Статья «Использование технологии Mind-mapping для развития письменной речи на уроке английского языка»

7
0
Материал опубликован 18 March 2021

Использование технологии Mind-mapping для развития письменной речи на уроке английского языка.

Процесс модернизации образования в России обуславливает новые требования, определяющие доминирующую цель современной школы – формирование творческой и активной личности обучающегося, что предполагает способность самостоятельно получать знания, применять их на практике для решения различных проблем. На сегодняшний день учащийся умеет работать с разнообразной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. И основной задачей педагога является вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность, создание таких условий, где участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, делятся своим идеями, могут защитить свою точку зрения, как при устной коммуникации, так и в письменной форме.

Долгое время письмо на уроках иностранного языка выполняло в большей степени роль средства обучения другим видам речевой деятельности, что позволяло обучающимся лучше усвоить программный языковой материал. Также письмо выступало как средство контроля сформированности речевых навыков и умений.

В действительности письменная форма общения на современном этапе образовательного процесса выполняет одну из важнейших коммуникативных функций. В связи с этим за последние годы отношение к данному виду речевой деятельности значительно изменилось.

Умение писать на английском языке благодаря ряду причин приобретает все большее значение. В программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам письмо присутствует как цель обучения. Письмо на равных представлено на ГИА и ЕГЭ наряду с другими видами речевой деятельности. Возможность работать в иностранных фирмах, путешествовать, принимать участие в программах обмена и международных конференциях, общаться через Интернет подразумевает умение заполнять анкеты и декларации, составлять резюме, писать эссе и доклады, вести деловую переписку. Потребность уметь выражать мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, правилами организации письменного текста, стилевыми особенностями, очевидна.

Тем не менее, на мой, взгляд, письму в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания из-за дефицита учебного времени, ограниченных возможностей практического его применения и ряда других причин.

Большая часть письменных работ выполняется учениками дома, в режиме самостоятельной работы. Достаточно большое количество школьников, выполняя задания в разделе «Письмо», сталкиваются с некоторыми трудностями, которые в дальнейшем «отпугивают» их от данного вида работы. Вот лишь некоторые их них:

трудности с формулировкой собственного мнения или его полное отсутствие;

недостаток знаний по вопросу, заявленному в теме эссе;

затруднения, вызванные дефицитом знаний лингвострановедческого характера, знаний имен известных людей, источников, на которые необходимо ссылаться при построении аргументов и приведении примеров (недостаточная эрудированность автора эссе);

несформированность у учащихся таких познавательных УУД как умение сравнивать, анализировать, синтезировать (обобщать), делать выводы и др.;

языковые трудности, которые вызваны недостаточными знаниями лексико-грамматического и синтаксического строя иностранного языка;

страх допустить орфографическую и грамматическую ошибки;

недостаточная мотивация или ее полное отсутствие [1].

Имея определенный опыт работы в школе, я твердо убеждена, что устойчивый интерес обучающихся к изучению языка приходит только после изменения учителем отношения к традиционному образовательному процессу. Нетрадиционный подход к содержанию, формам образовательного процесса, методам обучения, организации деятельности способствует развитию мотивации школьников к изучению предмета «Иностранный язык».

Соответственно, на первый план выходят современные образовательные технологии, суть которых заключается в том, чтобы в первую очередь ориентироваться на обучающегося, учитывать его интересы, потребности и возможности, уровень знаний, создавая, таким образом, возможность реализовывать индивидуальные образовательные траектории.

Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Одной из самых продуктивных и интересных технологий, на мой взгляд, является технология Mind-map, которую я широко применяю в разных аспектах обучения английскому языку, в том числе и в обучении письменной речи.

Mind maps переводится на русский язык разнообразно: интеллект-карты, диаграммы связей, карты мышления или ассоциативные карты и означает способ демонстрации общего системного мышления с помощью схем и диаграмм. Интеллект-карты подразумевают графическое выражение процессов восприятия, обработку и запоминание информации и творческих задач. Они выступают как средство развития памяти и мышления. Данный метод зачастую рассматривается как удобный метод альтернативного фиксирования информации. Описываемая технология впервые была предложена Т.Бьюзеном, консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления, лектором и писателем. Интеллект-карта имеет вид дерева с ветвями, где последние изображают идеи, слова, задачи, связанные между собой ветвями, отходящими от центрального ствола - главного понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип ассоциативного мышления, где отправной точкой является центральный объект. Это позволяет достигнуть огромного разнообразия возможных ассоциаций и, следовательно, их неисчерпаемость. Интеллект-карты способствуют расширению коммуникативного пространства, обеспечивают эффективность развивающего обучения, а именно, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, творческого и критического мышления. Яркая, необычная, разноцветная и причудливая карта позволяет намного легче запоминать предложенный лексический или грамматический материал по теме. В процессе создания таких карт задействуется не только воображение, творческое и критическое мышление, но и все виды памяти: зрительная, механическая, слуховая [2].

Я бы хотела поделиться своим опытом применения данной технологии на примере выполнения обучающимися 8 класса заданий в разделе Writing по теме «Глобальные проблемы человечества» из учебника Spotlight 8, авторов Ваулина Ю.Е., Дули Дж и др.

Начать работу над созданием интеллект-карты нужно с того, чтобы предоставить возможность обучающимся самим выбрать тему. Как правило, она уже задана в учебнике, изучена лексика по теме, отработаны определенные грамматические структуры и намного проще взять тему из учебника и приступить к выполнению задания. Проще для учителя и не интересно для ученика 8 класса, что обусловлено психологическими особенностями подросткового возраста. У обучающихся 8 класса есть острая необходимость самостоятельно принимать решения, делать выбор. Это связано с желанием самоутвердиться, почувствовать свою значимость, уважение к его интересам и т.д. Задача учителя в данном случае не «навязать» тему обсуждения, а создать такие условия, чтобы ученики могли сделать выбор, основываясь на своем личном опыте, интересе, что, на мой взгляд, способствует повышению учебной мотивации.

В центре доски я написала основную тему нашего обсуждения «Global Issues» и попросила учеников закрыть глаза, расслабиться и подумать в течение минуты какие основные проблемы на сегодняшний день существуют на нашей планете. Обучающими было озвучено 3 основные проблемы, которые и были предложены им в качестве тем сочинений. Конечно же, для учителя это предсказуемо, но у детей сложилось впечатление, что именно они «диктуют условия».

Далее ученикам было предложено разделиться на группы и обсудить данные темы, внести свои предложения, озвучить возможные результаты. Работа в группе при выполнении подобных заданий очень продуктивна и способствует преодолению многих трудностей, описанных мной выше.

Разумеется, в любой группе уровень подготовки учеников отличается. Необходимо стремиться к созданию условий, когда менее подготовленные ребята тянутся за более сильными учениками. Сильные школьники тоже остаются в выигрыше — они получают возможность делиться знаниями со сверстниками. Известно, что лучший способ чему-то научиться — это попытаться научить другого.

Каждой группе был предоставлен чистый лист формата A3, где в центре была указана тема и обучающимся предлагалось фиксировать свои предложения и результаты в форме диаграммы. Я всегда предлагаю своим ученикам цветные фломастеры и очень люблю наблюдать за процессом их работы. Ученики увлеченно обсуждают, пишут, рисуют, полностью погружаясь в процесс. Я не запрещаю использовать родной язык при составлении mind-maps, так как основной целью все же является умение обучающихся выразить свое мнение.

Однако, основываясь на личном опыте, с уверенностью могу сказать, что 80-90 % интеллект карт составляются на английском языке, и это не удивительно, ведь работе с интеллект-картами предшествовала продуктивная работа с необходимым лексическим материалом.

На следующем этапе группам предлагается обменяться интеллект-картами и сравнить идеи. Далее на доске записываются идеи и предложения, которые были отражены во всех группах, а затем представитель от каждой группы записывает на доске то, что было предложено только в его группе. На этом этапе снимаются все языковые трудности, возникающие в процессе работы в группах.

Mindmap, созданная общими усилиями распечатывается для каждого обучающегося и он выбирает одну из тем для написания эссе.

Чаще всего, написание эссе предлагается обучающимся в качестве домашнего задания. Если все же ученики пишут эссе на уроке, то иногда я предлагаю им обменяться тетрадями и прокомментировать, дать рекомендацию, совет, возможно, указать на ошибки, исправить ошибки, объяснить, в чем состоит ошибка. На мой взгляд, это способствует развитию чувства ответственности, самоконтроля. Известно, что обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля школьник переносит на свою деятельность (самоконтроль).

Ниже представлен результат творческой работы учащихся 8 класса, которые в течение урока английского языка разработали интеллект – карту «Глобальные проблемы человечества».

Интеллект – карта «Глобальные проблемы человечества»

t1616066372aa.png

Таким образом, проанализировав теоретические аспекты обучения письменной речи с использованием технологии mind-mapping и основываясь на личном опыте, смею утверждать, что использование данной технологии в процессе развития и совершенствования навыков и умений письменной речи позволяет значительно повысить учебную мотивацию, способствует организации проектной деятельности, которая может включать в себя индивидуальную, групповую и коллективную работу. Интеллект – карты могут являться основой для самостоятельной работы, выполняя которую школьники учатся пользоваться словарями, справочной литературой и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений. Совершенствуются творческие и интеллектуальные способности обучающихся, их мышление, память, проявляются интуитивные способности, развиваются умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, наряду с улучшением всех видов памяти и развитием интеллекта, пространственного мышления. Процесс составления интеллект-карт также способствует развитию личностных качеств обучающихся, заставляя их мыслить по-новому, творчески, естественно и непринужденно.

Список использованной литературы:

Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи// Иностранные языки в школе . - 1997. - № 2.

Тони и Барри Бьюзен Супермышление, Минск: Попурри, 2007.

Spotlight 8: Student's Book / Английский язык. 8 класс. - М.: Просвещение, Express Publishing, 2011.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации