«Использование технологии критического мышления с целью повышения мотивации к изучению английского языка с учетом профессиональной направленности»

0
0
Материал опубликован 11 December

«Использование технологии критического мышления с целью повышения мотивации к изучению английского языка с учетом профессиональной направленности»


«Критическое мышление – это желание искать, терпение к сомнению,

любовь к размышлениям, неспешность в утверждениях»

Фрэнсис Бэкон


В стремительно развивающемся мире инновационные изменения определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых специалистах. Студентам необходимо научиться мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и находить пути их преодоления, ясно осознавать, где приобретаемые им знания могут быть применены. Перед преподавателем стоит задача дать знания и обеспечить формирование и развитие познаватель­ных интересов и способностей. На сегодняшний день приоритетна личностно ориентированная направленность студента.

Технология развития критического мышления - один из действенных способов достижения этого. Применение технологии развития критического мышления в изучении иностранного языка позволяет сформировать учебно-познавательную мотивацию, активизировать мыслительные способности студентов.

Главной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной компетенции. Задача преподавателя – создать условия для практического владения языком. При этом мотивация играет важную роль. Преподаватель должен дополнять и сочетать привычные методики с новыми технологиями в преподавании иностранных языков.

Одной из эффективных технологий, по моему мнению, повышающих мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, является технология критического мышления.

Использование технологии критического мышления на занятиях английского языка способствует развитию высокой учебной мотивации к овладению английским языком.

Технология развития критического мышления была впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. В 1995 г. получила особую актуальность, однако термин «критическое мышление» известен в России давно из работ педагогов-практиков, таких как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский, но в профессиональном смысле его стали употреблять сравнительно недавно.

А теперь приведем разъяснение понятия «критическое мышление».

Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, но это не синонимично слову «критика».

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. Это мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающегося и преподавателя. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). На уровне ценностей, критически мыслящий обучающийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принимая возможность сосуществования разнообразных точек зрения. Обучающиеся не сидят пассивно, принимая готовые знания, а становятся главными субъектами учебной деятельности, они думают и вспоминают, рассуждают, аргументируют и опровергают, устанавливают закономерности и делают выводы.

Сегодня можно найти определение термина «критическое мышление» у Дж. А. Брауса и Д. Вуда, например, которые определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.

Мы будем опираться на следующее определение термина «критическое мышление) (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.


Этапы урока с использованием технологии развития критического мышления

По технологии развития критического мышления используется модульный урок, состоящий из трех этапов.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «реализации смысла». Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.

Третья стадия – «рефлексия»- размышления. На этом этапе основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Примеры приемов и стратегий технологии критического мышления.

Стадия вызова

Мозговая атака

Ключевые слова (словосочетания, предложения)

Перепутанные логические цепочки

Разбивка на кластеры (смысловые блоки)

Конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали)

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Стадия реализации смысла

Система маркировки текста «ИНСЕРТ»

Чтение с остановками

Таблица «Плюс - минус - интересно»

Метод RAFT

Прием ПОПС

Прием «фишбоун»

Стадия рефлексии

Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение итогов

Возвращение к приемам применяемым на стадии осмысления

Мини-сочинение, эссе

Перекрестная дискуссия

«Шесть шляп мышления» и др.


При работе со студентами применяю следующие приемы: «Мозговой штурм», «Концептуальное колесо». «Из старого сделай новое», Метод «5-вопросов» (таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»)


Концептуальное колесо

Пt1733921166aa.png рием «концептуальное колесо» эффективно используется на стадии вызова. Студентам необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: подбор синонимов к слову like:

enjoy

to be

fond of

like

love

Мозговой штурм.

Студенты пишут свое слово на английском языке по вертикали. Затем на каждую буквы главного слова пишут знакомое слово. Для сильных студентов задание усложняется. Написать нужно слова, которые будут начинаться с букв главного слова. Например,

Pen

cAr

paRk

Tea

tYpe

Put

Ant

Rabbit

Ten

Year

«Из старого сделай новое».

На доске пишется предложение на английском языке. Затем нужно написать столько предложений, сколько слов в этом предложении. Но все предложения должны начинаться только с тех слов, которые есть в основном предложении. Например, I live in Russia.

I …..

Live ….

In …..

Russia….

Метод «5-вопросов» (таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»)

Возможно использовать при работе с текстом.

Студенты , прочитав текст, заполняют таблицу.

Who? What? When? Where? Why?


Для определения уровня мотивации и интереса к предмету в начале и конце учебного года вместе с психологом проводили анкетирование 1 курс

Анкета для оценки уровня мотивации и интереса студентов к английскому языку.

После анкетирования была осуществлена обработка результатов:t1733921166ab.gif

На диаграмме показано, что в начале года у большинства ребят был третий уровень мотивации (у студентов не было негативного отношения к предмету, но и большого интереса они не проявляли), а в конце года у большинства студентов первый и второй уровень мотивации, появился интерес изучать английский язык.

В связи с увеличением мотивации к изучению иностранного языка, повышается качество знаний. Мои студенты принимают участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах.

Технология критического мышления – это огромное поле для деятельности педагога.

Приём, который я использую в своей работе, это составление КЛАСТЕРА. Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графически наглядный способ организации материала.

1. Посередине чистого листа (классной доски) пишем ключевое слово – главную идею темы.

2. Вокруг размещаем слова или словосочетания, подходящие для данной темы.

Студенты могут отвечать на уточняющие вопросы одногруппников. В результате каждый студент может продемонстрировать свои умения:

1) ясно и доходчиво объяснять новый материал;

2) представлять его;

3) формулировать собственные выводы и оценочные суждения;

4) вести диалог-расспрос;

5) слушать собеседника;

6) обсуждать спорные идеи;

Все эти умения составляют основу критического мышления.

индустриальное





Например, на занятии английского языка в группе Ю-14(юристы), при изучении темы «Rights and Responsibilities», на стадии вызова прошу студентов перечислить известные им права людей, изобразив это схемой:


nationality


protection


t1733921166ac.gif

Rights and Responsibilities

t1733921166ac.gif


t1733921166ac.gif

education

t1733921166ac.gif


t1733921166ac.gift1733921166ac.gif


Life/name/leisure


Non-discrimination






Инсерт

( маркировка текста)

На своих занятиях также применяю приём ИНСЕРТ. В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

1– я стадия

2– я стадия

3– я стадия

Вызов:

актуализация имеющихся знаний;

интерес к получению новой информации;

постановка студентом своих целей обучения

Реализация смысла:


получение

новой информации;

-соотнесение старых знаний с новыми

Рефлексия:


приобретение новых знаний;

постановка студентом новых целей обучения

Прием «Пометки на полях» эффективен в группах студентов с хорошей техникой чтения. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы». В ней три колонки:

З (знаю)

У (узнал)

Х (хочу узнать)






В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого студента с текстом.

RAFT-технология. 

Название представляет собой сокращение, где R (роль, от имени кого будет представлено сообщение?) - А (аудитория, для кого?) - F (форма, в какой форме будет преподнесен материал сообщения?)- T (тема, о чем будет рассказано в сообщении?). Идея состоит в том, что обучающийся выбирает для себя некую роль ( ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли.

В группе П-11 при изучении темы Profession of a Programmer я следующим образом применила RAFT- технологию. Группа была разделена на подгруппы. Студентам было предложено поработать над текстом, представив себя в роли программистов. Первая группа составляла текст - интервью с журналистом, вторая с работодателем, третья с директором IT-компании.

Из приёмов графического  оформления текста  я использую на своих уроках сводную таблицу: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ)

«+»

факты носят положительный характер

«-»

отрицательное значение

«?»

мне это интересно

Данный прием мной использовался при изучении тем:

«»Man and Nature»

«Vehicles»

«Traffic and Air Pollution»

Прием «Корзина» идей, понятий, имен


Применяется и на семинарских занятиях, и во внеклассной работе.

он помогает организовать индивидуальную и групповую работу студентов

на начальной стадии занятия, когда идет актуализация знаний. Этот прием позволяет выяснить что знают студенты по обсуждаемой теме занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все, что студенты знают по данной теме. Далее обмен информацией

проводится по следующей схеме:

1.Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

проблеме.

2. Каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме ( индивидуальная работа 1-2 минуты).

3.Затем обмен информацией в парах или группах. Студенты

делятся друг с другом знаниями (групповая работа 3 мин.)

4.Далее каждая группа по кругу называет одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.Все сведения кратко в виде тезисов записываются преподавателем в «корзинке»

В «корзину» идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме. Далее в ходе занятия эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6.Все ошибки исправляются.

Приемы стадии вызова эффективно работают на любом уроке, включая

лекцию. Особенность использования лекции в технологии критического

мышления заключается в том, что она читается дозировано (прием «Лекция со «стопами»). После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или

коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Использование технологии критического мышления предполагает высокую мотивацию учебно-познавательной деятельности.


Групповые форм работы учащихся, работа в парах.

Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию обучающихся.

Группа делится на три подгруппы (по сферам : политическая – «политики», социальная – «социологи», экономическая - «экономисты»). Каждая тгруппа собирает информацию по своей сфере в течение недели, на

следующем занятии 4-5 мин. обсуждение новостей. Такая

форма организации работы позволяет развить коммуникативные и

аналитические умения (корректировать информацию, дополнять ее с учетом

результатов, полученных другими), понимать и принимать иную точку

зрения при наличии убедительных аргументов.

Одной из наиболее эффективных форм групповой работы являются, на мой взгляд, дискуссии, помогающие определить свою точку зрения.

Прием «Шесть шляп мышления» предполагает групповую работу. Студенты знакомятся с текстом и организуют анализ информации. Этот прием позволяет не только анализировать, но и высказывать свою точку зрения по содержанию текста.

Белая шляпа: изложение нейтральной информации, перечисление фактов, событий;

Черная шляпа: критическое восприятие, поиск качеств, событий, носящих отрицательный характер;

Желтая шляпа: прогнозирование социальных последствий, поиск фактов, подтверждающих эти прогнозы;

Синяя шляпа: интерпретация, размышления о прочитанном;

Зеленая шляпа: поиск решения проблем;

Красная шляпа: отношение к обсуждаемым проблемам.

Фишбоу - анализ через скелет рыбы. Еще один вариант групповой работы. Преподаватель направляет, координирует, не дает отвлечься от темы.

Голова рыбы: проблема, заявленная в тексте

Скелет рыбы: пути решения этой проблемы

Хвост рыбы: вывод по этой проблеме, ее значимость и актуальность.

Эссе– еще один из приёмов, который использую в технологии развития критического мышления. Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Для меня – это возможность получить обратную связь. Очень полезна эта форма работы в связи с новой системой итоговой аттестации.

В целом же выбор методов, средств и приемов обучения зависит от особенностей группы.

Достигнуты ли цели занятия , которые сформулировал я, как преподаватель, и мои студенты? Если на него можно ответить утвердительно, то это означает, что выбранная стратегия обучения была эффективной.

Король в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». По существу, в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.

Применение элементов технологии развития критического мышления

дало положительные результаты, повысился интерес учащихся к исследовательской деятельности, ребята активно участвуют в олимпиадах.

На мой взгляд, интерес к изучению английского языка значительно вырос. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты – уметь получать и моделировать информацию, создавать и сотрудничать. Меняется общество, неизбежно меняется и образовательный процесс, его технологии. Неизменно остается одно – мы должны подготовить студентов к успешной жизни, к успешному будущему.

Список использованной литературы и источники информации.


1.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

2. Халперн Д, Психология критического мышления, СПб, издательство «Питер», 2000г.,


3. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ruhtm

4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г.

4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Журнал  «Директор школы» №1 2002 г.

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.











Приложение 1

Анкета для оценки уровня мотивации и интереса учащихся к английскому языку

Вопросы

Ответы

Балл

1

Сколько времени вы тратите на подготовку домашнего задания по английскому языку?

А) 1 час

Б) 2-2,5 часа

В)3 часа и более

3

1

0

2

Знаете ли вы каких-либо английских авторов?

А) многих

Б) некоторых

В) очень мало

3

1

0

3

Нравится ли вам изучать английский язык?

А) очень

Б) да, нравится

В) вовсе, нет

3

1

0

4

Занимаетесь ли вы дополнительно английским языком?

А) хожу на дополнительные занятия

Б) занимаюсь дома самостоятельно

В) нет

3


1


0

5

Общались ли вы с носителями английского языка?

А) да, очень часто

Б) время от времени

В) только один раз, никогда

3

1

0

6

Хотели бы вы посетить англоговорящую страну?

А) очень сильно хочу

Б) да, не отказался/лась бы

В) нет

3

1

0

7

Есть ли у вас иностранные друзья по переписке?

А) да, много

Б) один-два

В) нет

3

1

0

8

Хотели бы вы связать свою будущую профессию с английским языком?

А) очень

Б) еще не знаю

В) нет

3

1

0

Первый уровень 20-24 баллов – высокий уровень мотивации и интереса к предмету

Второй уровень 16-19 баллов – хорошая мотивация, средний уровень

Третий уровень. 11-15 баллов – положительное отношение к предмету, но без особого интереса

Четвертый уровень. 7-10 баллов – низкая мотивация

Пятый уровень. Ниже 7 баллов – негативное отношение к предмету



Приложение 2

Список используемой литературы

Закон «Об образовании», № 273-ФЗ, стр 90.

Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя, И. В. Муштавинская, 2009 год

Слабова Т.Л. Использование современных образовательных технологий при обучении английскому языку. – www.edu.ru

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации