Статья на тему «Использование текстов новой природы на уроках русского языка и литературы»
Фатхутдинова Айгуль Гарифовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Аргаяшской СОШ №2
Использование текстов новой природы на уроках русского языка и литературы
Наше время характеризуется нарастанием объемов информации и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, эти изменения требуют переосмысления методов обучения .Цифровая революция создает новый тип мышления учащихся: нелинейное, клиповое, визуальное. Поэтому на современном уроке должны использоваться более разнообразные формы и приемы обучения. Эту разнообразную технологию обучения учащихся сегодня демонстрируют тексты «новой природы.
Что такое тексты новой природы? Ведущие исследователи текстов «новой природы», Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова отмечают, что в настоящее время фиксируется тенденция качественного изменения природы текста: на смену традиционной вербальной конструкции, дополненной иллюстрациями и элементами простейшей графики (таблицы, схемы, диаграммы), приходят тексты, для которых характерны гипертекстуальность, синтез мультимедийности и вербальных структур, активное использование инфографики, интерактивной графики, дополненной реальности и других возможностей коммуникации. Наглядность, доходчивость, универсальность визуального языка позволяет более компактно передавать информацию и ускорить процесс ее восприятия и сохранения. Тексты «новой природы» можно условно разделить на тексты, созданные с использованием ИКТ (электронные учебники нового поколения, буктрейлеры, лонгриды) и «рукотворные» арт-объекты: коллажи (в одной из книг Умберто Эко «Роль читателя» (2002) есть глава "Литература как коллаж"), изотексты, калиграммы, маргиналии, комиксы.
На уроках русского языка и литературы я широко применяю тексты «новой природы», так как они информативны, компактны и наглядны. В использовании таких текстов можно выделить 3 способа:
1) линейный текст преобразовать в текст новой природы;
2) тексты новой природы переводятся в линейный текст;
3) создание собственных текстов новой природы.
Одним из эффективных приемов является облако слов, которое можно создать на онлайн-ресурсах. Этот прием использую для выполнения разных заданий на всех этапах урока. На этапе актуализации знаний генерируем облако слов, в котором располагаются основные понятия по данной теме. Учащиеся выбирают знакомые слова и объясняют их. С помощью облака слов можно спрятать формулировку какого-нибудь понятия и попросить учащихся восстановить определение. При проверке домашнего задания или закрепления материала учащимся предлагается облако слов по пройденной теме, например, «Литературные направления». Классу дается задание распределить ключевые понятия по направлениям; выбрать слова, характерные для романтизма; найти лишнее слово, которое не относится ни к одному направлению.
Еще одним способом разнообразить учебный процесс является использование комиксов на уроках русского языка и литературы. Комикс представляет собой некую историю в картинках. То есть это своего рода мультфильм, нарисованный на листе бумаги. Комикс обычно описывает приключения или просто какую-то цепочку событий.
Создание комиксов на уроках литературы практикую давно. Обычно предлагаю ребятам нарисовать комиксы в качестве домашнего задания, но на уроке проводится подготовительная работа.
Этапы работы над комиксами.
Выбрать эпизод.
Эпизод разбить на кадры.
Определить, на каких планах будет дальний, общий, крупный план.
Важно помнить о правилах построения планов:
Дальний план — показывает место действия. Персонажи в таком случае выглядят очень маленькими.
Общий план — когда видно всего персонажа. Такая композиция тоже подходит для показа места действия.
Средний план — используется, когда взаимодействуют двое или несколько человек. Вариант – вид героя по пояс.
Крупный план — когда показана лишь голова персонажа. Применяется также для выведения объекта из фона.
Макроплан — когда показана отдельная деталь. Данный план создан для экстремальных ситуаций
4) Придумать или выбрать из текста краткие надписи, передающие основную мысль кадра.
5) Выбрать реплики героев.
6) Распределить кадры учащимся.
Комиксы можно рисовать всем классом, в группах или создавать индивидуальные работы.
Комиксы обладают большими возможностями использования в учебной деятельности учащихся.
1) Учащиеся дома готовят комиксы по прочитанному произведению, на уроке работают в парах, меняются своими комиксами и пересказывают друг другу отрывок, изображенный в комиксе.
2) Класс делится на команды, каждой команде предлагается комикс по разным отрывкам изучаемого произведения, передают друг другу комикс и по цепочке пересказывают эпизод.
3) Готовые комиксы разрезать, перемешать, ученикам необходимо восстановить сюжетную цепочку произведения.
4) Класс делится на группы, каждая группа создает комикс без надписей, передают комиксы другим группам. Те должны найти отрывок, по которому создавался комикс, и заполнить надписями и репликами.
