Статья на тему «Использование контекстных задач на уроках физики в условиях дистанционного обучения»
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью по теме «Теория и практика дистанционного обучения учащихся»
Ульяновская область, рабочий посёлок Тереньга, МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ», учитель физики – Данилова Наталья Ивановна
Использование контекстных задач
на уроках физики
в условиях дистанционного обучения
Современный мир – это мир высоких технологий. Мир, требующий от выпускника школы, отличных предметных знаний. Мир, который ставит перед педагогами высокие планки качества образования, диктует свои требования не только к обучению учащихся, но и к самому выпускнику школы. Современный выпускник школы должен быть высокообразованным, коммуникабельным, целеустремлённым, креативным, обладать лидерскими качествами, а самое главное – уметь ориентироваться в большом потоке информации. Такие высокие условия к современному выпускнику требуют от педагога высокого мастерства преподавания, умения использовать современные образовательные технологии. В этом плане 2020 год «подарил» нам такую возможность. Дистанционное образование – это новая форма преподавания. Новый вызов для педагогических технологий. И освоить их педагоги должны были в кратчайший срок.
Дистанционное образование интересное и многообещающая форма работы. Она помогает расширить возможности получения учениками новой учебной информации. При этом учащиеся самостоятельно могут изучать темы уроков, посмотрев интернет уроки. Да, это, наверное, хорошо. Но для работы ученик должен быть подготовлен, быть самодисциплинированным и прежде всего заинтересованным лично в получении знаний. И на этом этапе мы получаем определённые трудности, проблемы. Прежде всего, очень мало учеников, которые в таких условиях могут самостоятельно получать знания. Ни для кого не секрет, что при выполнении дистанционных самостоятельных или контрольных работ ученики «незаконно» могут использовать технические подсказки (передают ответы по телефону, списывают из решебников и т.д…).
Как быть? Что делать? Как на расстоянии установить межличностный контакт между участниками образовательного процесса (ученик - учитель)? Как поддерживать ежеурочно высокую мотивацию на получение знаний каждым учеником? Как объективно поставить оценку ученику? Для решения этих задач, в своей работе я использую технологию контекстного обучения. Психолого-педагогические основы контекстного обучения были разработаны российским психологом А. А. Вербицким и его последователями. «Контекстное обучение – это обучение, в котором осуществляется трансформация учебно-познавательной деятельности в социально-практическую». Контекстное обучение относится к образовательным технологиям, главная задача которых состоит в оптимизации преподавания и обучении с опорой не на процессы восприятия или памяти, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Используя контекстное обучение я активизирую процесс развития личности ребёнка.
Физика – интересный и трудный предмет. Предмет высокого симбиоза учебных дисциплин: математики, химии, истории, литературы, географии и т.д. Предмет на котором ученик учиться выдвигать гипотезы, анализировать физические процессы, проводить физические эксперименты. Но самым трудным, как показывает практика, является умение правильно решать физические задачи. Способов решения задач много, и они хорошо известны. Главным для этого становится правильная организация самостоятельной деятельности учащихся по решению задач. Самостоятельная деятельность ученика позволит сформировать у него глубокие и прочные знания.
Что такое контекстная задачи? Это задачи с практическим содержанием, условием которых являются конкретные жизненные ситуации. Это нестандартные задачи, они предлагаются в виде познавательной проблемы. Физика - один из тех предметов, на котором можно активно реализовывать данную технологию, так как в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к подготовке учащихся на этапе формирования регулятивных универсальных учебных действий учитель должен сформировать у учащихся умения самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Такие задачи позволяют видеть физические явления в повседневной жизни. Вопросы, предлагаемые в контекстных задачах, вызывают интерес к предмету, способствуют лучшему усвоению материала и пониманию сути изучаемых законов физики, связь которых с жизнью становится ещё более очевидной. Особенно эффективны такие задачи, когда в качестве материала для них предлагаются репродукции картин известных художников, отрывок из художественного произведения или стихи.
Часть вопросов в заданиях ЕГЭ и ОГЭ сформулированы в форме контекстных заданий и, как правило, их решение вызывает проблемы у учащихся, поэтому вырабатывать навык решения ситуационных задач важно уже с 7 класса. Умение решать контекстные задачи развивает такие личностные качества, как самостоятельность и критичность мышления, способность к самоорганизации, что предусматривается в ФГОС, формирует прочную систему базовых знаний и умений, и помогает учащимся готовиться к государственной итоговой аттестации.
Контекстные задачи можно применять на всех этапах урока: и при объяснении нового учебного материала для создания проблемной ситуации, и при первичном закреплении знаний, и при выполнении самостоятельных или лабораторных работ. Они развивают познавательный интерес, мышление, способствуют формированию умения наблюдать, делать выводы. Тем самым повышают у ребят мотивацию к обучению. А главное, при решение таких задач нет возможности списать. Каждый ученик отвечает и работает самостоятельно.
Например:
1. Текстовые задачи.
С.Т. Аксаков. «Очерк зимнего дня»
В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы, особенно с зимних поворотов, когда по народному выражению солнышко пошло на лето, а зима на мороз. Стужа росла с каждым днем, а 29 декабря ртуть застыла и опустилась в стеклянный шар...
... Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты, и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней...
В тексте С.Т. Аксакова нашла своё отражение конкретная жизненная ситуация. В нём прекрасно иллюстрированы явления природы. «Очерк зимнего дня” учит ребят подмечать в обычных, на первый взгляд, явлениях важные и интересные свойства окружающего мира. В зависимости от уровня подготовки ученики отвечают на вопросы или самостоятельно анализируют текст.
