Исследование читательской грамотности в психолого-педагогической литературе
Проблемы психологии чтения и грамотности Л.С. Выготский осветил в книге «История развития высших психических функций» в главе «Предыстория развития письменной речи». Он показал, что овладение письменной речью, как огромный переломный момент во всём культурном развитии ребёнка, возможно только благодаря умению ребёнка «читать и, следовательно, обогащаться всем тем, что создал человеческий гений в области письменного слова». В развитии высших форм письменной речи Л.С. Выготский подчеркнул важность «молчаливого и громкого чтения».
Говоря о читательской грамотности, целесообразно разобрать понятие «грамотности», которое обсуждается на протяжении последних десятилетий. В своем педагогическом словаре СЛАЙД 3 А.М. Новиков определяет грамотность как «владение человеком навыками устной и письменной речи» в соответствии с нормами литературного языка. Грамотность, пишет А.М. Новиков, это «один из базовых показателей культурного развития населения, а применительно к школе – одно из важнейших условий и показателей качества обучения». Грамотность имеет и более широкое толкование - как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять.
Также важно понимать, в чем заключается ключевое отличие термина «читательская грамотность» от термина «чтение».
СЛАЙД 4 Г.А. Цукерман в своей статье разводит эти понятия, говоря о том, что чтение, особенно в педагогическом контексте, нередко понимается как декодирование — перевод букв в звуки. Г.А. Цукерман в своей статье «Оценка читательской грамотности» определила грамотность «как владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста».
Похожие исследования изучаемой области существуют в работах Л.С.
Выготского и А.Р. Лурии, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций — от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает мета когнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.
Факторы, влияющие на формирование читательской грамотности изучены в работах М.А. Пинской, Т.В. Тимковой, О.Л. Обуховой. Подробный и качественный анализ факторов, обеспечивающих формирование читательской грамотности, так же представлен в книге «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» под редакцией И.Д. Фрумина. СЛАЙД 5 По мнению И.Д. Фрумина, существует ряд факторов, которые могут повлиять на формирование читательской грамотности.
К ним относятся факторы следующих уровней:
факторы уровня школы;
факторы уровня учителя;
факторы уровня ученика.
Рассмотрим подробно факторы каждого уровня.
СЛАЙД 6 Факторы уровня школы предполагают организацию образовательными учреждениями образовательного процесса с целью обеспечить формирование и развитие читательской грамотности. Школа должна:
строить обучение по гарантированным и жизнеспособным учебным программам, которые обеспечивают работу с информацией;
ставить перед собой содержательные образовательные цели, которые в свою очередь принесут удовлетворенность участников образовательного процесса в освоении читательской грамотности;
обеспечить включенность родителей в образовательный процесс обучения чтению и читательской грамотности;
гарантировать безопасную и упорядоченную среду образовательного процесса, которая положительно влияет на формирование читательской грамотности;
обеспечивать стремление успеха у участников образовательного процесса, взаимопонимание и согласованность действий учителей, учеников и родителей;
обеспечить оформление образовательного пространства, в контексте работы с текстом, с информацией. В классе должны использоваться важные элементы, создающие живую учебную атмосферу: выставки детских работ, плакаты, схемы, классные библиотеки, познавательная информация.
СЛАЙД 7 Факторы уровня учителя предполагают, что учитель должен планировать работу, которая будет обеспечивать формирование читательской грамотности. Учитель должен:
применять в своей работе основные стратегии по формированию читательской грамотности;
использовать программы и пособия, обеспечивающие работу с информацией;
применять методики и организационные технологии, которые работают на формирование читательской грамотности;
планировать уроки, направленные на формирование читательской грамотности;
разрабатывать учебные задания на существующие группы;
читательских умений;
выстраивать регулярное, насыщенное обсуждение прочитанного, которое положительно влияет на формирование читательской грамотности учащихся;
создавать благоприятную рабочую атмосферу на уроке.
Факторы уровня ученика: семья, обучаемость, дополнительные знания, мотивация и т.п.
В конце XX века основным и преобладающим подходом при оценивании читательской грамотности учащихся была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты. Хотя эти умения по-прежнему имеют важное значение, сегодня при оценивании учитывается интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников, что обозначило проблему уточнения понятия «грамотность чтения».
Сегодня это понятие должно отражать широкий спектр новых навыков, которые требуются в XXI веке – понимание письменных текстов, их использование для расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни, самообразовании.
Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5-х классах будет сосредоточено на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы школьной программы.
Говоря о педагогических средствах обучения читательской грамотности, М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова в своей статье «Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности?» выделили педагогические умения, которые должны быть сформированы у учителя.
