12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Куценко17
Моей педагогической деятельности больше 30 лет... Каждый раз я убеждаюсь в том, что самая большая ошибка кроется в том, что мы боимся в чём-то или в ком-то ошибиться. В действительности, мы должны ценить каждые моменты жизни...
Россия, Краснодарский край, Волгоград
7

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Куценко Н. И. преподаватель физики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли»,

г. Волгоград

   Аннотация. Статья посвящена процессу формирования экологического мировоззрения, что идёт непрерывно на протяжении всей жизни, проходя несколько этапов становления, каждый из которых, в зависимости от самоощущения имеет идентичный исследовательский характер.

   Ключевые слова. Исследовательский интерес, объекты исследования, природный инстинкт самосохранения, мироощущение, миропонимание.

        Уже с рождения мы ассоциируем себя с тем окружением, которое становится нам жизненно необходимым. Втягиваем в себя запах молока, ощущаем тепло маминых рук, мелодичные звуки её голоса. По-своему понимая тот мир, который нас окружает, начинаем различать нечто доброе и не очень, то, что мы обретаем и отвергаем. Начинаем строить взаимосвязи: мама – тепло и сытно, шум воды - мокро и неприятно, одиночество – страх и всё это понимание мира и своего места в нём.

        С созерцания некого пространства, что стало нашим обиталищем, приступаем к процессу понимания. С каждым разом мы расширяем границы своих наблюдений, начиная с игрушек, переводим взгляд на тикающие часы, на бесшумно перемещающийся пушистый комочек, иногда издающий мяуканье.

        Затем принимаемся пробовать на вкус, тянем к себе всё, начиная со своего мизинца и заканчивая над кроватной материей. Конечно же, наш мозг, не успевая за нами, не запоминает сразу наш объект изучения, и процесс повторяется многократно.

        Уже, научаемся прогнозировать ситуации, если слышим скрип двери, значит, нас может кто-то взять на руки, мы не одни, громкий хлопок – испугать, а лирическая мелодия – успокоить.

       Как же без эксперимента, замечаем, что, если проявить недовольство, нас тут же покачают, возьмут на руки; если потянутся к чему-то, хотя бы игрушку нам всё же подадут.

       Мы взрослеем, начинаем учиться и анализировать ту ситуацию, в которой находимся, понимать, что такое хорошо, и что такое плохо!

       Объекты исследования становятся крупнее, мир раздвигает границы, мы ходим в походы, для нас организуют экскурсии и путешествия.

Наш предел понимания мира расширяет границы, мы начинаем по-другому ощущать, воспринимать, созерцать, а стало быть, меняется картина действительности, пространство нашего бытия.

       Наблюдая за рыбками в аквариуме, замечаем, что им нравится, вызывает беспокойство, угнетает, когда они скрываются в своих пещерных домиках, какой корм они с удовольствием поглощают, какой свет их радует больше. Анализируя свои заметки, мы получаем некие факты, перепроверяя их, открываем для себя новые знания. Обрабатывая и изучая свои предположения, споткнувшись обо что-то непонятное, мы открываем ресурсы информации, где может быть зарыт подобный материал, с головой погружаемся в изучении опыта учёных - исследователей, сравнивая разные источники, гипотезы, открываем для себя новые слова, теорию, опыты и проделанные учёными эксперименты. Методика научных исследований, средства познания становятся ценностным ориентиром к построению новой картины мира.

        Мы начинаем по-другому осознавать действительность окружения.

        Познание нами истины, развивает определённый характер жизненных представлений. Нам уже не надо скрывать своё миро представление, что складывается из своего восприятия правильного, своих убеждения, своих идеалов и жизненных позиций.

        Рассматривая палитру красок и замечая, что близлежащие цвета гармонично сочетаются друг с другом, будь то красный, оранжевый, жёлтый, обнаруживаем, как всем им подходит зелёный цвет, который может быть разбавлен голубым небесным или молочной поволокой. Все эти вкусные цвета мы невольно, сами того не замечая переносим на свою тарелку, укладывая: оранжевую морковку, жёлтый перец, красный помидор и зелёные петрушку, перья лука и укроп. Наше сознание, непреднамеренно, эту цветовую гамму затем переносит в наши наряды. Эмоционально насыщенный комфорт палитры гармонирует с пространством нас окружающим. Нам хочется, чтоб это ощущение не уходило, пусть зелень, в которой утопают ягоды, цветы, овощи, обласканные жёлтыми лучами солнца, и, наполненные благоуханием, сады будут всегда.

        Окружение любого из нас, как правило, носит собственнический характер, нам свойственно эту принадлежность определять как моя семья, мой дом, моя лужайка, моя школа, мой колледж, мой город, моя страна, а это в глобальном масштабе – моя Земля.

       Любой из нас, как описывает в своих публикациях Слободчиков В. И. [1] по психологии развития личности, по собственному поведению проходит несколько этапов становления, каждый из которых, в зависимости от самоощущения, самосознания, имеет идентичный познавательный, а стало быть, исследовательский интерес. На каждом этапе своего развития мы оцениваем своё окружение, природный инстинкт самосохранения нам диктует требования оберегания всего, что рядом: обнаружив гусеницу бабочки, настораживаемся, в какой мере она опасна для нашего огорода, приступаем к исследованию, и, в завершении находим средства защиты, не в обход главной заповеди, «Не навреди!». Это же средство защиты, опробовав на своей территории, презентуем нашим соседям, понимая, что преодолеть распространение вредителя, бесспорно, не без помощи природных эскулапов, можно лишь общими усилиями.

       В бесконечном круговороте событий наше миропонимание, миро сознание, мировоззрение обогащается опытом, новой стратегией поведения, обязательностью перед своим окружением, желанием и готовностью благотворения, с феноменом природосбережения, через нескончаемые поиски истины.



Список использованных источников:

Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Изд-во, 2014г. 







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.