12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Anastasia9316
2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Лесовая Анастасия Валерьевна

учитель начальных классов

ГБОУ «Гимназия № 8 им. Н.Т. Хрусталёва»

г. Севастополь


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


       На современном этапе развития общества существует проблема негативного влияния информационных потоков на личность. Это приводит к разрушению общепринятых норм человеческого общения.

     Запрос Российского общества нацелен на всестороннее развитие коммуникативно – развитой личности. В рамках учебного процесса в начальной школе одной из важнейших проблем развития учащихся является точность, образность, ясность произношения, т.е. выразительность речи, акцентируемая на прагматическом и эстетическом уровне.

      Согласно требованиям ФГОС НОО третьего поколения, речевое развитие школьников должно носить деятельностный характер [1, с.3-4]. Реализация данных требований напрямую связана с организацией проектной деятельности.Этой точки зрения придерживаются исследователи Е.Н.Бичерова, М.В.Дубова, Е.Н.Землянская, И.А.Колесникова, Н.В.Матяш, П.А.Маслов, М.К.Хуснетдинова и др. Утверждается, что  возрастной диапазон применения проектов в системе школьного образования практически ничем не ограничен, младший школьный возраст является начальным этапом освоения проектной деятельности, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

      Однако, реализация проектной деятельности в начальной школе на предметном уровне проходит недостаточно эффективно. Логично предположить, что необходимым средством, способным ориентировать младших школьников на получение продукта речевой деятельности, является проектная задача. Это подтверждено разработчиками ФГОС (НОО) А.Б. Воронцовым В.М.Заславским, С.В.Егоркиной, М.В.Енжевской, С.В.Клевцовой и др. [3, с. 45].

     Исходя из диаметральности данных позиций, считаю важным, определить, каким образом должна быть построена методика обучения чтению, в частности выразительности речи, посредством проектных задач.

     Мной сделана попытка научно обосновать реализацию развития интонационной и лексической стороны выразительности речи младших школьников на уровне определения следующих критериев.

              Во-первых, внедрение проектных задач в уроки литературного чтения должно быть подчинено определённой этапности. Программа исследования должна включать в себя 4 этапа: ориентировочный, внедрение интонационных средств, внедрение лексических средств, творческий. Данные этапы целенаправленны на проектную деятельность. Таким образом, обеспечивается учёт концепции структуры деятельности, а также повышение самостоятельности освоения деятельности.

         Во-вторых, каждый из этапов предполагает чётко определённую периодичность проведения проектных задач. На каждом из этапов приблизительно по 10 проектных задач, всего около 40. Для решения даётся определённое количество уроков в зависимости от поставленной цели.

        В-третьих, развитие выразительности речи должно опираться на проблемную ситуацию. Цель выполняемой деятельности должна быть сообразной комплексу основных положений методологического характера, определяющих исследовательский подход к построению уроков. На основе концепции может быть выдвинута гипотеза исследования, то есть открытие новых знаний. Из неё вытекают содержание деятельности и собственно продукт деятельности.

         В-четвёртых, в основу обучения должна быть положена специальная типология проектных задач, разработанная с учётом мнений ведущих учёных в области проектной деятельности, а именно задачи на внедрение открытия (по К.Н. Поливановой), задачи самоконтроля (по А.Н. Савенкову) и задачи рефлексии (по А.Б. Воронцову).

              В-пятых, с точки зрения структуры исследовательского подхода к структуре урока, реализация проектных задач должна проходить на этапе «Проверки или внедрения нового открытия» при выполнении самостоятельной деятельности. Это обеспечит осмысление ребенком учебного материала и повысит успешность реализации цели урока.

        В условиях новой образовательной парадигмы школы проектная задача должна занимать основное место на уроках в начальной школе. Соблюдение ряда ключевых аспектов, а именно типологии, периодизации, этапности и проблемности позволит повысить уровень развития речи младших школьников, позволит освоить действия находить и использовать интонационные и лексические средства выразительности в своей собственной речи, в том числе и на творческом уровне, оценивать речь окружающих.


 Список литературы:

  1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения: 02.01.2023)
  2. Бычков, А. В. Метод проектов в современной начальной школе. – 2-е изд., доп.: М : АБВ-Издат, 2018. – 100 с.
  3. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /под ред. А.Б.Воронцова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
  4. Елизаров, А. А. Учебный проект в школе: высокий педагогический результат. / А.А. Елизаров, М.Н. Бородин, Н.Н. Самылкина. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 64 с.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.