Статья на тему «Использование современных технологий в логопедии»
Использование современных технологий в логопедии
Учитель – логопед МБОУ СОШ №2 им. А.А. Араканцева города Семикаракорск Ростовской области Малевич Светлана Викторовна.
Как всем известно, что речь – это важная психическая функция человека.
Главная задача использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение дает возможность для развития разных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Мы знаем, что хорошо развитая речь ребенка является главным условием успешного обучения в школе. Нарушения речи требуется устранить ребенку, т. к. они негативно влияют на поведении, сказываются на психические функции, отражаются на деятельности ребенка.
Каждодневно мы сталкиваемся с проблемами коррекционной работы по причине увеличения количества речевой патологии. Причиной нарушений речи в логопедии считается воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора.
Существует 2 группы причин:
внутренние (эндогенные)
внешние (экзогенные).
В настоящий период, все кто занимается воспитанием и обучением детей, имеют богатый практический материал, применение которого в коррекционном занятии способствует успешному речевому развитию ребенка. Практический материал делиться на две группы:
1 помогающий речевому развитию ребенка
2 нетрадиционные логопедические технологии.
Современная Логопедия находится в активном поиске совершенствования; улучшении процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах в различных образовательных условиях, которые индивидуальны для детей с особыми образовательными потребностями.
В современной логопедической практике есть технологии, которые в свою очередь направленны:
Диагностику
Коррекцию речевых нарушений.
К технологиям относятся:
логопедическое обследование.
коррекция звукопроизношения.
формирование речевого дыхания при нарушениях произносительной стороны речи.
коррекция голоса при нарушениях произносительной стороны речи.
развитие интонационной стороны речи.
коррекция темпо-ритмической стороны речи.
развитие лексико-грамматической стороны речи.
логопедический массаж.
Логопедия применяет в своей практике эффективные, не традиционные методы и приёмы смежных наук, помогающие улучшить работу учителя логопеда.
Методы не являются в логопедии самостоятельными, они становятся частью технологий. Новые способы общения педагога и ребёнка, новые стимулы, создаются для благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Не традиционные логопедические технологии:
нейропсихологические,
кинезитерапия,
гидрогимнастика,
логопедический массаж,
суджок-терапия,
гимнастика Стрельниковой,
дыхательный тренажёр Фролова,
фитотерапия,
аурикулотерапия,
ароматерапия,
музыкотерапия,
хромотерапия,
литотерапия,
имаготерапия,
сказкотерапия,
песочная терапия,
арттерапия
различные модели и символы,
мультимедийные средства коррекции и развития,
БОС технологии
Положительные результаты, в коррекционно-развивающием процессе даёт использование арттерапии.
Виды арт-терапии:
• музыкотерапия
• кинезитерапия
• сказкотерапия;
• мнемотехника;
• креативная игротерапия
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Прослушивание музыкальных произведений.
Ритмические движения под музыку.
Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.
Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Музыкотерапевтическое направление оказывает помощь:
Улучшение общего состояния детей;
Улучшение исполнения качества движений
Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
Стимуляции речевой функции;
Нормализации просодической стороны речи
ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:
• растяжки;
• упражнения для релаксации;
• дыхательные упражнения.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и тд.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает:
нормализовать мышечный тонус,
подготовить мышцы к выполнению сложных движений при артикуляции звуков.
Выполнение логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса.
Приемы дифференцированного массажа разработаны недавно и еще недостаточно вошли в обширную практику. Так же логопедический массаж д занимает свое место в ряду других логопедических техник.
Логопедический массаж считается важной составляющей в комплексной логопедической работе. Так же массаж не считается средством при формировании звуков.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.
Цель логопедического самомассажа - это стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализациея мышечного тонуса мышц.
В логопедической практике использование самомассажа очень полезно. В различие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ
массаж зондами,
зондозаменители;
• массаж Су-Джок терапии.
• массаж ладонных поверхностей проводится:
каменными,
металлическими
стеклянными разноцветными шариками;
• шестигранными карандашами;
• прищепочный;
• орехами, каштанами;
• чётками;
ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ
• развитие лексико-грамматических средств языка;
• развитие звуковой стороны речи;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• участие логопеда с детьми и друг с другом;
• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
МНЕМОТЕХНИКА.
Схемы считаются зрительным планом, помогающим ребенку представить услышанное.
Схемы-опоры эффективно применяютсяв работе. Эти приёмы важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с ключевой ролью внешних средств, наглядный материал воспринимается лучше вербального.
Используя мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, даёт возможность детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её с поставленными задачами.
Мнемотехника помогает в:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
• улучшает умения и навыки практического общения, использует вербальные и невербальные средства;
обогащению словарного запаса;
развитию связной речи;
развитию фантазии и образного мышления.
уменьшается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.
происходит обогащение игрового опыта, творческой активности и самостоятельности в игре.
у детей развивается способность к симпатии.
развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ считаются эффективным средством обучения. Компьютерные средства являются для специалиста дополнительным набором коррекции отклонений в развитии ребенка.
Дефектологу, использующему компьютерную технику решает 2 задачи: 1) сформировать у детей умения пользоваться компьютером
2) применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.
Использования компьютера в работе – это комплексное преобразование среды обитания, создание новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.
На занятиях компьютер помогает:
провести физминутку,
зарядку для глаз,
провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.
Инновационные образовательные технологий
Технология «Интеллектуальная карта» - это простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление; помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.
Полезные свойства интеллектуальной карты
Применение «Интеллектуальной карты»:
1. Сбор материала о предмете или объекте
2. Закрепление и обобщение материала
Технология «Кластер» даёт сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Технология кластеров универсальна, она помогает работать с большим объемом информации. Цель крастера является в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке. Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников:
умение ставить вопросы,
выделить главное,
делать сравнение,
устанавливать причинно – следственные связи
делать умозаключения.
Технология «синквейн» - это новая технология, которая открывает новые возможности:
гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий.
способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
даёт педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
Технология «ТРИЗ-РТВ» в практической деятельности учителя-логопеда позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития.
Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок.
Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место:
при обогащении словаря,
при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Огромное количество логопедических технологий даёт возможность выбрать из них то, что подойдет данному ребенку. Ребёнок должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это самое важное для получения хороших результатов.
Применяя разные технологии на логопедических занятиях, мы добиваемся существенного улучшения состояния ребенка, прогресса в коррекции речевых нарушений.