Использование современных образовательных технологий в ДОО через реализацию природоохранного социально-образовательного преокта «Юные эколята»

1
0
Материал опубликован 21 April 2020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОО ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИРОДООХРАННОГО СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЮНЫЕ ЭКОЛЯТА»

Давайте вспомним наше прекрасное детство! Мы, малыши и подростки, днями напролёт гуляли, дышали чистейшим воздухом, бегали босиком, резвились под проливными дождями, плескались в прудах, реках, озерах, наслаждались запахами благоухающих трав в полях и лесах, жевали съедобную травку и ягоды, наконец, улыбались любому явлению природы, будь то метель или гроза. И думали, что так будет всегда. Но как мы ошибались! Скольких радостей лишены наши дети. Нет практически ни одного уголка на нашей планете, где бы человек не оставил свой след.

Любые СМИ твердят о том, что природа в опасности, планета замерла и ждет последней капли, чтобы взорваться. Все вокруг кричат, требуют вернуть природе «невинность», а возможно ли это? Не опоздали ли мы с призывом?

Мы ждем от детей доброты, честности, понимания, ласки, но практически не занимаемся их экологическим воспитанием. Поэтому педагоги едва ли не основное связующее звено между подрастающим поколением и экологической культурой детей.

Важный пункт в решении вопроса сбережения природных богатств – экологическое воспитание людей. Формироваться экологическая культура начинает в дошкольном детстве, потому что в этот период ребенок получает наиболее яркие впечатления, которые оседают в памяти человека на долгие годы. Ребенок накапливает фундамент экологического опыта, но при одном условии: если взрослые сами обладают адекватной экологической культурой. Как же научить детей беречь и охранять природу, окружающую нас?

Хорошо известны педагогиклассики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.), которые учили и воспитывали детей «через природу», «на природе», «с помощью природы», закладывали основы тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с природой [2, с. 36].  В. А. Сухомлинский считал, что введение ребенка в окружающий мир должно происходить с помощью исследований и открытий, которые будут происходить в его жизни ежедневно.

Природа – это и есть наша Родина, страна, государство. Воспитание любви к природе должно происходить постоянно и поддерживаться на протяжении всей жизни человека, начиная с раннего детства. Детский сад может и должен стать «цветущим садом» для оздоровления и полноценного развития экологической культуры всех участников дошкольного образовательного процесса [3, с. 9]. На каждом этапе экологического воспитания требуются новые инновационные методы, приемы, формы, проекты, программы, инструменты.

Одним из таких инструментов развития экологического образования является природоохранный социально-образовательный проект «Юные эколята», который осуществляется в нашем дошкольном учреждении третий год с детьми 4-5 лет.

Главной целью проекта является формирование у детей дошкольного возраста богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру и бережного отношения к ней.

В ходе подготовительного этапа проводится обширная работа: беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику, просмотр мультфильма про эколят, прохождение экологической тропы на территории детского сада с Дедом Природоведом, знакомство с образами Помощников Природы: Умницей, Шалуном, Тихоней и Ёлочкой, осуществляется подбор методической литературы, разрабатываются конспекты занятий, развлечений и мероприятий. Педагогами детского сада созданы костюмы персонажей в соответствии с образами сказочных героев авторского учебного пособия Т.В. Зотовой «Азбука природолюбия».

Важным моментом в ходе подготовительного этапа стало создание стенда «Эколята – Дошколята», на котором размещаются сменяемые выставки, фотоотчеты о проведенных мероприятиях, детские плакаты, рисунки.

Окружающее ребенка пространство является одним из основных способов познания окружающего мира, поэтому особое место в группе занимает предметно-развивающая среда, а именно центр природы. Здесь расположены фигурки Помощников Природы.

В ходе реализации основного этапа проводится ряд следующих мероприятий.

Самое первое - принятие детей в «Юные эколята» с участием педагогов в качестве Помощников Природы – Ёлочки, Шалуна, Умницы и Тихони. Дети принимаются в эколята в конце сентября-начале октября и получают отличительную символику – зеленые галстуки.

В течение года для реализации проекта используются различные формы работы: занятия, беседы; тематические мероприятия, такие как «Ручеёк», посвященный дню водных ресурсов, «День Земли»; экологический субботник «Зеленая Россия». Родители участвуют в спортивных развлечениях с Ёлочкой «Шишкин день», «Веселые старты с Шалуном». Проводятся выставки рисунков к «Всемирному дню защиты животных», поделок «Чудесное лукошко», поделок из бросового материала «Этот удивительный мусор», поделок «Ах, цветы, цветы…»; конкурсы «Посадили огород, посмотрите, что растет!»; костюмов из бросового материала «Удивительные превращения», рисунка на асфальте «Я дружу с природой», викторина «Мы в ответе за нашу планету», театрализованные игры с использованием методического пособия «Подворье бабы Нины».

Созданное пособие способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Животные обитают рядом с человеком с незапамятных времен. Воспитывать любовь к животным нужно начинать с самого детства. Каждый ребенок познает окружающий мир, стараясь потрогать или поиграть. Общение с домашними питомцами помогает научить детей к бережному отношению к природе, к животным, и делает его более открытым и контактным. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе игры, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.

Популярной нетрадиционной формой работы в нашем детском саду стали акции, при которых активизируется творческая деятельность человека (педагога, ребенка, родителя).

Проводятся следующие акции: «Защитим животных!», «В гостях у синички», «Покорми птиц зимой!», «Сохраним елки живыми!», «Пишем письмо Природе», «Вода – это жизнь!», «Берегите поселок от мусора!», «Посади дерево!», «Не рвите первоцветы».

Экологические акции позволяют объединиться детямродителям и воспитателям для единой цели: формирования экологической культуры  малышей.  Проведение экологических акций стало привычной  традицией нашего детского сада. Дети средней группы совместно с воспитателями выходят к ближайшим магазинам, социально важным объектам поселка и раздают прохожим листовки, буклеты, изготовленные самостоятельно или совместно с родителями или воспитателем.

Родители являются участниками всех мероприятий, конкурсов и выставок.

Педагоги, реализующие данный экологический проект, систематически отражают свою работу в публикациях на многих педагогических сайтах и порталах.

В рамках проекта проводятся тематические мастер-классы не только с педагогами и родителями, но и с детьми других групп. Например, воспитателями и родителями были изготовлены макеты «Зимний лес», «Весенний лес», «Летний лес», «Осенний лес», экологические игрушки-травянчики, экологический пальчиковый театр «Погодные явления». Мастер-класс по изготовлению подставок под горячее из бросового материала (газетных трубочек) проходил в рамках Всероссийского Дня без бумаги. Во время проведения акции «Покормите птиц!» дети с помощью воспитателя провели мастер-класс «Создание экокормушек из бросового материала» с воспитанниками младших групп.

Как дети, так и педагоги детского сада активно принимают участие в конкурсах различного уровня по экологическому воспитанию дошкольников:

- в областном конкурсе «Интегрированное занятие в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС, посвященный Году экологии «Как мы лесу помогали» - сертификат;

- международном профессиональном педагогическом конкурсе «Экологическое образование и воспитание, как условие формирования экологической культуры детей и подростков: Стенд (плакат) по экологическому воспитанию» - диплом победителя 2 место;

- международном творческом конкурсе «Осенний вернисаж» - диплом победителя 2 место;

- международном творческом конкурсе «Наши милые питомцы» (к всемирному Дню защиты животных) – диплом победителя 1 место;

- международном профессиональном педагогическом конкурсе «Педагогический мастер-класс» - диплом победителя 2 место;

- муниципальном этапе Всероссийского проекта Союза охраны птиц России «Покормите птиц!» - грамота 2 место;

- свидетельство участников областного конкурса «Покормите птиц!».

Итогом проекта «Юные эколята» является проведение акции «День защиты от экологической опасности», посвященной всемирному Дню окружающей среды.

Таким образом, в процессе реализации проекта «Юные эколята» в нашей дошкольной организации ребята получают возможность впитывать обширные знания об окружающей их природе, знакомятся с великим многообразием растительного и животного мира, осознают важность сохранения и охраны природы. Наиболее эффективным способом работы по экологическому воспитанию детей является участие в экологических акциях, озеленении, субботниках. Проект - уникальная возможность для детей и родителей заявить о себе, принести пользу окружающей природе родного края.

Надеемся, что наши дети, когда станут взрослыми, будут бережно относиться ко всему живому и пронесут в своих сердцах любовь к родной природе на долгие годы.


Литература:


Акулинцева Т. Будем экологически грамотными (подготовка акций) // Дошкольное образование. – 1996. - № 7. – с. 99-101.

Николаева С. Экологическое воспитание в детском саду: история становления и универсальный статус в современном образовании. // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 1. – с. 36.

Николаева С. Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов. // Дошкольное воспитание. – 2018. - № 1. – с. 9.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации