Статья «Использование приёма "чтение с остановками" и вопросов Блума для формирования навыков смыслового чтения на уроках литературы»
Использование приёма «чтение с остановками» и вопросов Блума для формирования навыков смыслового чтения на уроках литературы
В современной действительности наряду с навыками владения письмом и компьютерными технологиями чтение является одним из базовых умений, без которого человек не может полноценно развиваться и реализовывать себя в том или ином виде деятельности.
Огромную роль для всестороннего развития личности играет развитие навыков смыслового чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового компонента текста. Оно является метапредметным навыком, составляющие которого выступают компонентами всех универсальных учебных действий. В личностные входят такие как: мотивация чтения, мотивы чтения, отношение к себе и школе. Регулятивные включают принятие учеником учебной задачи, произвольную регуляцию деятельности. Познавательные содержат логическое и абстрактное мышление, оперативную память, концентрацию внимания, творческое воображение, объём словаря. Основная цель смыслового чтения – максимально точно понять содержание текста, выделить детали, осмыслить полученную извлечённую информацию на практическом уровне.
Учёными установлено, что процесс чтения состоит из трёх фаз: 1) восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, расшифровка текста; 2) извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста; 3) создание собственного нового смысла, то есть - присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Многие педагоги выделяют проблему, которая в настоящее время развивается в массовом масштабе: современные школьники не читают, а если и читают, то не понимают смысл прочитанного, не могут ответить на вопросы по содержанию текста, находят наиболее простые слова и додумывают самостоятельно упрощённый вариант изложенного. Дети воспринимают текст не как смысловое единство, а как изобразительное поле. Происходит механический тренинг, так называемое клиповое чтение. Искоренить его у обучающихся невозможно, остаётся только выбирать такие приёмы работы, которые окажутся более эффективными при работе с текстом и его смыслом.
Наиболее подходящим является приём «Чтение текста с остановками», во время которого задаются вопросы (Вопросы Блума). Данный приём представляет собой обсуждение содержания каждого смыслового фрагмента текста и прогнозирование дальнейшего развития сюжета. Учитель заранее разбивает текст на небольшие цельные законченные фрагменты, далее работа строится на чтении текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Они могут быть разными по уровню сложности и охватывать в полном объёме аспекты восприятия. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. Смысл указанного приема состоит в том, что каждый раз в момент остановки учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, формулируют понимание того или иного смыслового фрагмента. На каждой такой «остановке» задается от одного до трех вопросов. Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служат повествовательные произведения небольшие по объёму (2-5 страниц). «Чтение с остановками» используется для пробуждения у детей интереса к чтению, пониманию текста, способности его критическому осмыслению.
В качестве примера приведу фрагмент работы на уроке литературы во время изучения творчества И.С. Тургенева и его стихотворений в прозе (на уроке мы можем использовать анализ текстов по выбору). Заголовок текста (стихотворение в прозе «Старуха»), с которым покажу работу, учащимся не указываю специально, чтобы в начале урока не давать ту самую клиповую подсказку, о которой говорилось выше.
Чтение учителем первых предложений: «Я шел по широкому полю, один. И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною... Кто-то шел по моему следу.». Далее учителем задаются следующие вопросы: 1) Где находится рассказчик и что он делает? 2) Как вы думаете, кто может идти за ним? 3) Это животное или человек? Учащиеся выдвигают свои версии, обращают внимание на ключевые детали. При работе со следующим смысловым законченным фрагментом прозаического произведения можно задавать вопросы не только по выделению деталей анализируемого фрагмента, но и вопросы, касающиеся прогнозирования описанного события: Это положительный или отрицательный герой? Что с ним может произойти дальше? Хороший или плохой финал ожидается? и прочее. Таким образом, на уроке рассматривается весь текст, ребята сами раскрывают ключевые моменты текста: значение понятия «судьба», отношение людей к ней в разные периоды времени и так далее.
Использование приёма «чтение с остановками» и вопросов Блума является эффективным для формирования смыслового чтения на уроках. Он пробуждает интерес к чтению, пониманию смысловой составляющей текста.