12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
kapella1016
Россия, Самарская обл., Самара

Исторические источники как средства познания и воспитания на уроках истории

Введение

Любая история должна писаться на базе архивных документов, и чем глубже исследователь войдет в архивный мир, чем шире будет охват источников, чем совершенней будет методика, тем ближе он окажется к правде. Я не классический позитивист, просто стараюсь для начала придерживаться принципа: «нет источника нет истории» …»

Из интервью Е. В. Старостина в газете РГГУ «Аудитория» в 2007 г.



История, как и все другие науки, решает свои задачи, то есть воссоздает прошлое человеческого общества во всей своей конкретности и многообразии на основе изучения определенных исторических фактов. 
Особенность исторической науки по сравнению с естественными науками, состоит в том, что конкретные события и явления, которые она изучает, не поддаются непосредственному опытному исследованию. Сразу же после появления они становятся достоянием прошлого, а условия их возникновения настолько своеобразны, что искусственно воссоздать их практически невозможно[3;с.55]. 
          Конкретные исторические факты, которыми оперируют историки, дошли до нас в виде остатков орудий и средств труда людей прошедших эпох, предметов их обихода, архитектурных сооружений и других памятников материальной культуры. Сведения о прошлом человеческого общества донесли былины, песни, предания, пословицы и даже язык народа. Особенно много исторических фактов отразилось в составе письменных памятников в виде законодательства, государственных и частных актов, публицистических и художественных произведений.

Все эти формы, в которых дошли до нас факты прошлого, мы называем историческими источниками. Дав такое общее определение понятию «исторический источник», мы еще не имеем оснований судить, о научной ценности содержащихся в нем сведений о событиях и явлениях прошлого, а, следовательно, ее важной значимости для историка и учителя [1;с. 20]. 
         Возникновение тех или иных документов вызывалось требованиями жизни, и содержание их отражало жизнь с той стороны, с которой это важно было важно его создателю. Многое из того, что казалось существенным для автора документа, впоследствии для историка могло и не иметь какого-либо серьезного значения.                                                                                            

    Из всего этого вытекает, что каждый в отдельности       источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании[4]. 

Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не “навязывает” ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служит основой для развития познавательной активности школьников.

Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.

В своей работе ориентируюсь на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения:

1) уровень – воспроизводящий, предлагаю следующие задания:

2) уровень – преобразующий, предлагаю следующие задания:

3) уровень – творческо-поисковый.



На уроках можно предложить учащимся следующие варианты работы с документами:

Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.

Групповая работа. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы;

При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая – в качестве оппонентов авторов;

Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимися называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить, составляются вопросы.

Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).

Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.


Так, например, это работа учащихся с исторической картой.


t1575817571aa.jpg

При работе с итальянской картой XVII ответьте на следующие вопросы:

1. Укажите границы русского государства и соседних стран;

2. Что вы видите необычного в данной карте?

При работе на уроках Всеобщей истории в 6х классах можно использовать литературные источники, что дополнительно создает метапредметность.

Отрывок. Д. Чосер

t1575817571ab.png


Вопросы к документу:

К какому сословию принадлежит герой отрывка? Можно ли это определить? Вписывается ли герой в схему «трех сословий»?

Каковы занятия героя?

Какие черты характера приписывает своему герою автор? Как вы думаете, были ли они типичны для представителей данной группы общества? Какие еще черты характера и манеры поведения могли быть присущи предстваителю данного сословия?

Как автор относится к своему герою (с иронией, уваженимем, страхом или еще как-нибудь по-другому)?


Применение источника, таким образом, мотивирует учащихся на активную работу, позволяет подвести учащихся к анализу причин и особенностей исторического процесса.

При изучении Советского периода часто используем соответствующие документы.

Изменения экономической политики советского руководства в начале 1920-х годов. (Из доклада на II Всероссийском съезде Политпросветов, 17 октября 1921 г.) [2].

«На экономическом фронте, с попыткой перехода к коммунизму, мы к весне 1921 г. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским, поражение, гораздо более серьезное, гораздо более существенное и опасное. Оно выразилось в том, что наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и не создала того подъема производительных сил, который в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей.  Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года. Вот почему потребовалось то, что, с точки зрения нашей линии, нашей политики, нельзя назвать не чем иным, как сильнейшим поражением и отступлением».

В дальнейшем предлагается охарактеризовать данный документ по следующим вопросам:

1. Что такое экономическое поражение?

2. Причина перехода к НЭПу по документу.


Также на уроках, особенно в старшей школе, активно используем опубликованные архивные документы. Например, в последние годы Русское военно-историческое общество публикует на своем сайте документы, которые можно использовать в изучении русской военной истории.

Изучение аутентичных источников, как письменных, так и других (например, фотографии), позволяет более полно погрузиться в изучаемую эпоху. Например, «Материалы ЧГК по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков», «Нюрнбергский процесс: фотографии и архивные документы из фондов РГАСПИ». Изучение документов такого типа позволяет получить не только фактическую информацию, но и, возможно, более важно, психо-эмоциональную нагрузку к изучаемому периоду.

t1575817571ac.png


t1575817571ad.png





t1575817571ae.png

t1575817571af.png



Заключение



На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении.      Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее.

Работа с историческим источником направлено на воспитание патриотизма и уважения к России, ее истории, борьба за сохранение истинности трактовок исторических событий на основе самого объективного и прозрачного изложения исторических фактов.



















Список использованной литературы:


Алексашкина Л.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории [Текст] / Алексашкина Л.Н. // Преподавание истории и обществознания в школе - 2008. - №5. - С.15-22.

Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на II Всероссийском съезде Политпросветов. // [электронный ресурс]. режим доступа: http://chkprf.narod.ru/Texts/VIL44-155.htm

Нахаева И.В. Интеграция в обучении как основа подготовки выпускников к ЕГЭ по истории (на примере изучения истории культуры России) // Психология и педагогика инноваций в условиях непрервыного образования: Материалы 3 международной научно-практической интернет-конференции (1 июня-5 октября 2011 г.) - Ставрополь: Бюро новостей, 2011. С. - 51-59

Полетаева О.С. Работа с документами на уроках истории [электронный ресурс]: интернет-журнал «Науковедение». - электрон. текст. дан. - 2012. - №3. - режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-68.pdf

РВИО// https://rvio.histrf.ru

Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации [Текст] /О.М. Хлытина // Омский научный вестник. - 2008. - № 6. - с. 163 - 167











11


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.