы работы:

групповую,

парную,

индивидуальную;

увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;

обеспечить высокую степень дифференциации обучения.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ЦОР, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.

Внедрение мультимедиа на уроках в начальной школе увеличит процесс обучения на более высокий уровень за счет использования различных способов представления информации (высококачественная графика и анимация, видео- и звуковое сопровождение текстов, презентации и различные редакторы).

Вывод: Я уверена, что использование цифровых образовательных ресурсов может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. С применением ЦОР на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску.

Анализируя опыт внедрения мультимедиа средств в процесс обучения младших школьников, можно с уверенностью добавить, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- значительно повысить устойчивость и концентрацию внимания;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Я считаю, что информационные технологии для ищущих, любящих осваивать новое учителей, для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за подробное описание, Виктория Владимировна! Солидарна с Вами::smile53::

15 September

Благодарю, Ирина Викторовна!

15 September

Похожие публикации