Статья «Использование ТРИЗ технологии в развитии речи детей дошкольного возраста. Обучение детей составлению творческих рассказов по картинкам»
ФГОС дошкольного образования является одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Использование ТРИЗ технологии
в развитии речи детей дошкольного возраста
Обучение детей составлению творческих рассказов по картинкам
Каждый ребёнок изначально талантлив
и даже гениален, но его надо научить ориентироваться
в современном мире, чтобы при минимуме
затрат достичь максимума эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. Поэтому взрослым ОЧЕНЬ важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников и сегодня мы поговорим об использование ТРИЗ - технологии в развитии детей дошкольного возраста
Эта технология была придумана в семидесятые годы XX века писателем и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально технология создавалась для изобретателей и инженеров, но со временем поняли, что нужно как можно раньше внедрять её детям и технология ТРИЗ пришла в детские сады.
Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского сада. Нет-нет, речь не о том, чтобы заставить дошколят брать интеграл или проектировать 3D-графику. Речь о том, чтобы научить детей мыслить творчески и находить пути решения возникающих перед ними задач. Согласитесь, даже самые любящие и заботливые родители не могут дать детям готовые шаблоны решений на все случаи жизни. И даже не потому, что это физически невозможно, а потому, что это не нужно. Гораздо более разумным шагом будет привить детям алгоритм решения возникающих задач и научить детей им пользоваться.
Технологии ТРИЗ построены на определённых схемах, алгоритмах, структурировании информации поэтому использовать их можно не только на занятиях, но и в любых режимных моментах. Начинать знакомство нужно со знакомством детей с противоречиями, сначала с противоречиями в природе, а дальше можно переходить на различные ситуации. Например, на прогулке пошёл дождик внезапно, и дети говорят:
- Ой как плохо надо идти в группу!
А можно задать им вопрос:
- Дождь идет, плохо что мы идём в группу, а что хорошо?
И дети очень часто отвечают:
- То, что цветы и птички напитаются водичкой.
Затем мы учим детей сравнивать по признакам: цвету, форме, вкусу, звуку, температуре и др. Например, мячик по форме круглый, такой же по форме как яблоко, а ещё такое же круглое?
Также очень важно научить детей анализировать реальные события. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание на последовательность совершаемых действий. Например, в процессе умывания воспитатель спрашивает:
- Что мы сейчас делаем? – Намыливаем руки.
- Что вы делали до этого? - Открыли кран с водой.
- Что вы будете делать после того, когда намылите руки? - Будем смывать мыло под струей воды. Закроем кран и ветреем руки полотенцем.
- Зачем всё мы это делали? - Чтобы руки были чистыми. Цель таких бесед научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.
На данный момент выделяют шесть основных методов ТРИЗ для дошкольников. которые в свою очередь делятся на несколько компонентов.
Первый метод — это метод проб и ошибок, выбирается какой-то предмет, которому мы придаём обычные или не обычные свойства.
Второй метод — это метод фокальных объектов — это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других объектов, выбранных случайно.
Третий метод — это метод типовых приёмов фантазирования. Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать какие-то не свойственные ему другие свойства (это так называемые волшебники ТРИЗ оживление, окаменение, дробление, волшебник наоборот, уменьшение, увеличение и т.д,
Четвёртый метод — это метод синектики, который предполагает, что ребёнок должен поставить себя на место кого-либо или чего-либо и от его лица передать свои ощущения.
Пятый метод маленьких человечков очень интересный метод, очень любим детьми, очень хорошо помогает развивать рассудительность в детях, он представляет собой то, что все вокруг нас, весь окружающий мир, состоит из маленьких человечков их существует три вида. Тех, кто крепко держится друг за друга и руками и ногами, тех кто просто держится за руки, и кто свободен.
И шестой метод мозгового штурма — это метод всем известный, с детьми он тоже хорошо работает это когда предлагается множество идей из них выбираются какие-то самые рабочие.
В системе ТРИЗ составление рассказа по картине немного отличается от классического рассказывания (который у нас обычно практикуется). По технологии ТРИЗ предлагается смотреть на картину со всех сторон, то есть не только в сиюминутном моменте, который изображён на ней, но и на то что было до… то что будет после… и на многое другое.
