«Использование оборудования «Точки Роста» как способ формирования мотивации к исследовательской деятельности"
«Использование оборудования «Точки Роста» как способ формирования мотивации к исследовательской деятельности"
Автор: Гордиенко Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 пгт Кавалерово Приморского края.
«Точка Роста» – это специальные образовательные центры, создаваемые на базе школ в селах и малых городах. Их работа направлена на подготовку детей по цифровому, естественно-научному, техническому и гуманитарному профилям. Их открытие предусмотрено федеральным проектом «Современная школа», входящим в национальный проект «Образование».
Образовательный центр «Точка Роста», его оборудование и формы работы открывают новые возможности учебно-воспитательного процесса в школе и позволяют сформировать открытое пространство для исследовательской деятельности школьников начальной школы, повышает творческую, социальную и познавательную активность обучающихся.
Цель введения «Точки Роста» в начальной школе - создание условий для всестороннего развития ребёнка, подготовка его к успешному переходу в среднюю школу и дальнейшей жизни в условиях быстро меняющегося мира.
Задачи:
- формирование мотивации к исследовательской деятельности:
- использование цифрового оборудования в урочной и внеклассной работе;
- ориентированность на сохранение и укрепление психофизического здоровья, личностный рост.
Использование цифрового оборудования в начальной школе превратит уроки в увлекательные занятия.
В нашей школе мы используем цифровую лабораторию RELEON.
Перед вами таблица с примерными темами по окружающему миру в начальной школе. На которых можно использовать инструменты цифровой лаборатории.
Класс | Предмет | Темы изучения | Оборудование |
1 | Окружающий мир | «Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния погоды» | Датчик температуры, который поможет определить температуру воздуха в помещении и на улице, температуры воды и человека. На основе, которой можно сделать выводы. |
1 | Окружающий мир | «Практические занятия: измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице)» | |
1 | Окружающий мир | «Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью, зимой, весной» | |
Рассмотрим подробнее, какие преимущества дает цифровой микроскоп при изучении следующих тем: | |||
1 | Окружающий мир | «Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы: выделение различий» | Цифровые микроскопы позволяют наблюдать мельчайшие структуры живых организмов, включая клетки растений, животных и микроорганизмов. Например, изучение срезов листьев или корешков растений позволит увидеть структуру тканей |
1 | Окружающий мир | «Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида» | Насекомые обладают сложной анатомией, которую трудно разглядеть невооруженным глазом. Цифровой микроскоп позволяет детально изучить строение тела насекомых, включая крылья, лапки, усики и глаза. Можно исследовать структуру хитинового покрова, форму крыльев, расположение щетинок и волосков. Это помогает глубже понять поведение и физиологию насекомых. |
1 | Окружающий мир | «Откуда в снежках грязь?» | Этот вопрос может показаться простым, но ответ на него требует внимательного анализа. Цифровой микроскоп позволяет рассмотреть кристаллы льда и частички пыли, содержащиеся в снегу. Под увеличением можно увидеть, что снег состоит не только из воды, но и из множества мелких частиц, таких как пыль, песок и другие примеси. Эти частицы попадают в атмосферу из различных источников, включая промышленные выбросы. Когда снег тает, эти примеси остаются на поверхности земли, образуя грязевые пятна. Мы с ребятами провели эксперимент. Взяли снег в разных местах школьного двора: у тропинки, на дорожке под деревом. Рассмотрели собранные образцы и сделали выводы, что в снегу находятся частички разных веществ, которые попали из воздуха. |
Преимущества использования цифрового микроскопа: - Высокое увеличение: Позволяет рассматривать мельчайшие детали объектов, недоступные для наблюдения невооруженным глазом. - Цифровая запись и обработка изображений: Возможность сохранять результаты наблюдений в виде цифровых фотографий и видео, а также обрабатывать их с помощью специальных программ для улучшения качества изображения. - Интерактивность: Цифровые микроскопы подключаются к компьютеру, что позволяет проводить совместные исследования и обсуждения результатов в режиме реального времени. - Безопасность: Использование цифровых микроскопов исключает необходимость контакта с потенциально опасными объектами, такими как микроорганизмы или химические вещества.
Использование цифрового микроскопа значительно расширяет наши возможности для изучения окружающего мира, позволяя заглянуть внутрь живых организмов, понять строение насекомых и выяснить происхождение загрязнений в природе. | |||
2 | Окружающий мир | «Как человек познаёт окружающую природу? Особенности разных методов познания окружающего мира» | Цифровая лаборатория |
2 | Окружающий мир | «Животные и их потомство. Размножение животных. Стадии развития насекомого, земноводных» | Цифровой микроскоп позволит визуально фиксировать и анализировать микроскопические изменения, происходящие на каждом этапе жизненного цикла организма. |
3 | Окружающий мир | «Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа» | Цифровой микроскоп |
3 | Окружающий мир | «Полезные ископаемые – богатство земных недр» | Цифровой микроскоп |
3 | Окружающий мир | «Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека» | Цифровая лаборатория по физиологии. Сенсор фотоплетизмографии и устройство для сбора данных от сенсоров. |
Цифровую лабораторию можно использовать во внеурочной деятельности. Так, на кружке «Эколята», применяем цифровую лабораторию при изучении тем: «Путешествие за капелькой воды», «Организм и окружающая среда», «Вода. Охрана воды». «Почвы. Охрана почв», «Здоровье человека иокружающая среда», «Я – юный исследователь».
На уроках и во внеурочной работе с использованием данного оборудования у детей развиваются умения и навыки применения полученных знаний в реальной учебной и жизненной практике, связанной с исследовательской деятельностью, повышается мотивация, появляется интерес.
Можно сделать вывод: работа с цифровой лабораторией способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
• использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
• использовать для уточнения и расширения своих знаний, об окружающем мире используя инструменты цифровой лаборатории.
• на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии.
У детей формируются ценности научного познания: проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием цифровой лаборатории.
Панкова Татьяна Владимировна
Елена Алексеевна