Использование современных образовательных технологий на занятиях русского языка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА
преподаватель филологических дисциплин
специалист 1 квалификационной категории
ГПОУ «Харцызский технологический техникум»
ГОУ ВПО «ДонНТУ»,
Скрипка Анна Викторовна
В контексте модернизации современного образования ставится задача повышения и развития языковой культуры нашего общества, в решении которой особая роль принадлежит учебной дисциплине «Русский язык», которая входят в программу подготовки специалистов среднего звена.
Традиционное обучение культуре речи мало приспособлено для свободного творческого общения обучающихся, заинтересованного обсуждения, осмысления той или иной темы, слабо стимулируя активный творческий поиск в рамках развития учебно-познавательной деятельности.
Чтобы подготовить нового, конкурентноспособного специалиста педагог должен обладать следующими качествами: быть креативным; владеть современными образовательными технологиями; быть открытым к новшествам; быть мотивированным на работу со студентами различных категорий; быть способным к личностному и профессиональному развитию.
Современного педагога должна отличать готовность к инновационной деятельности. Эта деятельность должна быть направлена и на разработку и реализацию новых образовательных услуг, и на усовершенствование образовательных технологий, уже используемых в практической деятельности.
Цель изучения учебного предмета «Русский язык» заключается не только в формировании навыков владения русским языком, но и для обобщения и расширения знаний по русскому языку и культуре речи, что приводит к совершенствованию языка в практической деятельности, обогащает лексический запас студентов, формируют ряд специальных компетенций.
Считается, что учебная дисциплина по русскому языку в средних профессиональных образовательных организациях направлена на формирование следующих компетенций:
- лингвистическая компетенция, содержащая умение проводить лингвистический анализ языковых умений;
- языковая компетенция, в которую входят соблюдение языковых норм и владение практическими навыками русского языка;
- коммуникативная компетенция, как умение обрабатывать услышанную информацию и создавать свою на её основе, владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь в устной и в письменной форме.
Для эффективного формирования данных компетенций необходимо создание таких условий образовательной среды, которые будут повышать интерес обучающихся к изучаемым темам, т. Е. развивать познавательный интерес. Такие условия формируются путём применения современных образовательных технологий.
Термин «образовательная технология» как и остальные термины дидактики весьма многозначен (более трехсот формулировок). Вот несколько примеров определения данной категории:
содержательная техника реализации учебного процесса (В.С. Беспалько);
описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);
продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным созданием комфортных условий для учащихся и учителя (В.Н. Монахов);
системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
За последнее время наиболее актуальными становятся технологии:
Традиционные технологии (классно-урочная система);
Технология развивающего обучения;
Технология проблемного обучения;
Технология интегрированного обучения;
Технологии уровневой дифференциации;
Игровые технологии;
Информационно – коммуникационная технология;
Групповые технологии;
Педагогика сотрудничества;
Технология развития критического мышления;
Модульная технология;
Проектная технология;
Кейс – технология;
Технология мастерских;
Здоровьесберегающие технологии.
Можно указать, по крайней мере, на три важных причины, вследствие которых многие преподаватели-словесники приходят к их использованию на лекционных и практических занятиях:
- во-первых, изменилось время, общество и образовательная среда. Обучающийся приходит в техникум и независимо от места проживания (город, посёлок и т.п.), ему требуется не только аудиальный и статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный. Потому что по-другому – «скучно», и он успевает воспринять и отключиться. Обучающийся сегодня, думает быстрее, чем предполагает традиционное (классическое) преподавание;
- вторая причина вытекает из первой: скорость реакций обучающегося при восприятии информации растёт и не всегда подчиняется управлению педагогом. Значит, необходимо предусмотреть возможность «ведения», обучающегося самими мультимедийными средствами обучения;
- третья причина связана с осознанием, что в информационном пространстве, прежде всего, растет объем информации. Обучающийся не может справиться с нарастающим линейным потоком данных. И только информационно-коммуникативные технологии позволяют справиться с этими трудностями.
Считаю, что использование современных образовательных технологий на занятиях русского языка даёт высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности студентов и интереса к предмету;
- развивает логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность студентов;
формировать элементы информационной культуры;
прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
идти в ногу со временем.
Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе необходимо использовать различные современные образовательные технологии, они дают возможность повышать качество образования, они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Рассмотрим некоторые, часто применяемые мной образовательные технологии на занятиях русского языка.
В своей педагогической деятельности использую технологии развития критического мышления, проектного обучения, игровые (имитационные, ролевые, дидактичные, «деловой театр», лингвистические игры: бег с барьерами, дуэль, вопрос, камень преткновения, лингвистическая палеонтология, выловы ошибку, переводчик, рекламный ролик, фразеологическая конструкция), проблемного обучения, уровневой дифференциации обучения (работа с группой студентов, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств), групповые технологии (групповой опрос, нетрадиционные уроки – урок-круглый стол, урок-игра, интегрированный урок и др.), компьютерные технологии (формируют умения работать с информацией, развивают коммуникативные способности, подготавливают личность «информационного общества», дают студенту так много учебного материала, как только он может усвоить, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, т.е. компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия студента и преподавателя, «вступать» с ними в диалог.
