12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кириллова Надежда Михайловна125
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Опыт использования инновационных воспитательных технологий в Детской художественной школе на уроках истории искусств.


Надежда Михайловна Кириллова,

преподаватель высшей квалификационной категории

член МТОО Международного «Союза педагогов-художников»

МАУДО город Набережные Челны «Детская художественная школа № 1»

E-mail: kirillova.nm.0201@mail.ru


С появлением компьютеров инновационные возможности стали большие, можно сказать неограниченными. Какую роль играет использование информационно-коммуникативные технологии в учебно-воспитательном процессе?

В современной художественной школе применение информационно-коммуникационных технологий на уроках становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебно-воспитательном процессе компьютера позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда преподаватель перестает быть единственным источником информации для обучающихся. Это обновление роли преподавателя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Преподаватель сохраняет и развивает стремление к знаниям. Вопрос о целесообразности использования ИКТ в обучении стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 1-4 классах ДХШ, и увидела неподдельный интерес у обучающихся к работе на компьютере и повышенный интерес к выполнению самостоятельной работы. Так при проверке знаний обучающихся на уроках использование тестов помогает мне не только экономить время, но и дает возможность самим оценить свои знания и возможности. Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в разных направлениях. Так некоторые задания предполагают проверку знаний, что способствует повышению мотивации учения. С помощью ИКТ я практически решаю проблему индивидуализации обучения. Некоторые обучающиеся медленно усваивают объяснения преподавателя, имея компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. (Например, анализ произведения, биографии художников). Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение всех современных средств видеотехники позволяет улучшить качество обучения. Примером служит серия презентаций, подготовленных мною к урокам.

Также использую компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Так, например, для устного опроса использую фрагменты иллюстрационного материала, работу с книгой. В итоге нет в классе такого обучающегося, который бы не справился с заданием. Так, на уроках для закрепления изучаемого материала, использую компьютерную презентацию, например «Жизнь и творчество И.И.Шишкина», «Художники ХХ века» и т. д. Использование анимации, цвета, звука усиливает внимание обучающихся. Примером служит урок-путешествие «Елабуга - купеческая». Они увлечённо отвечают на вопросы преподавателя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, имеют возможность выставить себе оценки.

Из собственной практики проведения уроков с использованием Интернет-ресурсов особенно хочется выделить уроки-беседы, проведенные в форме творческого подхода. Работа с Интернет–ресурсами, включает несколько этапов: разъяснение задания, поиск информации, комбинирование и редактирование информации, демонстрация результатов. Интернет-ресурсы также позволяют мне пополнять методическую «копилку». При подготовке к занятиям, нахожу для себя что-то новое на «Художественных порталах», на сайте «АРТИДЕЯ», «Образование», «Фестиваль педагогических идей», «ВИКИПЕДИЯ» и т.д.

Применение на уроках ИКТ помогает мне сделать учебный процесс более эффективным. В результате учебное время урока организовано более рационально, расширяются возможности в выборе средств и методов обучения; повышается мотивация обучающихся и их активность на уроке, а следовательно и успеваемость. Интерес к познанию нового увлекателен. Применение ИКТ на уроках позволяет решать проблему учебного процесса и повышать качество преподавания предмета.

Для подготовки подрастающего поколения, в меняющемся информационном обществе новых знаний, возникает потребность в модернизации образования, повышение квалификации. И важную роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умение самостоятельно получать знания, стали неотъемлемой частью для ведения предмета.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность и применение разноуровневых заданий.

Обучение с использованием ИКТ в педагогической деятельности художественного образования ставит следующие задачи: повышать эффективность урока; интегрирование уроков; воспитывать у обучающихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета; вырабатывать умения самостоятельно анализировать, отбирать главное при подготовке к урокам, заочным олимпиадам, проектно-исследовательской деятельности. Достоинства использования ИКТ: технические: быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции; дидактические: создание эффекта присутствия, у обучающихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Я считаю, что компьютер - важное звено в обучении истории искусств в ДХШ. ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего обучающимся лучше усвоить программный материал, высказать своё мнение. Использование компьютера на уроках развивает индивидуальные особенности, повышает активность, интеллектуальное развитие обучающихся, формирует навыки самообразования и самоконтроля. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Компьютер является стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, что облегчает фронтальную работу с классом. ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока: для обозначения темы урока; как сопровождение – объяснения преподавателя (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.); для контроля знаний обучающихся (тесты, игры, кроссворды).

Применение новых информационных технологий даёт возможность творчески работающему преподавателю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является значимым и актуальным.

Основные типы уроков, используемые при обучении с ИКТ - это комбинированные, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки контроля. Важно отметить, что на уроке реализуются 3 формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Использование ИКТ на уроках в ДХШ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в ДХШ является применение не только мультимедийных презентаций, но и учебных фильмов. Благодаря презентациям, обучающиеся, становятся внимательнее, активнее высказывают свое мнение, рассуждают. “Презентация” - переводится с английского, как “представление”. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа преподавателя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Иллюстрации, (мультимедиа-панорама), выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока.

Презентации не только делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, но и развивают умственную активность, учат грамотной речи, расширяют кругозор, включают детей в активную поисковую деятельность. Презентация дает возможность преподавателю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Во-первых это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки, которые организованы в единую систему, для удобного восприятия информации. Я думаю, что обучающиеся не только воспринимают информацию, но и запоминают, когда видит на экране.

Во-вторых, презентация помогает при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать об искусстве, о любом авторе произведения, о памятниках архитектуры, передать красоту того или иного города, его величие, его достопримечательности.

Создавая презентацию, преподаватель должен учитывать, возрастные особенности обучающихся. Поэтому, прежде всего при составлении презентации, я четко отбираю материал. Наглядный материал должен быть подобран к соответствующей теме урока. В связи с этим я просматриваю огромное количество наглядного материала углубленно изучаю биографии художников, замечаю краски, оттенки, мастерство изображения - это повышается эстетическое восприятие окружающего мира, повышается творческий потенциал. В этом случае бывает, что открываешь для себя что-то новое. Создавая презентацию, вкладываешь в неё всё своё творчество, мастерство, теплоту души. При этом учишься сравнивать, анализировать, рассуждать.

Очень эффективными могут быть тесты, которые являются одним из методов современных педагогических измерений, кроссворды, игры. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами контроля сводятся к тому, что все обучающиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность. Игры командами с применением ИКТ дают возможность помериться силами и показать свои знания, проходят с большим интересом и увлечением, помогают развивать внимательность, воображение, фантазию. Это поиск информации по теме исследовательской работы, подготовка презентации, подготовка к олимпиадам разного уровня, развитие навыков самообразования и самоконтроля, повышение активности и инициативности.

Включение в урок новых средств обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность обучающихся. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание истории искусств, понимания и запоминания учебного материала и поднять на более высокий уровень интерес обучающихся к учебе.

Анализируя, различные аспекты использования современных информационных технологий в ДХШ, можно выделить следующие:

- компьютер, как средство обучения, т. е. «своеобразный учитель» (презентации, тесты, мультимедийные энциклопедии и т.п.);

- компьютер, как инструмент, позволяющий моделировать учебные задачи, и сделать процесс более творческим.

В своей работе я использую компьютер во всех аспектах, как средство обучения на уроках. В ходе урока, использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в группах, защита проектов. Для развития творческих способностей обучающихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама.

Применение ИКТ в работе это повышение профессиональной компетентности, соответствующей требованиям современного века.

При помощи ИКТ на уроках истории искусства можно совершать виртуальные путешествия (объемно-пространственные изображения). Эти уроки помогут совершить увлекательные виртуальные путешествия по «Музеям мира», «своими глазами» увидеть произведения искусства разных времен и народов. На уроках истории мы будем использовать возможности специальных программ: «Русский музей: виртуальный филиал» (г. Санкт-Петербург), ДХШ - будущий информационно-образовательный центр. Мультимедийные программы, передаваемые Государственным Русским музеем для работы центра позволят обучающимся ДХШ расширить свое представление об искусстве, познакомиться с богатым наследием нашего региона. Это одно из последних достижений информационно-коммуникативных технологий.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, современный урок. Роль персональных компьютеров возросла, и в соответствии с этим возрастают требования к компьютерной грамотности.

Таким образом, применение компьютерных обучений представляется актуальным и перспективным, а по предмету истории искусства представляется целесообразным. ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию обучающихся.

Результаты и достижения инновации положительно влияют на жизнь учреждения, на базе художественной школы проводятся мастер-классы, открытые уроки и семинары, конференции и конкурсы, олимпиады и викторины, защиты проектов с применением информационно-коммуникативных технологий.



Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (1)

Кузнецова Инесса Вениаминовна, 08.02.21 в 21:42 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Надежда Михайловна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.