Статья на тему «Театральный кружок как эффективное средство развития и воспитания учеников»
Статья на тему «Театральный кружок как эффективное средство развития и воспитания учеников»
Одним из наиболее действенных методов развития и воспитания детей младшего школьного возраста являются драматургические или театрализованные игры. И это не удивительно. Театр — самая демократичный и доступный вид искусства. Грамотно организованный театральный кружок позволяет эффективно решать многие актуальные для педагогики и психологии проблемы. Речь идёт не только о художественно-нравственном воспитании подрастающего поколения, но и развитии навыков межличностного общения, повышении эмоционального интеллекта, а также развитии фантазии и воображения, ораторских навыков.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в постановках, изучая произведения мировых и отечественных классиков, дети воспринимают окружающий мир через образы, учатся думать, анализировать, делать выводы, обобщать.
Безусловно, совершенствуются речевые навыки юных артистов, формируется звуковая культура и интонационный строй речи, улучшается ораторское мастерство, активизируется и расширяется словарный запас (не только активный, но и пассивный), что также влияет на интеллектуальное развитие детей. Ребята, посещающие театральные кружки, могут ясно и понятно выражать свои мысли, у них формируется умение грамотно убеждать, приводя доводы и доказательства.
Посещая театральный кружок, ребята развиваются в нравственно-эстетическом направлении. У них тренируется память, мыслительные способности, развивается вкус и художественное творчество.
В ходе знакомства с рассказами и стихами, формируются социальные навыки. Так, во время репетиций дети учатся согласовывать свои действия, помогать друг другу, уметь подчинять свои желания интересам коллектива. На поведение ребят влияет и содержание пьес, поступки героев. Что является эффективным воспитательным эффектом и формирует правильные убеждения и идеалы.
Когда ребенок играет роль, это дает ему возможность формировать свой собственный мир, отражающий «настоящий» мир, то есть мир взрослых. В этой симуляции одновременно происходят два очень важных процесса развития. С одной стороны, это подражание взрослым, что является одним из основных факторов развития ребенка. Ребенок снова и снова повторяет действия, ситуации, выражения и рассказы, наблюдая за реакцией окружающих. Благодаря этому подражанию дети учатся принимать собственные решения. Второй процесс по существу противоположен первому, но внутренне тесно связан с ним. Это процесс создания человеком своего нового мира, то есть своего творения. Сюжет рассказа – это просто своеобразная поддержка ребенка, своеобразный толчок к самостоятельному творчеству. В идеале детям нужна драма как возможность для бесконечных экспериментов и адаптации.
Что такое творчество? Это не следование шаблонам и требованиям, а умение генерировать собственные идеи. Креативность формируется в детстве и развивается на основе личной активности и интереса к реальному миру. Поэтому очень важно дать детям возможность свободно исследовать окружающую действительность, поощрять их увлечения.