Использования визуализации учебной информации на уроках математики
Использования визуализации учебной информации
на уроках математики
Современные жизненные реалии, технический прогресс накладывают отпечаток на образовательный процесс.
В условиях изменяющихся образовательных стандартов, постоянного роста потока информации увеличивается нагрузка на интеллектуальные функции школьника. Обучающимся надо много знать и многое помнить, с каждым днем все больше и больше. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Поэтому, чтобы не утонуть в море этой информации, необходимо уметь ее эффективно анализировать, усваивать и запоминать.
Перед школой встают задачи, которые требуют модернизации учебного процесса. Требования к учащимся прямо пропорциональны огромному потоку информации. Для обеспечения качественного образования необходимо использовать эффективные образовательные технологии. Для учителя стоит задача подачи учебного материала в доступной и понятной учащимся форме.
Для того чтобы заинтересовать учеников педагоги стараются максимально визуализировать передаваемую информацию. Ведь действительно, чтобы понять, что представляет собой какой-либо предмет, необходимо представить его в сознании, рассмотреть с разных сторон. Визуализируя информацию, педагоги развивают у обучающихся воображение, способность мыслить неординарно, достигать поставленных целей.
Существуют разнообразные способы представления визуальной информации: видеоролики, фрагменты из фильмов, анимации, схемы, таблицы и т.д.
Визуализация необходима на уроках математики в образовательных учреждениях. Используя визуализацию обучающиеся более заинтересованны, сосредоточены на процессе обучения. Образовательный процесс протекает эффективно, интересно как для педагога, так и для обучающихся.
В начале 70-х годов прошлого века британский психолог Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал методику запоминания, творчества и организации мышления, которую и назвал «mind maps».
В разных источниках по-разному дается определение что же такое интеллект-карты.
Интеллект - карты – это графическое выражение…
Интеллект – карты – это мощный визуальный метод…
Интеллект – карты – это инструмент…
Я для себя выбрала следующее:
Интеллект-карты – технология изображения информации в графическом виде.
Давайте рассмотрим стандартные способы записи информации. Это текст, таблица, список, графики и диаграммы. Это, конечно, проверенные временем формы записи недостатков, но они имеют ряд недостатков:
Трудно запомнить информацию. Привычные нам конспекты представляют собой исписанные друг от друга ничем не отличающиеся листы бумаги. Из-за такого однообразия теряется острота внимания. В результате этого снижается объем запоминаемой информации.
Временные потери. Достаточно большое количество времени расходуется на запись, на прочтение и на поиск необходимой информации.
Отсутствие творчества. Мы оказываемся в ловушке - в рамках линейного представления информации.
Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: целостность восприятия, воображение, пространственную ориентацию, восприятие цвета и чувство ритма.
Математика - это креативная наука. Но обучающиеся не хотят поверить в это. Для многих математика является сложным нелюбимым предметом. И вдруг им предлагают порисовать на уроке математики. Начинается процесс созидания. Открываются творческие способности обучающихся, которые, возможно, не проявлялись в математическом мышлении, но могут проявляться в чувствах, в общении, в художественной одаренности, в присутствии вкуса, в наличии внутренней культуры человека. Более того, идет процесс развития этих способностей обучающихся.
Ребята создают ителлект-карты легко, получая при этом удовольствие от творчества. Они тратят меньше времени, чем тратили бы на конспектирование обычным текстом. Им легче воспринимать и запоминать информацию, которая структурно и наглядно представлена на одном листе.
Интеллект-карты отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями.
Ребята с удовольствием работают над созданием интеллект-карт. В дальнейшем они используют их при подготовке к теоретическим зачетам, к экзаменам.
При составлении интеллект-карт мы придерживаемся определенных правил:
1. Бумагу берем белую, нелинованную, формата А4. Лист располагаем горизонтально, чтобы всё на нем уместилось.
2. Слова располагать на веточках. Это делает карту более наглядной. На одной ветке можно писать только одно или два слова. Наше мышление ассоциативно - одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации. Лучше писать печатными буквами, тем самым экономим время на прочтение.
3. Структура карты радиальная: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии.
4. Для выделения блоков информации используем разные цвета, картинки. Что позволяет намного быстрее запоминать информацию.
5. Используем различные виды линий, стрелок. Центральные линии всегда толще. Стрелки показывают связь между объектами. Длина ветки должна равняться длине слова - так карта будет более наглядной.
Работаем над интеллект-картами как в одиночку, так и в группах.
Хочу отметить, что не все обучающиеся могут грамотно составить интеллект – карту в силу различных когнитивных затруднений. Но, работая в группе, ребята дополняют друг друга, учатся друг у друга. Метод интеллект - карт как нельзя лучше подходит для формирования коммуникативной компетентности обучающихся.
Также интеллект-карты использую при проверки знаний как рабочие листы, предназначенные для заполнения обучающимися. Они могут содержать уже готовую структуру, которую необходимо заполнить. Такие листы называют концептуальными картами Concept Map.
Примеры использование интелект - карт
Благодаря использованию визуализации на уроках может быть решена одна из важнейших задач при обучении – привлечение внимания учащихся и приобщение их к активной познавательной деятельности. Применение визуальных техник на уроке способствует усвоению больших объемов информации, позволяет легко запоминать материал, дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином объекте, увлекательно изложить материал. Планомерное и целенаправленное использование методов визуализации способствует развитию осознанного умения решать задачи, повышает качество обучения.
Метод интеллект - карт позволяет:
задействовать оба полушария головного мозга;
развивать креативность обучающихся;
формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект - карт;
формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;
улучшать все виды памяти обучающихся;
ускорять процесс обучения;
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся;
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;
выявлять причины когнитивных затруднений;
корректировать знания обучающихся