12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна1985103
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
1

Использование технологии портфолио как эффективного метода воспитания и развития ребенка дошкольника

«Основной смысл портфолио – показать всё, на что способен ребёнок»

Новикова Т.Г.

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимущество технологии «Портфолио» - это её направленность на сотрудничество воспитателя, ребёнка и родителей, одновременно представляя собой форму, процесс и технологию работы.

Введение портфолио позволяет решать следующие задачи:

- создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;

- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации творческого роста;

- формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка. Технология «Портфолио» дает возможность раскрыть каждого ребенка, заметить в каждом свою «изюминку».

Работая по данной технологии, мы придерживаемся следующих принципов:

- Первый принцип - единство всех сфер жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.

- Второй принцип — это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым.

- Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

- Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности. Важно привлечь любовь малыша к собственному архиву достижений, чтобы впоследствии он сам мог оценивать свое развитие, понимать, чего он достиг и как изменился.

Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

В нашей группе созданы накопительные портфолио. Тематика разделов разнообразна и подобрана таким образом, чтобы портфолио можно было использовать как в образовательных областях по разным темам, так и в месячниках «Все начинается с семьи», «Пропаганда ЗОЖ» и др., а также в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей. Каждый раздел может пополняться творческими рисунками, рассказами детей, записанными взрослыми, фотографиями, вырезками из журналов, иллюстрациями и т.п.

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов, которые можно дополнять разными рубриками. Мы предлагаем свою собственную структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

1. Титульный лист (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения).

2. Полюбуйтесь на меня (фото в разные возрастные периоды с целью познания себя от рождения до настоящего времени).

3. Моё имя (значение имени: небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, корни фамилии, информация об известных однофамильцах).

4. Мои ласковые имена (как меня называют дома и в детском саду)

5. Мой знак зодиака (краткая характеристика зодиакального знака)

6. Я и моя семья (фото членов семьи. В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

7. Герб семьи (описание символики семейного герба).

8. Моя мама и ее родители (+прабабушки и прадедушки, из истории семьи)

9. Мой папа и его родители (+прабабушки и прадедушки, из истории семьи)

10. Мои друзья (фото друзей, коллекционирование картинок, открыток с изображением любимых животных, растений).

11. Мои любимые игрушки (фото любимых игрушек и игр)

12. Мои праздники (фото дней рождений и др. праздников, с коротким рассказом детей под запись родителей или педагога).

В целях реализации регионального компонента общеобразовательной программы ДОУ создан раздел:

13. Мой город (иллюстрации города, фотографии детей в городе: на набережной, у памятных мест и т.д.).

С целью становления осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развития умения оберегать, поддерживать и сохранять его создан раздел:

14. «Наш здоровый образ жизни» (прогулки в лесу, купание в водоёмах, семейные рисунки, фотографии, детские рисунки путешествий, семейного отдыха, походов, развлечений. т.д.);

Рубрика «Я расту»: здесь помещаются показания веса и роста ребенка, а также прорисовывается ладошка ребенка на разных возрастных этапах.

15. Копилка достижений» (в разделе фиксируются грамоты, дипломы от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

16. «Мое творчество» (помещаются наиболее удачные, интересные, семейные работы детей, а также работы с педагогом по рисованию, аппликации, фото лепки, конструирования).

Важным этапом в работе с портфолио является его презентация. Презентуем портфолио на именинах, которые проводятся каждый квартал. Дети совместно с родителями, знакомят присутствующих со своим портфолио, рассказывая что-то наиболее яркое, интересное, важное для ребёнка, демонстрируя свои достижения.

Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть построен воспитательно-образовательный процесс, который позволяет развивать и формировать личностные качества, необходимые каждому ребенку.

Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это «отчёт» определённого жизненного пути маленького человечка. И мы уверены, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.