Более глубокому пониманию информации, быстрому запоминанию, структурированию большого количества фактов способствует применение на уроках и других текстов новой природы.
- Составление карты путешествий главных героев. Например, Маленького принца, Васютки, Гринева, Пьера Безухова, Андрея Болконского.
- Создание страницы литературных героев в социальных сетях. Можно предложить ребятам создать реальную страницу или на листе ватмана изобразить, используя графику и дизайн «ВКонтакте», «Одноклассников» или других соц. сетей. Но заметки, посты, творческие работы должны быть выполнены по произведению, можно использовать стиль автора, оценивать современные реалии с точки зрения литературных героев. Вот возможные темы:
1) Блог Печорина «Как завоевать сердце девушки? Пошаговая инструкция».
2) Блог Наташи Ростовой о воспитании детей.
3) Блог саморазвития « Советы Пьера Безухова».
4) Экономический блог «Как накопить на шинель? Советы Акакия Акакиевича».
Учителю нужно только дать направление для деятельности учащихся, импульс к творчеству, остальные темы сами предложат.
- Хронологические таблицы по биографии писателей.
- Составление коллажей по разным темам: «Заимствованные слова», «Диалектизмы», «Профессионализмы», « Главные герои «Войны и мира», «Поэты Серебряного века».
Очень часто использую на уроках литературы формы и жанры журналистики. На уроках изучения биографии даю задание не просто прочитать и пересказать статью, а творчески переосмыслить, по-своему интерпретировать. Ребята получают задание подготовить передачу о писателях, о героях произведений. В 6 классе при прохождении темы «Творчество Шиллера. Баллада «Перчатка» составляли мини-проект «Сравнение двух переводов: Лермонтова и Жуковского». На первом уроке разрабатывали замысел проекта, план действий, распределяли задания, определили форму презентации. Для сравнения переводов поработали с литературоведческими словарями, критическими статьями. На втором уроке ученики защищали свои проекты. Первая группа представила познавательную передачу « Любимые поэты». В передаче прозвучало интервью с самим поэтом, лингвисты сравнили 2 перевода (рассмотрели сюжет, систему образов, идею, язык переводов), удачно вписали в формат передачи инсценирование баллады и даже провели опрос в классе «Какой перевод понравился вам больше?» Вторая группа показала передачу «Жизнь замечательных людей». Но стиль программы отличался, это была молодежная передача с приглашением историка. В текущем году во время проведения предметной недели хочу предложить провести конкурс «Литературные новости», чтобы каждый класс снял передачу по произведениям. Это могут быть криминальные новости по мотивам Достоевского, портретные очерки, репортажи с мест событий, например, окончание строительства железной дороги по произведению Некрасова, пресс-конфереция с Базаровым, Печориным, интервью с Наташей Ростовой.
Таким образом, можно сделать вывод, что возможностей использования текстов « новой природы» очень много. Они помогают сделать уроки более наглядными, продуктивными, способствуют развитию монологической и диалогической речи, формированию коммуникативных навыков, развитию творческих способностей. Ведь новое время требует от личности не только высоких профессиональных компетенций, но и проявления креативных возможностей человека, применения своих знаний в нестандартных ситуациях.
Педагоги, говоря о вечных ценностях, приобщая детей к классической литературе, должны использовать новые инструменты, современные возможности. А то уже находятся другие люди, которые поняли преимущества Интернета и используют их в общении с детьми, но в самых неблаговидных целях.
Далее предлагаю разработку урока с использованием текстов новой природы.
Тема урока: Публицистический стиль речи.
Цели: формировать умение определять проблему, авторскую позицию, умение аргументировать собственную позицию.
1. Вступительное слово учителя.
- Современное общество. Куда мы идем, какие у нас ценности, идеалы?
СМИ чаще всего называют нас потребителями, обществом потребления. С запада к нам приходят новые технологии, которые учат нас добиваться успеха. Многие слышали о технологиях «Секрет», «Карта желаний», призывающих без труда стать успешными. Визуализируй свое желание – и оно исполнится, визуализируй свое желание - высшие силы позаботятся о тебе. И чаще всего желания наши касаются материального мира, как стать обладателем роскошного дома, владельцем престижной марки машины. Наше общение сводится к тому, кто сколько зарабатывает, у кого тачка круче. Мы приглашаем в гости, чтобы удивить друзей дороговизной мебели и диаметром плазмы.
А к чему еще нам стремиться? Если интернет, телевизор, газеты каждый день агрессивно внушают нам: будь успешным, ты достоин лучшего, купи это - и будет тебе счастье.
А современное искусство? Его вытесняет шоу-бизнес, задачей которого является не «чувства добрые в народе пробуждать», а только зарабатывать деньги. Как будут о нас судить потомки, если мы оставим им такую литературу: Донцову, Минаева, Робски?
А кумиры наших детей? Звезды с упоением рассказывают, как они грубили учителям, плохо учились. У подрастающего поколения складывается устойчивое впечатление, что добиться успеха можно не трудом и талантом, а через детскую комнату милиции.
Мы перестали ценить жизнь, думать о смерти, инфантильны ко времени - нашу бесценную жизнь тратим на бессмыслицу: сериалы, рекламу, интернет. Мы следим за индексом РТС, курсом доллара, а о том, что падает индекс доброты, духовности, в обществе дефицит милосердия, сострадания перестали думать.
Нашими ориентирами в жизни стали слова успех, престиж, богатство. Вот в чём смысл нашей жизни. Вот в чём наше высокое предназначение.
А теперь проведем небольшое исследование. Может быть, я слишком сгустила краски, очернила действительность. Команды составляют коллаж, используя заголовки и фотографии газет. Первая команда – о материальных ценностях, вторая – о моральных.
- Пока они выполняют задания, я хочу провести игру «Сто к одному» с нашими зрителями. Мы провели опрос «О чем мечтают наши ученики и учителя?» и сделали диаграмму с его результатами. Вам надо угадать самый популярный ответ.
- Проверим задания. Какой вывод можно сделать? Даже если визуально оценить работы?
- Статей о материальных ценностях больше. Мир вещей доминирует над духовным, пора остановить этот процесс. Мы, учителя, на уроках должны говорить не только о грамматике и синтаксисе, но и о духовности.
2. Актуализация знаний.
- Предлагаю поработать с облаком слов. (На облаке написаны такие слова- досада, успех, Грушницкий, Швабрин, Каин и Авель, черная, белая). Какой темой они объединены, объясните, почему вы так думаете?
–Сегодня на уроке на примере текста Дмитрия Сергеевича Лихачева «Про зависть» повторим тему «Публицистический стиль», Рассмотрим признаки этого стиля, синтаксические особенности. Во время работы заполняем таблицу «Публицистический стиль»
3. Работа с текстом.
(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!
(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.
(12)Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
(13)Завидуете — значит не нашли себя.
Д.С.Лихачёв
- О чем текст? К какому стилю относится текст? (Тема текста: зависть. Стиль публицистический. Цель текста: воздействовать на публику, сфера употребления – газеты и журналы. Заполняем первый и второй столбик таблицы).
- В произведениях публицистического стиля поднимается актуальная, общественно значимая проблема. Какую проблему поднимает автор в этом тексте?
(В тексте раскрывается проблема зависти как опасного чувства, от которого страдает в первую очередь тот, кто завидует.)
- Можем ли сказать, что эта проблема важна в наше время? (Эта нравственная проблема вечная. Сколько существует человечество, столько сопровождает нас. Библия открывается историей Каина и Авеля. Каин убил своего брата Авеля, когда его жертвоприношение не было оценено по достоинству).
- Какова авторская позиция текста? Что делать, если в душе поселилось такое чувство? (Он призывает избавляться от этого чувства, для этого заниматься самосовершенствованием, саморазвитием).
-Согласны вы с точкой зрения автора? Почему нужно избавляться от нее, ведь некоторые люди считают, что белая зависть является стимулом к изменению в жизни?
-Какие литературные примеры можно привести? Дополним наше облако слов.
- А сейчас проведем наблюдение над языком слова, результаты исследования запишем в таблицу.
4. Работа в группах.
1 группа. Какие эмоциональные средства выражения использует автор? С какой целью? (Анафоры и эпитеты показывают авторскую взволнованность, обеспокоенность. Лексические повторы, однокоренные слова придают эмоциональность, страстность высказыванию. Метафора призвана остановить человека.)
2 группа. Рассмотреть синтаксические особенности текста. Какие предложения преобладают? Почему? (Текст начинается с риторических вопросов, которые нацеливают на обсуждение важного вопроса, они использованы для привлечения внимания читателей. Преобладают простые предложения, использует СПП, но они короткие, так как это письмо, чтобы все было понятно широкому кругу.)
3 группа. Рассмотрите, чем выражены сказуемые. Объясните их роль. (Сказуемые выражены глаголами 2 лица изъявительного накл. и глаголами повелительного наклонения. Они выражают прямое побуждение к действию, желание достучаться до всех читателей.)
5. Рефлексия.
- Чему вы научились на уроке? Осознали ли вы опасность этого чувства?
- А сейчас дополним наше облако слов ключевыми словами нашего урока. (Д.С. Лихачев, «Письма о добром и прекрасном», самосовершенствование, саморазвитие, познание себя) Пусть эти слова войдут в ткань вашей жизни и помогут преодолеть все трудности.