СЛАЙД 8 К этим умениям относятся:
компетентность в планировании и подготовке уроков:
высокий темп работы;
концентрация и переключение внимания учеников;
многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютер.
СЛАЙД 9 Компетентность в управлении классом:
максимальная включенность всех учеников;
разнообразие форм работы и заданий;
сотрудничество между учителем и детьми.
СЛАЙД 10 Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность:
самостоятельная работа в группах и парах;
эмоциональная вовлеченность учеников;
построение коммуникации между учениками.
СЛАЙД 11 Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся;
Использование разнообразных методов оценивания.
СЛАЙД 12 Возрастные особенности читательской грамотности подростков
Изучение психологических особенностей личности школьника, выявление его интересов и склонностей в области художественной литературы и ее восприятия является важным условием повышения эффективности литературного образования, решения проблемы формирования читательской самостоятельности.
В 5-х классах возраст детей 11-12 лет. Возрастная и педагогическая психология определяет данный возрастной период в развитии ребенка как подростковый.
Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено также в других его названиях – «переходный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в детском организме процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой, от детства к взрослости, когда перестраиваются психические процессы, деятельность личности школьника.
СЛАЙД 13 Данный переход охватывает все стороны развития в этот период: физическое, умственное, нравственное, социальное. Происходит перестройка организма, сознания, типа социального взаимодействия с окружающим миром, учебной деятельности.
Важность подросткового периода определяется также тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие пути формирования моральных и социальных установок личности. Как отмечает психолог В.А. Крутецкий, «движущими силами психического развития в данном возрасте являются возникновение и преодоление диалектических противоречий между порождаемыми деятельностью подростков новыми потребностями и возможностью их удовлетворения, между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми видами, и уровнями его деятельности…».
СЛАЙД 14 Одной из важнейших характеристик подросткового возраста является активное формирование мировоззрения, становление нравственных убеждений, принципов, идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток руководствуется в общении с окружающим миром. В это время у подростков появляется потребность осознать себя как личность, они стремятся понять нравственно-психологические особенности окружающих их людей.
А.Е. Бельков, П.А. Чубак указывают на то, что «это, в свою очередь, порождает стремление найти образец и равняться по этому образцу, что связано с попытками самовоспитания».
Примечательно, что чаще всего подростки находят примеры для подражания не в реальной жизни, а среди героев произведений. И если в младшем подростковом возрасте (5 класс) идеал ребенка воплощается в конкретной личности, то в старшем подростковом возрасте (7 класс) в качестве образца все чаще выступают обобщенные образы как совокупность идеальных черт.
СЛАЙД 15 Подростковый возраст определяется в психологической науке как самый трудный с точки зрения организации учебно-воспитательного процесса, но в то же время и как очень важный в плане интеллектуального и психического развития школьников.
СЛАЙД 16 Л.С. Выготский определяет подростковый возраст «как возраст культурного развития».
Так как предметом данного исследования является умственное развитие учащегося-подростка в области литературного образования, в сфере восприятия произведений художественной литературы, считаем необходимым обратиться к психологическим факторам и закономерностям, определяющим познавательную деятельность подростков.
Психологи сходятся во мнении, что подростковый возраст чувствителен к развитию познавательных интересов. В среднем школьном возрасте активная умственная деятельность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко представляется в широте склонностей.
Стремление к самоопределению и самоутверждению делает для подростков особенно привлекательными самостоятельные формы организации приобретения знаний на уроках, возможность получать знания, усваивать методы и приемы овладения ими. Однако реализовать это стремление подросткам иногда сложно, так как они еще не в полной мере владеют способами выполнения новых форм учебной деятельности. У детей и подростков общая умственная деятельность опережает развитие специальных интересов и способностей. Кроме того, в методике обучения подростков преобладает информативность, которая не позволяет вызвать у учащихся ощущения «незнания», интерес к собственному познанию.
СЛАЙД 17 По справедливому замечанию Г.И. Щукиной, императивность требований учителя («прочитай», «перескажи», «выучи») без привлечения учащихся к активному обсуждению сложных вопросов, без стимуляции их догадок и оценок не содействует формированию личностных образований школьника, его познавательной пытливости, самостоятельности в учении, познавательного интереса. А именно «начало подросткового возраста связывается с началом формирования более высокого уровня учебной деятельности, при которой самостоятельно осваивается не только новый материал, но и даже новые области знаний, и для подростка раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию».
СЛАЙД 18
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга! Да здравствует книга!
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если мы выпустим книгу из рук.
СЛАЙД 19 Спасибо за внимание.