ТРИЗ это алгоритмы, схемы, и всё структурированно. Поэтому алгоритм первое время постоянно размещаем рядом с картинками, по которым составляем рассказы (он может быть урезан для деток чуть младше). По этому алгоритму на одном занятии конечно же сложно всё успеть, но надо понять, что это система и по ней работать и на занятиях, и в режимных моментах. Можно сделать карточки, и дети уже сами выбирают карточки и составляют рассказ по картине, или можно составить рассказ по цепочке где один этап рассказывает один ребёнок, а следующий этап другой. Вариантов можно придумать много…
И так поговорим про сам алгоритм: первый этап — это определение объектов на картине. У каждого из этих этапов есть определённые слова, с которых ребёнок начинает свой рассказ, своё описание: слова этого этапа смотрю на картинку и называю объект, важно обратить внимание детей на то что мы называем всё-всё что есть на картинке, а не только главных персонажей, но и очень важно внимание к мелочам! Это может быть самый маленький цветочек, птички и т.д.
Второй этап, вторая картинка — это установление взаимосвязей между объектами картины и слова этого этапа: один объект связан с другим. Очень интересный этап он развивает воображение детей. Например, у нас на картинке мальчик, кошка и сосульки и как они могут быть связаны?
Следующий третий этап — это составление сравнений и загадок по картине. Это активация словаря, образного словаря, это всякие определения, метафоры, загадки, и слова этого этапа: я смотрю на предмет, изображенный на картинке и могу сравнить его признаки с признаками других предметов.
Следующий четвёртый этап — это представления, ощущения с помощью разных органов чувств. У нас картина очень часто не неживая и вот этот этап, это как бы вхождение в картину помогает ребёнку посмотреть на эту картину изнутри, как бы находясь внутри этой картины, рассказать о запахах, которые он чувствует, о звуках, которые он слышит, внутри картинки. И это конечно же активация в речи, слов, которые обозначают звуки, запахи и различные тактильные ощущения, это помогает очень хорошо понять атмосферу картины и соответственно потом составить рассказ не составит труда. Слова этого этапа: я чувствую, я слышу, я ощущаю.
Следующий пятый этап — это составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины. Но этот этап мы внедряем ближе к подготовительной группе, потому что всё-таки рифмы достаточно тяжело детям находить, но с другой стороны даже в средней группе какие-то лёгкие ритмы типа галка - палка дети могут составить. Интересное такое словотворчество и детям очень нравятся этот этап. И слова этого этапа: я называю предметы и составляю с его названием рифмовку.
Следующий шестой этап — это определение местонахождения предметов на картине, здесь идёт активация наречий и различных предлогов. За, под, около, вблизи и т.д. Смотрим где находится предметы на картине относительно друг друга, очень хорошо поиграть в игру "Да - нет" то есть на плоскости этот предмет находится в близи того то, но вдалеке от этого... И слова этого этапа: я называю предметы и говорю где они находятся.
Следующий седьмой этап очень интересный, это этап описания объектов с описанием изменений во времени. У нас все предметы до того, как появились на картине, с ними что-то было: дети были дома, шланг был в магазине, дача была деревом и очень интересно погрузиться в историю предметов, либо в будущее, это помогает установлению связей, и помочь проанализировать картину. Что могло быть до этого и что будет после... Картина — это не один миг, это большой рассказ, который можно на несколько дней растянуть что было и что есть и что будет и это слова этого этапа
И заключительный восьмой этап — это понятие о смысловых характеристиках картины, это достаточно сложно для маленьких детей и поэтому этот этап для детей постарше, для старшей и подготовительной группы. Воспитатель подбирает какие-то пословицы, поговорки, которые относятся к этой картине, и предлагает детям пояснить относятся ли они к этой картине, и если относятся, то как? Таким образом мы знакомим детей с мудростью народа и прививаем любовь к малым её формам.
И после прохождения всех этих этапов с детьми можно приступить к составлению рассказа, и получается достаточно интересно.
Кияйкина Наталья Федоровна
Татьяна
Горбачёва Марина Юрьевна
Татьяна