12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ромахова Ирина Евгеньевна19

Использование мультипликационных фильмов в трудовом воспитании дошкольников.

Ромахова И.Е.к.п.н., доцент,

Академия психологии и педагогики ЮФУ

г. Ростов-на-Дону

В последние годы отмечается утраченное уважительное отношение к труду как самостоятельной ценности. Этой проблеме уделяется внимание и на уровне государства и общества и семьи.

Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте, связанные с созданием благоприятных условий для полноценного развития ребенка, не могут быть достигнуты вне решения задач трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств в приобщении к человеческой культуре, социализации и формировании личности ребенка.

Многие ученые, педагоги  (Р.С.Буре, Г.Н.Година, М.В.Крулехт, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева и др.) утверждают, что трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения и влияет на развития личности ребенка. В истории отечественной педагогики данная тема была предметом изучения  в трудах великих педагогов прошлого: Н.К.Крупской, П.П.Блонского, А.С.Макаренко,  В.А.Сухолминского, С.Т.Шацкого и др.

Современный ребенок живет в мире, где все чаще используются мультимедиа технологии. Мультимедиа – это разнообразие интерактивных медиа систем, в которые входят звук, видеоряд, компьютерная графика. Детские мультфильмы являются яркими представителями данных технологий.

Мультфильм — наиболее эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово, музыку и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Для восприятия информации детьми дошкольного возраста необходимо сочетание информации и визуального ряда. Недаром, использование наглядных материалов при обучении и воспитании детей является одним их дидактических принципов.  

Просмотр мультфильма ребенок  расценивает как приятное время проведения, развлечение, отдых. Но содержание мультфильма, как и литературного произведения всегда имеется смысл, ценность, воспитательный или развивающий эффект.

В мультфильмах происходит радость открытия нового, неведомого мира.

Герои оживают на экране, наделяются своим неповторимым характером, чувствами, привычками и образами. Этот мир – реальный, сказочный, фантастический, волшебный.

Советские мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

• расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

• показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

• формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

• развивают эстетический вкус, чувство юмора;

• мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Создатели мультфильмов советского периода, всегда преследовали цель – не развлекательного характера, а обучающего и воспитывающего. Содержание мультфильма должно заставить зрителя задуматься о себе и своих поступках. Каждый персонаж в советских мультфильмах наделен индивидуальными качествами и не похож на других. Задача всех, кто принимает участие в создании мультфильма, направлена на то, чтобы научить малышей общаться и дружить, доводить начатое дело до конца, помогать младшим и слабым, быть добрым и внимательным к окружающим, родителям. Так же мультфильмы способны помочь найти выход из затруднительной ситуации, побороть страх, неуверенность и т.д.  Все мультфильмы советского периода заканчиваются тем, что добро торжествует. Поэтому маленький зритель убежден, что зло всегда будет наказано.

Мультфильмы, являются одной из составляющих современной культуры. Детские мультипликационные фильмы можно отнести к области искусства, именно этот вид искусства становится одним из первых в жизни ребенка. Значение мультфильма велико, так как благодаря этому продукту искусства происходит активное формирование культуры подрастающего поколения. Ребенок постигает в доступной для него форме опыт, культуру, традиции своего народа. Происходит самоидентификация личности ребенка.

Наша работа была подразделена на несколько задач, которые соответствовали формированию представлений о труде у дошкольников, а также подобраны мультфильмы, содержащие педагогический потенциал, способствующий решению данных задач. После просмотра мультфильмов с детьми проводились беседы, а также упражнения, проблемные ситуации позволяющие закреплять полученные знания.