Кроме того в работе преподавателя компьютер представляет: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); индивидуальное (информационное пространство; тренажёр; средство диагностики и контроля), исследовательской деятельности (идентификация слова, исследование-анализ, наблюдение по языковому материалу, исследование-возобновление, исследование-дифференциация, творческое конструирование), технология «Дебаты», портфолио; здоровьесберегающие технологии, как личностно – ориентированное и личностно-развивающее обучение.
Рассмотрим примеры использования интернет-ресурсов на занятиях русского языка.
1.Проектная работа обучающихся «Составление коллективного словаря» с помощью сервисов Гугл. Пример словаря: https://goo.gl/r4oUoH
Результаты составления коллективного словаря: формирование коммуникативной, лингвистической навыков поисковой и исследовательской деятельности и ИКТ-компетентности обучающихся, умение работать со знаково-символьной системой, обогащение словарного запаса обучающихся, формирование.
2. Карточки для индивидуальных занятий, созданные с помощью сервиса https://learningapps.org/
Возможности сервиса:
• Бесплатный;
• Дружелюбный русскоязычный интерфейс;
• Обязательна регистрация по e-mail:
• Быстрота создания упражнений;
• Моментальная проверка правильности выполнения задания;
• Возможность встраивания задания на html-страницу;
• Многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
• Содержит большую коллекцию упражнение, созданных другими;
• Постоянно развивается.
3.Создание проекта «Лента времени» с помощью сервиса https://www.timetoast.com/
4. Лингвистические истории, сказки. На внеурочном занятии можно устроить конкурс лингвистической сказки.
Возможности сервиса littlebirdtales: бесплатная версия, работа с текстом, работа со звуком, рисовать в сервисе и вставлять графику.
Примеры работ: https://goo.gl/4vaFSH , https://goo.gl/nykT6f .
5. «Веселая лингвистика». Создавать проекты – рисунки, схемы, иллюстрирующие различные языковые явления, можно самим, а можно воспользоваться интернет ресурсами, такие как http://atkritka.com/
6. Упражнения типа «Говорим правильно» и связанные с ними проекты можно выполнять с помощью специального сервиса https://online-microphone.ru/
Алгоритм работы:
• Отберите слова для эксперимента.
• Проверьте по орфографическому словарю правильное произношение.
• Распечатайте на листке формата А4 каждое слово.
• Подготовьте для съемки смартфон.
• Один студент показывает листок со словом респонтенту, другой снимает.
• Обработайте результаты опроса, занеся данные в таблицу и составив диаграмму.
• Смонтируйте небольшой видеофильм о вашем эксперименте.
7. Различные виды упражнений на отработку орфографических правил, упражнения, в которых требуется указать лексическое значение того или иного слова, упражнения на расставку знаков препинания можно выполнить, воспользовавшись сервисом http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех.
8. Не стоит забывать и про контекстный поиск. Компьютер и интернет-ресурсы на занятиях русского языка могут быть использованы на таких типах и этапах урока:
наглядное объяснение материала;
выборочное использование дополнительного материала;
использование диагностических материалов,
самостоятельная работа с самопроверкой;
на этапе закрепления и контроля знаний;
использование игровых и занимательных программ;
организация проектной деятельности обучающихся;
организация работы в группах, внеклассной работы и работы с родителями;
использование систем контроля и мониторинга качества знаний.
При подготовке к занятиям эффективно можно использовать следующие Интернет-ресурсы:
а) Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
б) Издательский дом «Первое сентября», http://rus.1september.ru – газета «Литература», «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы», «Я иду на урок русского языка».
в) Словесник– http://www.slovesnik-oka.narod.ru
– архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.
д) http://fcior.edu.ru , http://eor.edu.ru.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
е) http://www.school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ё) http://www.ege.edu.ru/
Официальный информационный портал ЕГЭ.
Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности преподавателя. Можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного студента к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о новых образовательных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном преподавателе, о преподавателе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Таким образом, современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Список использованных источников
1.Аствацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков [Электронный ресурс] / Г.О. Аствацатуров – Волгоград: Учитель, 2009. – Режим доступа: http://hbisite.ru/load/v_pomoshh_uchitelju/dizajn_multimedijnogo_uroka_g_o_astvacaturov/14-1-0-49/
2. Байсадыкова, А. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся / А. Байсадыкова // Norwegian Journal of Development of the International Science, 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya
3. Севрук А.И., Юнина Е.А Развитие ученика на уроке: от конспекта до мониторинга. М.: школьные технологии. №4, 2009. с. 170-186.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.- М.: «Народное образование», 2010.- с. 255.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.