Исследовательский проект на тему: «Когда говорят пушки, музы не молчат»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 (ТЕХНИКУМ)»
Департамента спорта города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта)
Городской открытый образовательный проект «Фронтовые театры в годы Великой Отечественной войны» - 2023
Исследовательский проект на тему: «Когда говорят пушки, музы не молчат».
" Бригада московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова ".
Команда:
Шелих Максим Денисович
Айзятулина Виктория Равиловна
Золотухин Дариус
Грищенкова Алина Абдулаевна
Руководитель:
Преподаватель специальных дисциплин
ГБПОУ МССУОР №1
Почетный работник образования Москвы.
Блинова Ирина Игоревна.
Введение:
Фронтовые театры и концертные бригады были очень важным аспектом культурной жизни во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Они были организованы в различных частях фронта, чтобы поднять боевой дух и поддерживать моральное состояние солдат.
Фронтовые театры были созданы в основном на базе профессиональных театров, которые были эвакуированы из захваченных нацистами территорий. Они также включали в себя театральные группы, созданные из солдат и офицеров, которые имели театральный опыт или талант.
Театры и концертные бригады производили различные спектакли и мероприятия, в том числе комедии, драмы, оперы, балеты, концерты и цирковые представления. Многие из них были созданы специально для солдат и были направлены на то, чтобы поддержать их боевой дух и мотивацию.
Фронтовые театры и концертные бригады были очень популярны у солдат и офицеров. Они не только предоставляли развлечения, но и помогали укреплять чувство братства и единства между военнослужащими. Многие из них были организованы во время передышек в боевых действиях или после них, когда солдаты нуждались в отдыхе и развлечениях.
Особенно хочу выделить один коллектив - театральную бригаду имени Москвина, которая произвела огромный вклад в поднятие боевого духа среди солдат и офицеров нашей армии в трудные годы войны.
Проект на тему: «Когда говорят пушки, музы не молчат». "Бригада московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова", имеет высокую актуальность в связи с тем, что изучение истории этого театрального коллектива является важным элементом изучения культурной жизни СССР в годы Второй мировой войны. Кроме того, исследование влияния театральной бригады на моральное состояние военнослужащих и населения в целом может дать ценные сведения о роли культуры в поддержании боевого духа и укреплении духовного здоровья людей во время военных конфликтов.
Также основанием выбора проекта является то, что изучение истории театральной бригады под руководством Б Филиппова может дать ценные уроки для современного общества, показав важность культурного наследия и роли искусства в жизни людей. В частности, исследование может привлечь внимание к современным проектам, которые также ориентированы на поддержание боевого духа и укрепление морального состояния военнослужащих и населения в целом.
Цель исследования:
Целью настоящего исследования является изучение истории первой театральной бригады под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова в годы ВОВ, анализ ее вклада в культурную жизнь СССР и оценка влияния на боевой дух военнослужащих.
Задачи:
1. Изучить историю создания и развития театральной бригады под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова в годы ВОВ, ее репертуар, форматы выступлений и работу в различных условиях, включая выступления на фронтах и в тылу.
2. Рассмотреть влияние театральной бригады под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова на моральное состояние военнослужащих и населения в целом, а также выяснить, какие эмоции и настроения вызывали ее спектакли у зрителей.
3. Изучить статистические данные о посещаемости представлений театральной бригады под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова, а также о ее влиянии на боевой дух военнослужащих, включая анализ отзывов и реакций на представления.
4. Определить, какие театральные постановки были наиболее успешными в контексте поддержания боевого духа и укрепления морального состояния военнослужащих, и какие театральные приемы использовались для достижения этой цели.
5. Изучить роль театральной бригады под руководством Б. Филиппова в поддержании национального единства и сопротивления нацизму в годы ВОВ, а также ее значение для культурной жизни СССР в целом.
6. Сделать выводы о важности театральной бригады под руководством Б. Филиппова для поддержания морального и духовного здоровья нации в годы ВОВ, а также ее значимости для современности и возможного использования современными проектами, которые направлены на поддержание боевого духа и укрепление морального состояния военнослужащих.
7. Разработать сценарий внеклассного мероприятия и провести «Фронтовой концерт. Реконструкция».
Методы исследования:
Для достижения поставленной цели мы будем использовать следующие методы исследования:
Исторический анализ: мы будем изучать историю создания и развития театральной бригады под руководством Б. Филиппова в годы ВОВ, рассматривать ее репертуар и деятельность на фронтах и в тылу.
Социологический анализ: мы будем изучать влияние театральной бригады под руководством Филиппова на моральное состояние военнослужащих и населения в целом.
Статистический анализ: мы будем изучать статистические данные о посещаемости представлений театральной бригады Филиппова, а также о ее влиянии на боевой дух военнослужащих.
Содержание работы:
Этап. Сбор информации о «Деятельность фронтовых театров концертных бригад в годы Великой Отечественной войны».
Короткий рассказ о деятельности бригады московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова.
Первой актерской бригадой, специально сформированной для поездки на фронт, была бригада московских актеров разных театров, уже в июле 1941 года выехавшая в район Вязьмы. Ее возглавил бывший тогда директором Мосэстрады Б. Филиппов. 28 июля бригада в составе В. Хенкина, М. Гаркави, И. Гедройца, Л. Руслановой, Т. Ткаченко и других актеров уже выступала перед бойцами Западного фронта.
Бригада актеров начала свою работу на передовой в июле 1941 года. Концерты давали в лесах и полях, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах. Наравне с фронтовиками и тружениками тыла актеры и музыканты приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей — всех тех, от кого исход войны зависел напрямую.
Поначалу коллектив бригады обходился без реквизита и специального оборудования; выступления представляли собой по большей части сборные концертные программы, состоящие из эстрадных, а также агитационно-пропагандистских номеров, поэтических чтений, коротких драматических сценок и этюдов. Впоследствии основной передвижной площадкой для выступлений стал грузовик с откидным кузовом, который на полтора часа — не дольше, ровно столько, как правило, длилось выступление — становился сценой. Пространство вокруг машины было зрительской зоной, часто фронтовики рассаживались полукругом прямо на земле.
После концерта или спектакля борта кузова закрывались, весь нехитрый скарб — костюмы, грим, элементы декораций, которые со временем все же появились, — паковался внутрь, и машина была готова отправляться к следующему пункту. Работу театральных служб — монтаж площадки, полную, планомерную подготовку к выступлению — от начала до конца выполняли сами актеры: дополнительный штат людей они себе позволить попросту не могли.
Бригада московских актеров под руководством Б. Филиппова стала одним из ярких примеров того, как актеры на фронте работали на благо военнослужащих и как их труд помогал поддерживать боевой дух в трудные годы войны
Цельно составленного репертуара не было, он складывался из различных спектаклей, концертных программ, скетчей, сценок.
2 этап. Подготовка.
В рамках празднования дня Российской Армии в ГБПОУ МССУОР №1 велась подготовка большого мероприятия - военно-патриотической игры «О той весне…». Подготовка включала в себя написание сценария, распределение ролей, обеспечение костюмами, реквизитом на все конкурсные дни игры, подготовка кабинетов и залов. Репетиции. Приложение – 1.
З этап. Ход мероприятия.
Мероприятие проходило в течении 5 дней.
Первый день - тематические классные часы. Проведение в классах и группах бесед на тему «Деятельность фронтовых театров концертных бригад в годы Великой Отечественной войны». В частности, о "Театральной бригаде под руководством Филиппова". Встреча с ветеранами.
Задействованы классные руководители и кураторы. Классные часы проходят в классах. Встреча с Ветеранами в зале Воинской Славы ГБПОУ МССУОР №1. Примерный план конспект классного часа - Приложение - 2.
Второй конкурсный день - получение командами пакетов с заданиями. Интеллектуальный конкурс посвящен ВОВ.
Задействованы преподаватели Истории, администрация училища, кураторы и классные руководители. Конкурс проходил в актовом зале, кабинетах истории, географии, ОБЖ. Приложение - 3.
Третий конкурсный день – конкурс на лучшего санинструктора, а также сборка и разборка автомата, умение одеть костюм химзащиты на время. Задействованы преподаватели, кураторы, классные руководители, заместитель директора по безопасности, преподаватель ОБЖ, медицинский центр училища. Конкурс проходил в спортивном зале, в специально подготовленных блоках.
Реквизит: автомат Калашникова - 3 шт., бинты -10 шт., костюм химзащиты -3 шт., носилки – 3 шт. Приложение - 4.
Четвертых конкурсный день – конкурс строевой подготовки и спортивные соревнования.
Задействованы: тренеры, инструктору по спорту. Приложение – 5.
Реквизит: спортивные скамейки, обручи, мячи, фишки, прыгалки, маты.
Пятый конкурсный день - «Фронтовой концентр на солнечной поляночке»
Задействованы ребята участвующие в концерте (артисты), педагог-организатор, кураторы.
Реквизит, украшение для зала, маскировочная сеть 1 шт. искусственные цветы, атрибуты привала, пикника (поленья, котелок), импровизированная сцена, плакаты. Приложение – 6.
Определение победителей и подведение итогов. Награждение. Приложение – 7.
4 этап - 6 этап.
Сама игра по заранее написанному плану и регламенту.
7 этап. «Фронтовой концерт» - подобное описание во второй части проекта.
Результаты исследования:
Первая театральная бригада Филиппова была одним из самых известных театральных коллективов во время ВОВ и имела большое значение для культурной жизни СССР.
Театральная бригада Филиппова имела большое влияние на моральное состояние военнослужащих, помогая поддерживать боевой дух и повышать их оптимизм в трудные времена.
Театральная бригада под руководством Б. Филиппова проводила свои представления не только на тыловых площадках, но и на фронтах, что существенно улучшало настроение военнослужащих и давало им возможность на короткое время забыть о трудностях войны.
Театральная бригада под руководством Б. Филиппова создавала спектакли, которые были ориентированы на военное время и были направлены на поднятие боевого духа военнослужащих. Эти спектакли включали в себя песни, танцы и драматические постановки, которые вызывали у зрителей различные эмоции и поднимали их дух.
Театральная бригада Филиппова стала важным символом в борьбе с нацистской Германией, и ее деятельность стала символом сопротивления и укрепления духа советского народа.
Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, передача зрителям духа и энергии тех времен. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, передача зрителям духа и энергии тех времен.
Привлечение внимания к значимости искусства и культуры в трудные времена и на фронте. Возможность участия в культурно-исторических мероприятиях для широкой аудитории.
Возможность участия в культурно-исторических мероприятиях для широкой аудитории.
Укрепление связей между поколениями, сохранению исторической памяти, развитию культурного потенциала общества и повышению патриотического настроения.
Заключение:
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что первая театральная бригада под руководством Б. Филиппова в годы ВОВ была одним из самых важных театральных коллективов в СССР. Ее деятельность имела большое значение для культурной жизни страны и оказывала значительное влияние на моральное состояние военнослужащих и населения в целом. Ее спектакли были ориентированы на военное время и были направлены на поднятие боевого духа военнослужащих. В целом, театральная бригада внесла огромный вклад в борьбу с нацизмом и стала символом сопротивления и укрепления духа советского народа. Она была не только театральным коллективом, но и символом национального единства и сопротивления в годы ВОВ. Поэтому изучение истории этого театрального коллектива может помочь сохранить и передать поколениям национальные традиции и культурные ценности. В целом, проект на тему " Бригада московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова ", является актуальным и важным исследованием, которое может привлечь внимание к исторической значимости театра во время военного времени и его вклада в сохранение морального и духовного здоровья нации.
Мероприятие, такого рода, имеет большую значимость как для сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне, так и для культурного развития общества, способствует формированию нравственности, духовности подрастающего поколения. Помогает увековечить в памяти подростков и детей исторические события и передать следующим поколениям знания и опыт о прошлом. Позволяет узнать больше о народных танцах и песнях, которые являются частью национальной культуры и представляют ее на мировой арене. Воспитывает чувство гордости за свою Родину, за народ ее населяющий.
Мы бы хотели выразить глубокую благодарность театральной Бригаде под руководством Б Филиппова и всем фронтовым театрам, и концертным бригадам, которые работали в трудные годы Великой Отечественной войны. Их деятельность была неоценимым подарком для нашей армии и нашей страны в целом. Спасибо им за их труд, веру и любовь к Родине!
Список источников:
https://gluhovski-igor.livejournal.com/
Филиппов В.А. «Фронтовые бригады Всероссийского театрального общества»; «Артист. Режиссер. Театр», Центральная научная библиотека СТД РФ, 2020г.
https://dzen.ru/a/XrVHYgubIwKGdpIF
http://www.strast10.ru/node/3590
https://teatron-journal.ru/
Репетиции: https://disk.yandex.ru/i/4aUsMHRYAvY8Cw
https://disk.yandex.ru/i/_kMO7DS5OpcEjw
Классный час.
Тема: Деятельность фронтовых театров и концертных бригад в годы Великой Отечественной войны. " Бригада московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова ".
Цель:
Ознакомить учащихся с историей деятельности фронтовых театров и концертных бригад в годы Великой Отечественной войны, а также познакомить с творчеством театральной бригады.
Задачи:
Рассказать об истории создания фронтовых театров и концертных бригад в годы ВОВ.
Описать особенности театральной деятельности на фронте.
Познакомить с творчеством театральной бригада московских актеров разных театров под руководством директора Мосэстрады Б. Филиппова.
Показать значение культурной деятельности в годы войны.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя.
Рассказ об истории создания фронтовых театральных и концертных бригад в годы ВОВ.
Описание особенностей театральной деятельности на фронте.
Показ фрагментов спектаклей и концертных выступлений театральных бригад, проводившей выступления на фронтах в годы войны.
Обсуждение показанных фрагментов.
Рассмотрение значимости культурной деятельности на фронтах в годы ВОВ.
Заключительное слово учителя.
Материалы:
Информационные материалы об истории создания фронтовых театров и концертных бригад в годы ВОВ.
Видеофрагменты, фотографии спектаклей театральной бригад, в частности бригады под руководством Б. Филиппова. https://www.youtube.com/watch?v=NOua7Tqb6xY&ab_channel=Sound%26Travel
https://www.youtube.com/watch?v=t4wk5JoNU0&ab_channel=AlexanderBogdanov
Ожидаемые результаты:
Учащиеся получат знания об истории деятельности фронтовых театров и концертных бригад в годы ВОВ.
Учащиеся узнают особенности театральной деятельности на фронте.
Учащиеся познакомятся с творчеством театральной бригады под руководством Б. Филиппова.
Видеофрагменты спектаклей театральной бригады Москвина можно найти в интернете на различных ресурсах, например:
На видеохостингах, таких как YouTube, Vimeo, Rutube и др.
В онлайн-архивах культурных учреждений, например, в Центральном государственном фильмофонде России.
В музейно-выставочных комплексах.
Также стоит обратиться к библиотекам и культурно-просветительским центрам, которые могут иметь в своем фонде информацию о фронтовых театрах и концертных бригадах, в том числе и о театральной бригаде под руководством Б. Филиппова.
Приложения 3-7
https://disk.yandex.ru/d/vOqRvbZ0bwQcfA
из-за большого веса фото файл не загружается, поэтому все фото по ссылке.