12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана16
3

Использование современных технологий в логопедии

Использование современных технологий в логопедии

Учитель – логопед МБОУ СОШ №2 им. А.А. Араканцева города Семикаракорск Ростовской области Малевич Светлана Викторовна.

Как всем известно, что речь – это важная психическая функция человека.

Главная задача использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение дает возможность для развития разных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы знаем, что хорошо развитая речь ребенка является главным условием успешного обучения в школе. Нарушения речи требуется устранить ребенку, т. к. они негативно влияют на поведении, сказываются на психические функции, отражаются на деятельности ребенка.

Каждодневно мы сталкиваемся с проблемами коррекционной работы по причине увеличения количества речевой патологии. Причиной нарушений речи в логопедии считается воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора.

 Существует 2 группы причин: 

внутренние (эндогенные)

внешние (экзогенные).

В настоящий период, все кто занимается воспитанием и обучением детей, имеют богатый практический материал, применение которого в коррекционном занятии способствует успешному речевому развитию ребенка. Практический материал делиться на две группы:

1 помогающий речевому развитию ребенка

2 нетрадиционные логопедические технологии.

Современная Логопедия находится в активном поиске совершенствования; улучшении процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах в различных образовательных условиях, которые индивидуальны для детей с особыми образовательными потребностями.

В современной логопедической практике есть технологии, которые в свою очередь направленны:

Диагностику

Коррекцию речевых нарушений.
К технологиям относятся:

логопедическое обследование.

коррекция звукопроизношения.

формирование речевого дыхания при нарушениях произносительной стороны речи.

коррекция голоса при нарушениях произносительной стороны речи.

развитие интонационной стороны речи.

коррекция темпо-ритмической стороны речи.

развитие лексико-грамматической стороны речи.

логопедический массаж.

Логопедия применяет в своей практике эффективные, не традиционные методы и приёмы смежных наук, помогающие улучшить работу учителя логопеда.

Методы не являются в логопедии самостоятельными, они становятся частью технологий. Новые способы общения педагога и ребёнка, новые стимулы, создаются для благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Не традиционные логопедические технологии:

нейропсихологические,

кинезитерапия,

гидрогимнастика,

логопедический массаж,

суджок-терапия,

гимнастика Стрельниковой,

дыхательный тренажёр Фролова,

фитотерапия,

аурикулотерапия,

ароматерапия,

музыкотерапия,

хромотерапия,

литотерапия,

имаготерапия,

сказкотерапия,

песочная терапия,

арттерапия

различные модели и символы,

мультимедийные средства коррекции и развития,

БОС технологии

Положительные результаты, в коррекционно-развивающием процессе даёт использование арттерапии.

Виды арт-терапии:

музыкотерапия 

кинезитерапия

сказкотерапия;

• мнемотехника;

креативная игротерапия 

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Прослушивание музыкальных произведений.

Ритмические движения под музыку.

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление  оказывает помощь:

Улучшение общего состояния детей;

Улучшение исполнения качества движений 

Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализации просодической стороны речи 

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:

растяжки;

упражнения для релаксации;

дыхательные упражнения.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

развивают мозолистое тело,

повышают стрессоустойчивость,

улучшают мыслительную деятельность,

способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь»«Зайчик – колечко – цепочка»«Зайчик – коза – вилка» и тд.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает:

нормализовать мышечный тонус,

подготовить мышцы к выполнению сложных движений при артикуляции звуков.

Выполнение логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса.

Приемы дифференцированного массажа разработаны  недавно и еще недостаточно вошли в обширную практику. Так же логопедический массаж д занимает свое место в ряду других логопедических техник.

Логопедический массаж считается важной составляющей в комплексной логопедической работе. Так же массаж не считается средством при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.

Цель логопедического самомассажа - это стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализациея мышечного тонуса мышц.

В логопедической практике использование самомассажа очень полезно. В различие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ

массаж зондами,

зондозаменители;

массаж Су-Джок терапии.

массаж ладонных поверхностей проводится:

каменными,

металлическими

стеклянными разноцветными шариками;

шестигранными карандашами;

прищепочный;

орехами, каштанами;

чётками;

ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

развитие лексико-грамматических средств языка;

развитие звуковой стороны речи;

развитие диалогической и монологической речи;

эффективность игровой мотивации детской речи;

взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

участие логопеда с детьми и друг с другом;

создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА.

Схемы считаются зрительным планом, помогающим ребенку представить услышанное.

Схемы-опоры эффективно применяютсяв работе Эти приёмы важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с ключевой ролью внешних средств, наглядный материал воспринимается лучше вербального.

Используя мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, даёт возможность детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её с поставленными задачами.

Мнемотехника помогает в:

связной речи;

ассоциативного мышления;

зрительной и слуховой памяти;

зрительного и слухового внимания;

воображения;

ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

улучшает умения и навыки практического общения, использует вербальные и невербальные средства;

обогащению словарного запаса;

развитию связной речи;

развитию фантазии и образного мышления.

уменьшается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

происходит обогащение игрового опыта, творческой активности и самостоятельности в игре.

у детей развивается способность к симпатии.

развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ считаются эффективным средством обучения. Компьютерные средства являются для специалиста дополнительным набором коррекции отклонений в развитии ребенка.

Дефектологу, использующему компьютерную технику решает 2 задачи: 1) сформировать у детей умения пользоваться компьютером

2) применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Использования компьютера в работе – это комплексное преобразование среды обитания, создание новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает:

провести физминутку,

зарядку для глаз,

провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.

Инновационные образовательные технологий

Технология «Интеллектуальная карта» - это простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление; помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

t1614330656aa.gif











Применение «Интеллектуальной карты»:

1. Сбор материала о предмете или объекте

2. Закрепление и обобщение материала

Технология «Кластер» даёт сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, она помогает работать с большим объемом информации.  Цель крастера является в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке. Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников:

умение ставить вопросы,

выделить главное,

делать сравнение,

устанавливать причинно – следственные связи

делать умозаключения. 

Технология «синквейн» - это новая технология, которая открывает новые возможности:

гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий.

способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

даёт педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Технология «ТРИЗ-РТВ» в практической деятельности учителя-логопеда позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития.

Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок.

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место:

при обогащении словаря,

при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Огромное количество логопедических технологий даёт возможность выбрать из них то, что подойдет данному ребенку. Ребёнок должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это самое важное для получения хороших результатов.
Применяя  разные технологии на логопедических занятиях, мы добиваемся существенного улучшения состояния ребенка, прогресса в коррекции речевых нарушений.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.