Конспект урока истории «Использование произведений изобразительного искусства как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроке истории "Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877–1878 гг."» (9 класс)

4
0
Материал опубликован 23 July

Использование произведений изобразительного искусства как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроке «Россия и Балканы. Русско - турецкая война 1877-1878 гг.»

9 класс

Цели и задачи урока.

Образовательные:

систематизировать знания учащихся о направлениях внешней политики России в к. XIX в. и способах их реализации;

изучить причины, ход и последствия русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.;

определить значение победы России в русско-турецкой войне;

формировать у учащихся умение извлекать и анализировать историческую информацию, работая с художественной картиной.

Развивающие:

развитие мыслительной деятельности учащихся;

развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Воспитательные:

развитие интереса школьников к прошлому и настоящему;

формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству;

способствовать формированию духовно-нравственных норм;

воспитывать любовь к Родине и её культуре, истории, активную гражданскую позицию;

воспитывать негативное отношение к войне как методу решения международных вопросов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация;

настенная карта;

сообщения учащихся по отдельным вопросам.

Ключевые дефиниции:

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.

Берлинский конгресс – июнь 1878 г.

Плевна

Шипкинский перевал

Метапредметные результаты обучения:

умение работать с вещественными и изобразительными источниками;

соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими историческими данными;

выражать отношение к деятельности людей в прошлом с позиции духовных ценностей общества в изучаемую эпоху;

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего.

Предметные результаты обучения:

умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;

навыки работы с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Личностные результаты обучения:

развитие общей культуры учащихся, приобщение их к историко-культурной традиции человеческой цивилизации;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

развитие общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности;

использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

умение передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Ход урока

I Организационное начало урока.

II Определение целей и задач урока.

III Актуализация знаний. Проверка домашнего задания: составить кластер «Основные направления внешней политики Александра II» по тексту учебника п. 1-4 параграфа 21(Учебник: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. История России. 9 класс. В 2 ч. Ч. I.-М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

t1721711835aa.gif

Основные направления внешней политики Александра II

 

 

 

 

 

t1721711835ab.gift1721711835ac.gift1721711835ad.gift1721711835ae.gif

 

t1721711835af.gift1721711835ag.gif

США

Англия

Западная

Европа

 

 

 

 

 

 

t1721711835ah.gift1721711835ai.gif

Дальний

Восток

Средняя

Азия

 

 

 

Подведение итогов выполнения домашнего задания.

Какие внешнеполитические задачи удалось решить в период правления Александра II?

Какими способами удалось этого достичь?

IV Изучение нового материала

На предыдущем уроке отдельные учащиеся получили задания опережающего характера.

Составить хронологическую таблицу «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.» по тексту п. 5 параграфа 21.

Дата

Событие

Значение

12. 04. 1877 г.

Объявление Россией войны Турции

Начало войны

Лето 1877 г.

Русская армия заняла ст. Тырново и Шипкинский перевал Турецкая армия заняла г. Плевну

Угроза окружения русской армии

Лето-осень 1877 г.

Осада Плевны русской армией. Сдача Плевны

Перелом в ходе войны в пользу русской армии

Январь 1878 г.

Разгром турок у Шипки. Захват русской армией г. Сан - Стефано

Победоносное окончание войны

19 февраля 1878 г.

Подписание Сан -Стефанского мирного договора

Отмена унизительных статей Парижского мирного договора, запрещавших России иметь флот и укрепления на Черном море Выход из международной изоляции и подтверждение Россией статуса великой державы

Ознакомление с событиями русско-турецкой войны.

Вывешивание таблицы на доску.

Показ на карте всех упоминаемых географических объектов.

Подготовить описание картин В. В. Верещагина из Балканской серии:

«На Шипке все спокойно»

«Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»

«Перед атакой. Под Плевной»

«После атаки. Перевязочный пункт под Плевной»

«Победители»

«Побежденные. Панихида»

«Апофеоз войны»

Вступительное слово учителя.

Всю жизнь посвятил Василий Васильевич Верещагин изображению войны. Непревзойдённый художник-баталист, он писал с натуры прямо на полях сражений. Верещагин первым из художников-баталистов увидел в войне не героическое действие, не триумф полководцев, а кровь, горе и величайшую трагедию. Авторитет Верещагина - «борца с войной» - у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.

Верещагин никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики. Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потери независимости, того, что "последует, когда мне заткнут глотку деньгами", как он однажды выразился. "Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным", - Верещагин всю жизнь был верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими.

В начале 1877 года началась русско-турецкая война. Узнав об этом, художник тотчас же бросил в Париже свои начатые картины и отправился в действующую армию. Без казенного содержания, но с правом свободного передвижения, он попал в число адъютантов главнокомандующего Дунайской армии. Василий Васильевич принял участие в ряде сражений, стал свидетелем многих битв. Каждую свободную минуту он хватался за карандаш и краски, работать ему нередко приходилось под турецкими пулями. На вопросы друзей о том, зачем он добровольно участвует в боях и рискует жизнью, художник отвечал: «Нельзя обществу дать картины настоящей войны, глядя на битву в бинокль… Нужно все прочувствовать и проделать самому, участвовать в штурмах, атаках, победах и поражениях, познать холод, голод, раны, болезни…»

t1721711835aj.jpg

В. В. Верещагин

Ознакомление с картинами Верещагина из Балканской серии. Соотнесение их с событиями войны в хронологической таблице.

t1721711835ak.jpg

«На Шипке все спокойно», триптих 1878–1879 гг. Холст, масло. Частные коллекции, Костромской государственный объединенный художественный музей. Балканская серия

Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Несмотря на снежную бурю и лютый холод, он до последнего вздоха держит пост на захваченном Шипкинском перевале: на третьей картине от него остается лишь сугроб да кончик торчащего из-под снега штыка. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Этот триптих рассказывает о недобросовестности и безответственности руководителей армии, которые старательно скрывали настоящее положение дел. Война здесь — не в прекрасных батальных сценах и глазах, горящих героизмом, а в непростительной беспечности командиров, которым дела нет до своих людей. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. За период с сентября по декабрь 1877 года 700 человек выбыли из строя ранеными и убитыми, а больше 9000 — больными. Но разве генералам было до этого дело? «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу.

 

t1721711835al.jpg

«Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой» 1878–1879 гг. Холст, масло. 147×299 см. Государственная Третьяковская галерея.

Сражение за Шипкинский перевал произошло 9 января 1878 года и принесло русской армии долгожданную победу. Наконец закончилась изнурительная оборона, и пришло время героям ликовать. Генерал Скобелев объезжает шеренги выживших с поздравлениями, и солдаты радостно подбрасывают в воздух шапки. Резво скачет белый конь, развевается победное знамя. Только какая цена у этой победы? Веселье и радость победителей не так важны, раз на переднем плане оказались десятки окровавленных и изувеченных тел — русских и турецких солдат. В отличие от собратьев, они навсегда останутся в снегах под Шипкой. Это полотно Верещагина вошло в Балканскую серию, посвященную событиям Русско-турецкой войны. Свою работу над циклом он описывал так: «Возьмешься писать, разрыдаешься, бросишь... За слезами ничего не видно...»

t1721711835am.jpg

«Перед атакой. Под Плевной» 1881 г. Холст, масло. 179×401 см. Государственная Третьяковская галерея.

Командование отдало приказ о штурме Плевны. Войско готово начать наступление. Император Александр II вглядывается вдаль, адъютанты рассматривают врага в бинокль. Как ни парадоксально, командиры почти никогда не участвуют в сражении. Они только отдают приказы, посылая на смерть простых людей. На этой картине Верещагина руководители армии даже не могут толком разглядеть происходящее. Они визуально отделены от войска и выглядывают «из-за угла». В день атаки император наблюдал за сражением с «закусочной горы» — холма, где он со штабом отмечал именины и поднимал бокалы шампанского «за здоровье тех, которые там теперь дерутся». После битвы художник возвращался к этому месту: «Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Только на одной горе нет ни костей человеческих, ни кусков чугуна, зато до сих пор там валяются пробки и осколки бутылок шампанского — без шуток».

t1721711835an.jpg

«После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» 1878–1881 гг. Холст, масло. 183×402 см. Государственная Третьяковская галерея.

Третий штурм Плевны обернулся полным провалом — русская армия потеряла около 13 000 человек и была вынуждена временно отступить. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Василий долго бродил среди разлагающихся тел погибших, стараясь его отыскать, и это зрелище произвело на него неизгладимое впечатление. Художник вспоминал о днях после сражения: «Число раненых было так велико, что превзошло все ожидания. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. <...> Каждый из докторов работал за двоих, сестры милосердия оказали невознаградимые услуги в эти дни, и, несмотря на то, все-таки массы раненых по суткам оставались без перевязки и без пищи. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Многочасовые страдания, боль, агония и часто тяжелая смерть — цена, которую нужно заплатить любой войне, ради чего бы она ни велась.

t1721711835ao.jpg

«Победители» 1878–1879 гг. Холст, масло. 180×301 см. Киевский национальный музей русского искусства.

