12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Игоревна Блинова4287
Почетный работник образования Москвы. Высшая квалификационная категория. Девиз в работе и в жизни: «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!»
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Хочу с вами поделиться...»

t1683500385aa.png

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 (ТЕХНИКУМ)»

Департамента спорта города Москвы

(ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта)



Городской открытый образовательный проект «Фронтовые театры в годы Великой Отечественной войны» - 2023


Исследовательский проект на тему: «Когда говорят пушки, музы не молчат».

" Бригада московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова ".

Команда:

Шелих Максим Денисович

Айзятулина Виктория Равиловна

Золотухин Дариус

Грищенкова Алина Абдулаевна


Руководитель:

Преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ МССУОР №1

Почетный работник образования Москвы.

Блинова Ирина Игоревна.





Москва 2023г.

Введение:

Фронтовые театры и концертные бригады были очень важным аспектом культурной жизни во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Они были организованы в различных частях фронта, чтобы поднять боевой дух и поддерживать моральное состояние солдат.

Фронтовые театры были созданы в основном на базе профессиональных театров, которые были эвакуированы из захваченных нацистами территорий. Они также включали в себя театральные группы, созданные из солдат и офицеров, которые имели театральный опыт или талант.

Театры и концертные бригады производили различные спектакли и мероприятия, в том числе комедии, драмы, оперы, балеты, концерты и цирковые представления. Многие из них были созданы специально для солдат и были направлены на то, чтобы поддержать их боевой дух и мотивацию.

Фронтовые театры и концертные бригады были очень популярны у солдат и офицеров. Они не только предоставляли развлечения, но и помогали укреплять чувство братства и единства между военнослужащими. Многие из них были организованы во время передышек в боевых действиях или после них, когда солдаты нуждались в отдыхе и развлечениях.

Особенно хочу выделить один коллектив - театральную бригаду имени Москвина, которая произвела огромный вклад в поднятие боевого духа среди солдат и офицеров нашей армии в трудные годы войны.

Проект на тему: «Когда говорят пушки, музы не молчат». "Бригада московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова", имеет высокую актуальность в связи с тем, что изучение истории этого театрального коллектива является важным элементом изучения культурной жизни СССР в годы Второй мировой войны. Кроме того, исследование влияния театральной бригады на моральное состояние военнослужащих и населения в целом может дать ценные сведения о роли культуры в поддержании боевого духа и укреплении духовного здоровья людей во время военных конфликтов.

Также основанием выбора проекта является то, что изучение истории театральной бригады под руководством Б Филиппова может дать ценные уроки для современного общества, показав важность культурного наследия и роли искусства в жизни людей. В частности, исследование может привлечь внимание к современным проектам, которые также ориентированы на поддержание боевого духа и укрепление морального состояния военнослужащих и населения в целом.

Цель исследования:

Целью настоящего исследования является изучение истории первой театральной бригады под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова в годы ВОВ, анализ ее вклада в культурную жизнь СССР и оценка влияния на боевой дух военнослужащих.



Задачи:

1. Изучить историю создания и развития театральной бригады под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова в годы ВОВ, ее репертуар, форматы выступлений и работу в различных условиях, включая выступления на фронтах и в тылу.

2. Рассмотреть влияние театральной бригады под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова на моральное состояние военнослужащих и населения в целом, а также выяснить, какие эмоции и настроения вызывали ее спектакли у зрителей.

3. Изучить статистические данные о посещаемости представлений театральной бригады под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова, а также о ее влиянии на боевой дух военнослужащих, включая анализ отзывов и реакций на представления.

4. Определить, какие театральные постановки были наиболее успешными в контексте поддержания боевого духа и укрепления морального состояния военнослужащих, и какие театральные приемы использовались для достижения этой цели.

5. Изучить роль театральной бригады под руководством Б. Филиппова в поддержании национального единства и сопротивления нацизму в годы ВОВ, а также ее значение для культурной жизни СССР в целом.

6. Сделать выводы о важности театральной бригады под руководством Б. Филиппова для поддержания морального и духовного здоровья нации в годы ВОВ, а также ее значимости для современности и возможного использования современными проектами, которые направлены на поддержание боевого духа и укрепление морального состояния военнослужащих.

7. Разработать сценарий внеклассного мероприятия и провести «Фронтовой концерт. Реконструкция».

Методы исследования:

Для достижения поставленной цели мы будем использовать следующие методы исследования:

Исторический анализ: мы будем изучать историю создания и развития театральной бригады под руководством Б. Филиппова в годы ВОВ, рассматривать ее репертуар и деятельность на фронтах и в тылу.

Социологический анализ: мы будем изучать влияние театральной бригады под руководством Филиппова на моральное состояние военнослужащих и населения в целом.

Статистический анализ: мы будем изучать статистические данные о посещаемости представлений театральной бригады Филиппова, а также о ее влиянии на боевой дух военнослужащих.

Содержание работы:

Этап. Сбор информации о «Деятельность фронтовых театров концертных бригад в годы Великой Отечественной войны».

Короткий рассказ о деятельности бригады московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова.

Первой актерской бригадой, специально сформированной для поездки на фронт, была бригада московских актеров разных театров, уже в июле 1941 года выехавшая в район Вязьмы. Ее возглавил бывший тогда директором Мосэстрады Б. Филиппов. 28 июля бригада в составе В. Хенкина, М. Гаркави, И. Гедройца, Л. Руслановой, Т. Ткаченко и других актеров уже выступала перед бойцами Западного фронта.

Бригада актеров начала свою работу на передовой в июле 1941 года. Концерты давали в лесах и полях, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах. Наравне с фронтовиками и тружениками тыла актеры и музыканты приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей — всех тех, от кого исход войны зависел напрямую.

Поначалу коллектив бригады обходился без реквизита и специального оборудования; выступления представляли собой по большей части сборные концертные программы, состоящие из эстрадных, а также агитационно-пропагандистских номеров, поэтических чтений, коротких драматических сценок и этюдов. Впоследствии основной передвижной площадкой для выступлений стал грузовик с откидным кузовом, который на полтора часа — не дольше, ровно столько, как правило, длилось выступление — становился сценой. Пространство вокруг машины было зрительской зоной, часто фронтовики рассаживались полукругом прямо на земле.

После концерта или спектакля борта кузова закрывались, весь нехитрый скарб — костюмы, грим, элементы декораций, которые со временем все же появились, — паковался внутрь, и машина была готова отправляться к следующему пункту. Работу театральных служб — монтаж площадки, полную, планомерную подготовку к выступлению — от начала до конца выполняли сами актеры: дополнительный штат людей они себе позволить попросту не могли.

Бригада московских актеров под руководством Б. Филиппова стала одним из ярких примеров того, как актеры на фронте работали на благо военнослужащих и как их труд помогал поддерживать боевой дух в трудные годы войны

Цельно составленного репертуара не было, он складывался из различных спектаклей, концертных программ, скетчей, сценок.


2 этап. Подготовка.

В рамках празднования дня Российской Армии в ГБПОУ МССУОР №1 велась подготовка большого мероприятия - военно-патриотической игры «О той весне…». Подготовка включала в себя написание сценария, распределение ролей, обеспечение костюмами, реквизитом на все конкурсные дни игры, подготовка кабинетов и залов. Репетиции. Приложение – 1.

З этап. Ход мероприятия.

Мероприятие проходило в течении 5 дней.

Первый день - тематические классные часы. Проведение в классах и группах бесед на тему «Деятельность фронтовых театров концертных бригад в годы Великой Отечественной войны». В частности, о "Театральной бригаде под руководством Филиппова". Встреча с ветеранами.

Задействованы классные руководители и кураторы. Классные часы проходят в классах. Встреча с Ветеранами в зале Воинской Славы ГБПОУ МССУОР №1. Примерный план конспект классного часа - Приложение - 2.

Второй конкурсный день - получение командами пакетов с заданиями. Интеллектуальный конкурс посвящен ВОВ.

Задействованы преподаватели Истории, администрация училища, кураторы и классные руководители. Конкурс проходил в актовом зале, кабинетах истории, географии, ОБЖ. Приложение - 3.

Третий конкурсный день – конкурс на лучшего санинструктора, а также сборка и разборка автомата, умение одеть костюм химзащиты на время. Задействованы преподаватели, кураторы, классные руководители, заместитель директора по безопасности, преподаватель ОБЖ, медицинский центр училища. Конкурс проходил в спортивном зале, в специально подготовленных блоках.

Реквизит: автомат Калашникова - 3 шт., бинты -10 шт., костюм химзащиты -3 шт., носилки – 3 шт. Приложение - 4.

Четвертых конкурсный день – конкурс строевой подготовки и спортивные соревнования.

Задействованы: тренеры, инструктору по спорту. Приложение – 5.

Реквизит: спортивные скамейки, обручи, мячи, фишки, прыгалки, маты.

Пятый конкурсный день - «Фронтовой концентр на солнечной поляночке»

Задействованы ребята участвующие в концерте (артисты), педагог-организатор, кураторы.

Реквизит, украшение для зала, маскировочная сеть 1 шт. искусственные цветы, атрибуты привала, пикника (поленья, котелок), импровизированная сцена, плакаты. Приложение – 6.

Определение победителей и подведение итогов. Награждение. Приложение – 7.

4 этап - 6 этап.

Сама игра по заранее написанному плану и регламенту.

7 этап. «Фронтовой концерт» - подобное описание во второй части проекта.

Результаты исследования:

Первая театральная бригада Филиппова была одним из самых известных театральных коллективов во время ВОВ и имела большое значение для культурной жизни СССР.

Театральная бригада Филиппова имела большое влияние на моральное состояние военнослужащих, помогая поддерживать боевой дух и повышать их оптимизм в трудные времена.

Театральная бригада под руководством Б. Филиппова проводила свои представления не только на тыловых площадках, но и на фронтах, что существенно улучшало настроение военнослужащих и давало им возможность на короткое время забыть о трудностях войны.

Театральная бригада под руководством Б. Филиппова создавала спектакли, которые были ориентированы на военное время и были направлены на поднятие боевого духа военнослужащих. Эти спектакли включали в себя песни, танцы и драматические постановки, которые вызывали у зрителей различные эмоции и поднимали их дух.

Театральная бригада Филиппова стала важным символом в борьбе с нацистской Германией, и ее деятельность стала символом сопротивления и укрепления духа советского народа.

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, передача зрителям духа и энергии тех времен. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, передача зрителям духа и энергии тех времен.

Привлечение внимания к значимости искусства и культуры в трудные времена и на фронте. Возможность участия в культурно-исторических мероприятиях для широкой аудитории.

Возможность участия в культурно-исторических мероприятиях для широкой аудитории.

Укрепление связей между поколениями, сохранению исторической памяти, развитию культурного потенциала общества и повышению патриотического настроения.

Заключение:

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что первая театральная бригада под руководством Б. Филиппова в годы ВОВ была одним из самых важных театральных коллективов в СССР. Ее деятельность имела большое значение для культурной жизни страны и оказывала значительное влияние на моральное состояние военнослужащих и населения в целом. Ее спектакли были ориентированы на военное время и были направлены на поднятие боевого духа военнослужащих. В целом, театральная бригада внесла огромный вклад в борьбу с нацизмом и стала символом сопротивления и укрепления духа советского народа. Она была не только театральным коллективом, но и символом национального единства и сопротивления в годы ВОВ. Поэтому изучение истории этого театрального коллектива может помочь сохранить и передать поколениям национальные традиции и культурные ценности. В целом, проект на тему " Бригада московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова ", является актуальным и важным исследованием, которое может привлечь внимание к исторической значимости театра во время военного времени и его вклада в сохранение морального и духовного здоровья нации.

Мероприятие, такого рода, имеет большую значимость как для сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне, так и для культурного развития общества, способствует формированию нравственности, духовности подрастающего поколения. Помогает увековечить в памяти подростков и детей исторические события и передать следующим поколениям знания и опыт о прошлом. Позволяет узнать больше о народных танцах и песнях, которые являются частью национальной культуры и представляют ее на мировой арене. Воспитывает чувство гордости за свою Родину, за народ ее населяющий.

Мы бы хотели выразить глубокую благодарность театральной Бригаде под руководством Б Филиппова и всем фронтовым театрам, и концертным бригадам, которые работали в трудные годы Великой Отечественной войны. Их деятельность была неоценимым подарком для нашей армии и нашей страны в целом. Спасибо им за их труд, веру и любовь к Родине!

Список источников:

https://gluhovski-igor.livejournal.com/

Филиппов В.А. «Фронтовые бригады Всероссийского театрального общества»; «Артист. Режиссер. Театр», Центральная научная библиотека СТД РФ, 2020г.

https://dzen.ru/a/XrVHYgubIwKGdpIF

http://www.strast10.ru/node/3590

https://teatron-journal.ru/



Приложение 1

Репетиции: https://disk.yandex.ru/i/4aUsMHRYAvY8Cw

https://disk.yandex.ru/i/_kMO7DS5OpcEjw

Приложение 2



Классный час.

Тема: Деятельность фронтовых театров и концертных бригад в годы Великой Отечественной войны. " Бригада московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова ".

Цель:

Ознакомить учащихся с историей деятельности фронтовых театров и концертных бригад в годы Великой Отечественной войны, а также познакомить с творчеством театральной бригады.

Задачи:

Рассказать об истории создания фронтовых театров и концертных бригад в годы ВОВ.

Описать особенности театральной деятельности на фронте.

Познакомить с творчеством театральной бригада московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова.

Показать значение культурной деятельности в годы войны.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя.

Рассказ об истории создания фронтовых театральных и концертных бригад в годы ВОВ.

Описание особенностей театральной деятельности на фронте.

Показ фрагментов спектаклей и концертных выступлений театральных бригад, проводившей выступления на фронтах в годы войны.

Обсуждение показанных фрагментов.

Рассмотрение значимости культурной деятельности на фронтах в годы ВОВ.

Заключительное слово учителя.

Материалы:

Информационные материалы об истории создания фронтовых театров и концертных бригад в годы ВОВ.

Видеофрагменты, фотографии спектаклей театральной бригад, в частности бригады под руководством Б. Филиппова. https://www.youtube.com/watch?v=NOua7Tqb6xY&ab_channel=Sound%26Travel

https://www.youtube.com/watch?v=t4wk5JoNU0&ab_channel=AlexanderBogdanov

Ожидаемые результаты:

Учащиеся получат знания об истории деятельности фронтовых театров и концертных бригад в годы ВОВ.

Учащиеся узнают особенности театральной деятельности на фронте.

Учащиеся познакомятся с творчеством театральной бригады под руководством Б. Филиппова.

Видеофрагменты спектаклей театральной бригады Москвина можно найти в интернете на различных ресурсах, например:​​​​​​​

На видеохостингах, таких как YouTube, Vimeo, Rutube и др.

В онлайн-архивах культурных учреждений, например, в Центральном государственном фильмофонде России.

В музейно-выставочных комплексах.

Также стоит обратиться к библиотекам и культурно-просветительским центрам, которые могут иметь в своем фонде информацию о фронтовых театрах и концертных бригадах, в том числе и о театральной бригаде под руководством Б. Филиппова.

Приложения 3-7

https://disk.yandex.ru/d/vOqRvbZ0bwQcfA

из-за большого веса фото файл не загружается, поэтому все фото по ссылке.

Опубликовано в группе «Хочу с вами поделиться...»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.