Вопросы для ребят (заготовки):
- Какие физические явления и процессы описаны в данном отрывке?
- Какая температура установилась в декабре 1813 года?
- Представьте процесс перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое в виде логической цепочки.
Текстовые задачи, используемые при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
9 класс- Гало и венцы
Гало — оптическое явление, заключающееся в образовании светящегося кольца вокруг источника света. Термин произошёл от фр. halo и греч. halos -«световое кольцо».
Гало обычно возникают вокруг Солнца или Луны, иногда — вокруг других мощных источников света, таких как уличные огни. Они вызваны преимущественно отражением и преломлением света ледяными кристаллами в перистых облаках и туманах. Для возникновения некоторых гало необходимо, чтобы ледяные кристаллы, имеющие форму шестигранных призм, были ориентированы по отношению к вертикали одинаковым или хотя бы преимущественным образом.
Отражённый и преломлённый ледяными кристаллами свет нередко разлагается в спектр, что делает гало похожим на радугу, однако гало в условиях низкой освещённости имеет малую цветность. Окрашенные гало образуются при преломлении света в шестигранных кристаллах ледяных облаков; неокрашенные (бесцветные) формы — при его отражении от граней кристаллов. Иногда в морозную погоду гало образуется очень близко к земной поверхности. В этом случае кристаллы напоминают сияющие драгоценные камни.
Вид наблюдаемого гало зависит от формы и расположения кристаллов. Наиболее обычные формы гало: радужные круги вокруг диска Солнца или Луны; паргелии, или «ложные Солнца», - слегка окрашенные светлые пятна на одном уровне с Солнцем справа и слева от него; паргелический круг — белый горизонтальный круг, проходящий через диск светила; столб — часть белого вертикального круга, проходящего через диск светила; он в сочетании с паргелическим кругом образует белый крест.
Гало следует отличать от венцов, которые внешне схожи с ним, но имеют другое происхождение. Венцы возникают в тонких водяных облаках, состоящих из мелких однородных капель (обычно это высококучевые облака) и закрывающих диск светила, за счёт дифракции. Они могут появиться также в тумане около искусственных источников света. Основная, а часто единственная часть венца — светлый круг небольшого радиуса, окружающий вплотную диск светила (или искусственный источник света). Круг в основном имеет голубоватый цвет и лишь по внешнему краю — красноватый. Его называют также ореолом. Он может быть окружён одним или несколькими дополнительными кольцами такой же, но более светлой окраски, не примыкающими вплотную к кругу и друг к другу.
11 класс (Астрономия)
Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики некоторых спутников планет Солнечной системы.
Выберите все верные утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.
1) Масса Луны больше массы Ио.
2) Ускорение свободного падения на Тритоне примерно равно 0,79 м/с2.
3) Сила притяжения Ио к Юпитеру больше, чем сила притяжения Европы.
4) Первая космическая скорость для Фобоса составляет примерно 0,08 км/с.
5) Период обращения Каллисто меньше периода обращения Европы вокруг Юпитера.
Получив навыки работы с текстами, ученикам будет несложно выполнять такие задания в КИМах ОГЭ или ЕГЭ.
2 . Задачи, зашифрованные в картине, басне сказке.
1. К. Маковский “Дети, бегущие от грозы”
Анализируя картину, ребята вспоминают физические явления. Устанавливают связь между ними. И как всегда, в зависимости от уровня подготовки ученика педагогом ставится задача: отвечать по вопросам или самостоятельно анализировать.
Вопросы, для ребят (заготовки):
- Под действием какой силы прогибаются доски мостика?
- Какая возникает сила упругости?
- Куда направлена сила упругости?
- Сделайте чертёж и покажите направление этих сил.
Более высоким уровнем для ребят может служить задание- составление задачи к данной ситуации, введя дополнительные физические величины.
Например:
- С какой силой давят на мостик сестрёнки, если масса одной- 42 кг и другой- 12 кг?
2. Рассмотрите картину художника В. Васнецова «Ковер-самолет» и определите в какую сторону света летит ковёр – самолёт?
3. Сказки и басни.
При такой работе ребята, прежде всего, определяют тему физической проблемы и могут решить её, используя подготовленные педагогом вопросы или самостоятельно составляют задачи. Задачи могут быть качественными или графическими.
4. Задачи с физическими неточностями.
Но лебедь рвётся в облака, рак пятится назад,
А щука тянет в воду. Кто виноват из них-
Судить не нам, да только воз и ныне там. (И.А Крылов «Лебеди, щука и рак»)
Так ли это на самом деле?
Сегодня в полдень пущена ракета.
Она летит куда быстрее света
И долетит до цели в семь утра
Вчера. (С.Я.Маршак)
Может ли с такой скоростью лететь ракета?
Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла.
Какой закон нарушен?
Примеров контекстных задач очень много. И каждый педагог подбирает их исходя из знаний интеллектуального уровня класса. Учитель при этом не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует учащихся к развитию, создаёт условия для их самовыражения и самореализации. При контекстном обучении ученик получает не “порцию информации”, а навык к исследовательской деятельности.
Задача педагога - способствовать развитию у учащихся желания учиться на протяжении всей жизни. А учитель - «указатель» на дороге, ведущей к знаниям.
Кияйкина Наталья Федоровна
Данилова Наталья Ивановна