1)   Формирование представлений у старших дошкольников о труде как основе жизни. Чтобы физически жить, нужно трудиться, удовлетворяя свои жизненные потребности: в первую очередь, потребность в еде и жилье. В мультфильме «Федорино горе»  (Союзмультфильм, 1961 г.), созданном по произведению К.И.Чуковского, показано, что в чистоте необходимо содержать свой дом и посуду. В мультфильме «Хлеб» (Беларусьфильм, 1948 г.) детально представлен весь алгоритм получения результата – хлеба. Главный герой Евман много и упорно трудится, чтобы вырастить хлеб, при этом результат отдален во времени. Чтобы получить конечную цель, герой фильма долго пашет поле, сеет зерна, защищает колосья от огня  и только после этого получает хлеб. Весьма поучительны слова самого героя: «Все волшебство в труде. Трудом волшебства рождаются». А «волшебство» - и есть результат. То, что труд – естественное состояние человека и природы, показано в мультфильме «Баранкин, будь человеком! » (Союзмультфильм, 1963 г.): все живые существа трудятся (муравьи собирают строительный материал для муравейника, бабочки опыляют цветы, воробьи строят гнезда и обучают этому маленьких воробьят). Мультфильм «Дудочка и кувшинчик» (Союзмультфильм, 1950 г.), по мотивам сказки В.Катаева, содержит мысль, что достичь результата нелегко, что «без терпенья и труда» ничего не достается в этой жизни. Дрозд говорит девочке: «… и действительно, надо трудиться. Ты кругом посмотри-ка внимательно: все работают очень старательно». И живые существа поют о том, что без труда не прожить, не достать еды, не построить муравейник.

2)   Формирование понимания, что умение трудиться помогает преодолеть сложные, трудные жизненные ситуации. Знания, трудовые умения и смекалка, очень полезны в жизни: так мальчик из мультфильма «Ивашка из Дворца пионеров» (Союзмультфильм, 1981 г.) перехитрил бабу Ягу и спасся от беды; герой мультфильма «Остров ошибок» (Союзмультфильм, 1955 г.) вышел из сложной ситуации также благодаря своим знаниям. А герой мультфильма «Вася Буслик и его друзья» (Союзмультфильм, 1973г.), не обладая знаниями, наоборот, попал в беду. А знания добываются с помощью труда. Это очень важная задача, поскольку напрямую связана с обучением. Мультфильмы могут способствовать развитию желания учиться, осваивать систему знаний, умений и навыков, осуществлять разнообразные виды деятельности. После просмотра мультфильма «Первая скрипка», дети стали более терпимы при выполнении различных поручений. Доводили дело до конца. Все хотели быть похожи на положительных героев. Часто в своих рассуждениях, вспоминали, как вели себя положительные герои и поступали так же. И упрекали детей, которые поступали как отрицательные персонажи, вспоминая мультфильм, и результат к чему это привело героя. Для детей стали очень значимыми сравнения с положительными героями мультфильмов. «Мы сейчас убирали все вместе, как муравьи из мультфильма «Первая скрипка». «Мне хочется сделать это хорошо, а не как Зайка из мультфильма «Так, сойдет!». «Я не Кузнечик, из мультфильма «Первая скрипка». Это он хвастал, что может любое дело сделать. А чтобы танцевать, нужно учиться. Я на танцы хожу и занимаюсь, мы уже два танца выучили».

В практической трудовой деятельности мы создавали педагогические ситуации, которые ярко были представлены в мультфильмах. Например, после просмотра мультфильма «Разные колеса» (Союзмультфильм, 1960 г.), по мотивам произведения  В. Сутеева. Мы создали  педагогическую ситуацию, в которой детям необходимо было понять, что от того как ты выполнишь дело, получишь и результат. Медведь, в этом мультфильме, собирая телегу, не обратил внимание на размер колес, поэтому его телега и не могла передвигаться. Ежик, обратил на это внимание и результат не заставил себя ждать.

Мы обращали внимание на поведение детей и подводили их к пониманию, что их поступки похожи на поступки героев  определенного мультфильма. Дети быстро ориентировались и изменяли свое поведение. Так после просмотра мультфильма «Сказка про лень» режиссера Ю.Прыткова, мы обращались к детям, которые не хотели выполнять поручения с просьбой «продать свою лень» (слова из мультфильма). После этих слов дети очень быстро выполняли свои задания. Так как никто из ребят не хотел быть похожим на героев мультфильма.

Итак, после проведенной работы, мы пришли к выводу, мультфильмы обладают воспитательным потенциалом и могут быть использованы как дополнительное средство формирования представлений о труде как способе достижения результата. Если просмотр мультфильма будет сопровождаться беседами, обсуждениями, упражнениями, то это использование станет более эффективным.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.