Еще одна картина о Русско-турецкой войне изображает финал битвы под Телишем, когда по вине командующих был почти полностью уничтожен русский полк. Снова на холсте тела погибших и немногочисленные выжившие. Но ужас этой картины не в унесенных смертью жертвах. Ужасна бесчеловечность тех, кто остался жить. Победители-турки рыщут по карманам убитых — вдруг найдется что-то ценное? Тут же стягивают с еще теплых тел мундиры и сапоги и весело хохочут, забирая в плен одного из уцелевших. Война шокирует и замыливает глаз, и в какой-то момент жестокие поступки перестают казаться противоестественными. Верещагин показывает неуважение к погибшим — пусть и врагам, но таким же людям, у которых дома остались дети и семьи.

t1721711835ap.jpg

«Побежденные. Панихида» 1879 г. Холст, масло. 179,7×300,4 см. Государственная Третьяковская галерея

После окончания штурма Плевны и Русско-турецкой войны Верещагин написал: «Не могу выразить тяжесть впечатления, выносимого при объезде полей сражения в Болгарии. В особенности холмы, окружающие Плевну, давят воспоминаниями — это сплошные массы крестов, памятников, еще крестов и крестов без конца». На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами, и нет им конца и края. Две мрачные фигуры священника и командира, совершающие панихиду, — единственное живое, что здесь есть. Небо в трауре льет горькие слезы по великой человеческой глупости, заставляющей раз за разом, из поколения в поколение затевать бессмысленные и жестокие войны.

t1721711835aq.jpg

«Апофеоз войны» 1871 г. Холст, масло. 127×197 см. Государственная Третьяковская галерея

Пожалуй, это самое известное полотно художника, которое венчает его творчество. На картине раскаленная пустыня, выжженный фруктовый сад, руины города — все, что осталось от некогда цветущего края. Стая стервятников кружится над этим кладбищем в поисках добычи. Верещагин прекрасно знал человеческую анатомию и старательно выписал каждый череп в огромной пирамиде. Эти останки принадлежат не только солдатам: здесь и старики, и женщины, и дети. А значит, война касается всех. И уничтожает — всех. Эта работа — нравственная проповедь всем живущим и апофеоз философии Верещагина. На раме адресная надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Верещагин ненавидел войну, хотя всю жизнь самоотверженно писал только ее. Он погиб, делая зарисовки очередного сражения во время морского столкновения России и Японии. О своем творчестве он писал: «Существует немало других предметов, которые я изображал бы с гораздо большей охотой. Я всю свою жизнь горячо любил и хотел писать солнце».

V Закрепление нового материала.

Что привело к русско-турецкой войне?

Какое значение имела победа России в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.?

VI Домашнее задание: изучить текст учебника п. 5 параграфа 21.

Выполнить задания:

подготовить биографический портрет генерала М. Д. Скобелева, используя дополнительные источники информации;

объяснить слова А. М. Горчакова: «Говорят, что Россия сердится. Нет, Россия не сердится, Россия собирается с силами».

VII Подведение итогов урока.

Что открыли, узнали на уроке?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

Заключительное слово учителя.

Власти обвиняли художника в антипатриотизме, в сочувствии теперь уже турецкой армии, в умышленной дискредитации русского генералитета. Высказывались даже предложения лишить Василия Васильевича звания Георгиевского кавалера, арестовать и отправить в ссылку. К слову, не только в нашей стране, но в Европе, а позднее и в Америке, правящие круги опасались обличительного, антимилитаристского влияния верещагинских картин. Например, позднее художник писал из США: «На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам «господ» этих, нежелательно».

«Верещагин кистью старался показать людям, что война - самая ужасная, самая нелепая вещь на свете... Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство? Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения», - так высказался тогда японский писатель Никадзато Кайдзан.

Список использованной литературы

1.Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. Учеб. для студентов высших учеб. заведений. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

Интернет - ресурсы

1. Бунтарь. Воин. Атеист [Электронный ресурс],- https://vereshchagin.lenta.ru/( дата обращения: 12.04.2018)

2. Василий Васильевич Верещагин: 10 самых страшных картин [Электронный ресурс],- https://vtbrussia.ru/culture/rm/vereshchagin-poslanie-chelovechestvu/ (дата обращения 07.07.2018)

3. Правда о войне в творчестве художника В. В. Верещагина [Электронный ресурс],- https://www.liveinternet.ru/users/muza-105/post321746946 (дата обращения 23.08.2018)

4. Приемы работы с учебной картиной на уроках истории [Электронный ресурс],- http://pedlib.ru/Books/4/0029/4-0029-139.shtml (дата обращения 15.09.2018)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации