Использование технологии «Портфолио» для оценивания и продвижения учащихся
Использование технологии «Портфолио» для оценивания и продвижения учащихся.
В связи с введение ФГОС образование стало невозможно без обращения к личности.
Процесс обучения и развития ребенка обязательно проходит через социализацию и индивидуализацию.
Социализация связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное.
С индивидуализацией связано становление и проявление индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность.
Понятия «субъект» и «деятельность» являются взаимосвязанными. Быть субъектом— значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. И в то же время деятельность не может быть успешно реализована без выхода ее автора, творца в субъектную позицию. Начало разработки субъектно-деятельностного подхода связано с именем известного отечественного философа и психолога С.Л. Рубинштейна, основная идея которого состоит в том, что человек и его психика формируется, развивается и проявляется в деятельности. Он указывал на необходимость строить «процесс и всю систему образования на основе творческой самодеятельности субъекта (как педагога, так и ребенка)».
Согласно мнению С.Л. Рубинштейна, субъектность - «внутренний стержень» личности, который предопределяет особую событийную представленность человека в мире: не только человек вступает в отношения с миром, но и мир не может не учитывать наличия в нем человека как субъекта познания, преобразования, общения, творчества. Человек способен менять мир и себя вместе с ним, оценивая последствия этих изменений.
Именно субъектность позволяет личности, самоопределяясь в имеющихся условиях и адаптируясь к ним, создавать свое пространство деятельности, адекватно собственным качествам выделять в нем фрагменты, задачи, периоды, согласуя их с предъявляемыми требованиями (как внешними, так и внутренними). Она побуждает перестраивать всю систему личностной организации и качеств (включая способности, притязания, мотивы, цели). Любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Важным является фактор - оценка знаний. При этом оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в основной школе является создание условий для оценивания. Основная цель новой системы оценивания обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности. Большое значение в системе оценки уделяется самоконтролю и самооценке - одним из важных видов учебной деятельности. Необходимо научить детей оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд. Способность контролировать и оценивать свои действия создаёт мотивацию для самостоятельного совершенствования своих действий. С введением ФГОС предлагается система оценки результатов в виде портфолио.
Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих определять цели своего дальнейшего развития.
Новая система оценивания требует очень много дополнительной работы.
При отборе образцов работ учеников учителю следует задуматься над следующими вопросами:
что считать хорошим показателем для конкретного ученика;
какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце;
как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами из его порфолио.
В портфель достижений учеников основной школы целесообразно включать следующие материалы.
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
по русскому, родному языку и литературе, иностранному языку - диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по технологии — фото- и видео-изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по физкультуре — видео-изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя, работающие в классе.
3. Материалы, характеризующие достижения обучащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
На заседании методического объединения математиков школы было принято решение в качестве эксперимента в одном из классов ввести портфолио по математике. Первый опыт представляли на семинаре – практикуме «Технология оценивания как инструмент развития универсальных учебных действий».
Структура портфолио по предмету сохраняет основные элементы.
Начинается работа с характеристики отношения к предмету со стороны ученика и учителя: отношение к предмету, работа в классе, выполнение домашнего задания, глубина понимания предмета, внимание на уроке, поведение на уроке.
В конце учебного года подводится итог работы по предмету.
В портфолио входят работы по предмету: входные, административные, итоговые работы обязательно, а вот диагностические работы и текущие контрольные работы по желанию ученика. Все вместе обсуждали критерии отбора работ.
Прикладываются творческие работы по предмету. Например, по теме «Окружность» в 6 классе учащиеся выполняли рисунки, содержащие различное расположение окружностей.
Также могут прикладываться работы по обощению понятия или темы.
Учащиеся вкладывают сертификаты, дипломы, грамоты, полученные за участие в различных математических конкурсах, конференциях, олимпиаах.
Последний раздел - это учебные проекты по предмету, исследовательские работы, учебно-практические работы.
Ведение портфолио по предмету трудоемкий процесс. Но в этой работе есть необходимость: обучающиеся анализируют свою деятельность по предмету, ищут пути решения проблем или улучшения качества знаний по математике.