Статья «Использование тестового контроля на уроках окружающего мира, как условие формирования адекватной самооценки»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМное профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Свердловской области
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
Статья на тему:
Использование тестового контроля на уроках окружающего мира как условие формирования адекватной самооценки у младших школьников
Студент:
Мокрушина Анастасия Алексеевна
специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
группа №42
Ключевые слова: Самооценка, тестовый контроль.
Младший школьный возраст является сенситивным, т.е. самым благоприятным периодом в жизни человека для формирования основополагающих качеств личности и психологических процессов.
Ввиду этого актуально стремление учителя начальных классов формировать и развивать у школьников адекватную самооценку
Проблемой формирования самооценки занимались такие известные ученые и педагоги, как: Д.Б. Эльконин, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, также зарубежные психологи Б.Г. Ананьев, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова.
Необходимость формирования самооценки для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Эффективность и качество обучения на уроках окружающего мира зависит от прочности усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, и развитием самоконтроля школьников.
В современной педагогике многие приходят к выводу, что корректирующее безотметочное обучение, создает более здоровые тенденции для развития детских самооценок, чем обучение с отметками, связанное с риском для психического здоровья детей. Отметка заменяется развёрнутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребёнка и взрослого, которое направлено на развитие способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Для оперативного контроля знаний и умений используются специальные дидактические материалы, специализированные упражнения. В последние годы появилась еще одна форма такого контроля – тесты.
Долгие годы западная тенденция тестового контроля знаний не принималась в России, но, несмотря на претерпевающие изменения в адаптации, тесты стали признанной формой контроля знаний. Тестовая форма стала актуальной и значимой в обучении, которая повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.
Цель: теоретически обосновать и практически доказать эффективность применения тестового контроля на уроках окружающего мира у младших школьников для формирования адекватной самооценки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «тестовый контроль», «самооценка».
2. Изучить роль педагога в развитии адекватной самооценки на уроках окружающего мира.
Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся.
Проверка знаний и умений учащихся составляет важную часть учебного процесса, так как позволяет установить однозначную связь, между методами обучения и качеством усвоения пройденного материала, а, следовательно, и степенью подготовленности учащихся к дальнейшему осмысленному изучению учебного материала.
Согласно классическому определению:
Тест - это инструмент, с помощью которого по результатам выполнения стандартизированных заданий можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Самооценка - это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.
Функции самооценки
В психологии самооценку считают важным компонентом личности, обладающим рядом функций.
1. Регуляторная (обеспечивается выполнение человеком задач и принятие решений).
2. Защитная (она позволяет личности стать независимой и выработать относительную стабильность).
3. Развивающая (человек стремится к совершенствованию своих навыков и способностей, постоянно развивается).
4. Отражающая (самооценка показывает осознание личностью своих поступков и черт).
5. Эмоциональная (обеспечивает чувство удовлетворенности своей жизнью, качествами и характеристиками).
6. Адаптационная (самоуважение позволит человеку приспособиться к социуму и окружающему миру).
7. Прогностическая (благодаря этой функции регулируется активность человека в начале его деятельности).
8. Корригирующая (позволяет обеспечить контроль в процессе жизни).
9. Ретроспективная (человек оценивает свое поведение и работу на конечном этапе пути).
10. Мотивирующая (она побуждает человека к действиям, чтобы добиться одобрения и получить позитивные самооценочные реакции в виде удовлетворения, гордости за себя, самоуважения, улучшения [1].
Как мы знаем, впервые человек начинает себя узнавать в возрасте трех лет, а в подростковом возрасте ,,Я” человека претерпевает определенные изменения. Самооценка подростков особенно нестабильна и часто подвергается изменениям. В данном возрасте особенно важным становится мнение окружения, и все подростки желают знать о том, что о них думают окружающие их люди. Как правило, насколько высока успеваемость учащегося, настолько высока и его самооценка. Именно поэтому роль преподавателя особенно значима в процессе саморазвития учащегося. Преподаватель должен активно участвовать в процессе развития и становления ,,Я”, в процессе раскрытия возможностей, стремлений, недостатков и преимуществ ученика. Одного слова преподавателя достаточно для того, что поднять ученика до небес и наоборот. Преподаватель должен научить ученика правильно воспринимать удачи и неудачи. Если чувствуете, что у учащегося сниженная самооценка, нужно при любом удачном случае говорить о его даже малейших достижениях, показывая на то, что это итог его усердных стараний. Но это не значит, что учитель должен подыгрывать, здесь речь идет об истинных, реальных достижениях [2].
Бойко О.В. Обобщение педагогического опыта по формированию адекватной самооценки младших школьников, влияющей на повышение качества знаний. - URL https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/04/06/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-po-formirovaniyu
Педагог-психолог Касымова З.Ж. Роль преподавания в формировании самооценки учащегося. -URL https://infourok.ru/rol-prepodavaniya-v-formirovanii-samoocenki-uchaschegosya-1066524.html