12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фролова Марина Геннадьевна1817
Россия, Самарская обл., село Ташелка
Материал размещён в группе «Все для воспитателя»
14

"Использование нетрадиционных техник рисования пальчиком и ладошкой, как средство формирования творческих способностей детей раннего возраста"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОМ И ЛАДОШКОЙ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕОГО ВОЗРАСТА

Фролова Марина Геннадьевна,старший воспитатель

Попова Наталья Валентиновна, воспитатель

СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ с.Ташёлка

Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных проблем педагогики. Современная действительность требует от педагога воспитания в наших детях творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления, развития у детей воображения, фантазии, инициативы. В эпоху научно-технического прогресса всё быстро меняется. Так на смену информационно-репродуктивному процессу обучения, при котором наблюдается достаточно низкий уровень мыслительной деятельности, как дошкольников, так и детей в целом, приходит новый, творческий процесс обучения. Ведь только в ходе творческой деятельности происходит развитие творческих способностей детей. Творчество становится для ребёнка неотъемлемой частью его жизни, поэтому так необходимо развивать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Процесс превращения ребёнка в творческую личность во многом зависит от технологии педагогического процесса.

Раннее детство – это самое успешное время для разностороннего развития ребёнка. Именно в эти годы закладывается фундамент всего будущего развития ребёнка в целом: его здоровье, интеллект. Ребёнок познаёт мир, постоянно что-то делает. И свои впечатления об окружающем мире он пытается отразить в изобразительном творчестве. Но в этом возрасте дети ещё не обладают никакими графическими навыками, они ещё не умеют правильно держать кисточку, карандаш, не могут самостоятельно регулировать силу давления на бумагу, плохо ориентируются на листе бумаги, не могут не выходить за контур изображаемого предмета. Это часто расстраивает малышей. Поэтому на данном этапе занятие рисованием предполагает совместное творчество взрослого и ребёнка. Надо сначала заинтересовать малыша, помочь ему, показать ему способы действий с изобразительным материалом, показать как с помощью простейших элементов рисунка (мазков, линий) можно изобразить множество предметов окружающего мира. Так же дополнительным стимулом вовлечения ребёнка в процесс продуктивного творчества должны стать сказочно-игровые формы преподнесения нового материала, игровые ситуации, сюрпризные моменты, музыкальное сопровождение. Используя все эти приёмы и методы, главной задачей педагога на начальном этапе обучения ребёнка рисованию является научить его действовать, а затем только направлять самостоятельную детскую деятельность.

Все дети любят рисовать. И когда у них это получается, они готовы творить. Но при появлении первых трудностей у дошкольников начинает формироваться негативное отношение к рисованию. Дети часто говорят «не хочу, не буду рисовать». Поэтому появляется необходимость облегчить способы рисования с целью создания успеха у детей, то есть найти положительную мотивацию к изобразительному творчеству.

Опыт работы в детском саду с детьми разных возрастов показал нам, что рисование необычными материалами и необычными способами, вызывает у дошкольников положительные эмоции. Ребёнок любит быстро достигать результата, а необычное рисование ладошкой, пальчиками, ватными палочками, штампами, оттиском смятой бумаги помогает им быстро достичь желаемого результата. У ребёнка появляется радость от законченной работы, что помогает ему почувствовать уверенность в своих силах, у ребёнка исчезает «боязнь чистого листа».

Таким образом, можно сделать вывод, что нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает всесторонне развивать ребёнка, способствует развитию детской художественной одарённости.

Поэтому мы стали изучать различные статьи, авторские разработки в этом направлении, также проанализировали передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе педагогами-практиками. Работая на данный момент с малышами, мы стали применять в своей практической деятельности с детьми нетрадиционные методики изобразительной деятельности, в частности рисование пальчиком и ладошкой. Нетрадиционное рисование очень актуально для малышей, ведь нетрадиционные способы изображения очень просты по технологии и больше напоминают игру.

Для малыша творчество – это больше процесс, чем результат. В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят различные движения, действия - размазывание, примакивание, ладошками – пришлёпывание, прихлопывание, размазывание. Малыши с удовольствием изучают возможности своей руки, ведь только с помощью одной своей ладони можно получить огромное количество самых разнообразных отпечатков, из которых впоследствии может получиться забавный рисунок.

Рисование пальчиками и ладошками – это своеобразный рефлекторный массаж для малыша, так как на ладонях и пальчиках находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Нажимая на эти точки, можно добиться улучшения состояния организма малыша в целом.

Техника рисования пальчиком и ладошкой проста. Рисуя пальчиком, ребёнок опускает палец в краску и наносит на бумагу пятна, точки, короткие линии. Работать можно как с одной, так и с разными красками. После работы пальчики вытираем салфеткой, затем краску легко смыть.

При рисовании ладошкой, с помощью кисточки ребёнок наносит краску на открытую ладонь, либо опускает ладонь в ёмкость с краской, затем быстро прижимает ладонь к бумажному листу. Получается необычный силуэт. Можно рисовать и правой и левой руками. Можно использовать один цвет или сразу несколько цветов. Можно раскрашивать всю руку, а также отдельные её части. Пальцы можно сгибать, сдвигать, раздвигать – всё зависит от желаемого результата. Остатки краски также убираем салфеткой, затем руки моем под краном.

При непосредственном тактильном контакте пальцев рук с краской и бумагой вызывает у малыша бурю эмоций. Дети знакомятся со свойствами краски: чувствуют её густоту, вязкость, твёрдость. Работа пальцами и ладонями подымает настроение у детей, снимает страх перед краской. Данный вид рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации, развивает мелкую моторику, что положительно влияет на речевые навыки и память детей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения позволяет малышам заниматься рисованием с удовольствием, даёт толчок развитию детского интеллекта, даёт возможность пробовать, экспериментировать, а значит, самовыражаться.

И в заключение хочу сказать, что считаю данное направление наиболее актуальным и востребованным, так как оно позволяет эффективно развивать творческие способности младших дошкольников.

Конечно, не каждый ребёнок может в будущем стать художником, но каждый малыш обладает определенным потенциалом художественного развития. А может, и должен, раскрыть этот потенциал педагог. Ведь приоритетом является не рисунок, как таковой, а развитие личности дошкольника, формирование у него уверенности в своих силах. Помочь обрести такую уверенность ребёнку может постоянное внимание и одобрение со стороны взрослого. Одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к действию и достижению ими определённых результатов, является похвала. Не надо бояться перехвалить малыша. И нужно запомнить одно правило – нет бездарных детей, есть нераскрытые дети.

Литература:

1. Т.С. Акуненок Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - № 18

2. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,2». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.

3. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

4. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

6. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика – Синтез, 2006 г.

7. infourok.ru/opit-raboti-na-temu-razvitie-tvorchesk...sovaniy-3987331.html







































Опубликовано в группе «Все для воспитателя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.