12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сердцева Наталья Николаевна45
Россия, Алтайский край, Алтайский район, с.Россоши

Историческая викторина. Урок контроля знаний учащихся.

«Россия в XVII веке».

Цели:

образовательная: проверить усвоение основных исторических фактов, овладение ключевыми понятиям, закрепить и обобщить знания учащихся по истории России в XVIIXVIII вв.

развивающая: способствовать развитию логического мышления, продолжить развитие навыков работы с текстом, монологической речи, умения работать в коллективе.

воспитательная: продолжить формирование интереса к истории; формировать уважительное отношение к друг другу в условиях соревнования.

Тип урока: контрольный.

Вид урока: историческая викторина.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Табло с вопросами (презентация)

2. Таблица учёта очков.

3. Карта «Россия в XVII веке»

4. «Чёрный ящик» с предметами.

5. Жетоны из цветной бумаги.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: учитель проводит жеребьевку, в результате которой определятся 4 команды (бояре, дворяне, посадское население, духовенство) и жюри. Команды рассаживаются по заранее приготовленным местам. Игру ведёт учитель.

Правила игры: участникам предстоит по очереди выбирать вопросы и отвечать. В случае неверного ответа или отсутствия его, право ответа переходит команде, которая первая поднимет руку, если и эта команда не сможет ответить или ответит неправильно, то вопрос снимается с обсуждения. Каждый вопрос имеет цену, команды должны набрать как можно больше очков. По итогам урока, в зависимости от количества полученных баллов определятся места команд, за которые все ученики получают оценки. Команда, получившая наибольшее количество баллов получит оценку 5. И далее по убывающей. Капитан каждой команды следит за активностью всех участников. При этом, оценка каждого участника так же зависит от его активности в работе команды.

Учитель: На протяжении последних 7 занятий мы с вами изучали историю России в XVII веке.

Сегодня нас с вами ждет увлекательная историческая викторина, по ранее изученному материалу, в форме «Своей игры».

На уроке нам предстоит вспомнить многие исторические события изученного периода и закрепить знания этого материала.

Учитель: Итак, команды сформированы, какие названия вы придумали и кто у вас капитан?

(Ученики говорят названия команд и своих капитанов)

НОМИНАЦИИ

Вопрос (Баллы)

Вопрос

(Баллы)

Вопрос

(Баллы)

Вопрос

(Баллы)

Вопрос

(Баллы)

Вопрос (Баллы)

I. ДАТЫ

 

10 баллов

 

20 баллов

 

30 баллов

40 баллов

50 баллов

60 баллов

II. ЭКОНОМИКА

 

10 баллов

 

20 баллов

 

30 баллов

 

40 баллов

 

50 баллов

 

60 баллов

III. БУНТАШНЫЙ ВЕК»

 

10 баллов

 

20 баллов

 

30 баллов

 

40 баллов

 

50 баллов

 

60 баллов

IV. КТО ЕСТЬ КТО

10 баллов

 

20 баллов

 

30 баллов

 

40 баллов

 

50 баллов

 

60 баллов

V. «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

 

10 баллов

 

20 баллов

 

30 баллов

 

40 баллов

 

50 баллов

 

60 баллов

VI. Портретная галерея

10 баллов

 

20 баллов

 

30 баллов

 

40 баллов

 

50 баллов

 

60 баллов

 

I. ДАТЫ

1) 40 б. – Продолжите предложение: «Окончательное закрепощение крестьян связано с …, которое было принято в 1649 году».

(Соборным уложением)

2) 10 б. – Когда началось правление династии Романовых?

(1613 г.)

3) 20 б. – Назовите даты второго этапа восстания под предводительством С. Разина.

(1670-1671 гг.)

4) 60 б. – О каком событии идет речь в данном отрывке?

«К сим словам весь наш народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику христову поганину достати. Потом поковник.. ходячи в кругу, на все стороны спрашивал: все ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно…»

(1654 г., Переяславская рада)

5) 50 б. – Неоднократно Россия в XVII веке пыталась вернуть Смоленские земли. Назовите даты войны, по окончании которой Российскому государству удалось это сделать.

(1654-1667 гг., война с Польшей)

6) 30 б. – Когда в России появилось первое высшее учебное заведение? Как оно называлось?

(1687 г., Славяно-греко-латинская академия)


 

II. ЭКОНОМИКА

1) 10 б. – Что такое мелкотоварное товарное производство?

( Производство небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке)

2) 20 б. - Всего за XVII век было создано около 60 этих предприятий, однако, к концу века их осталось не более 30. Их существованию мешало отсутствие большого количества свободной рабочей силы. Что это за предприятия?

(Мануфактуры)

3) 40 б. – В нашем городе, как и в любом другом, есть рынок. А что такое «всероссийский рынок»?

(Общие хозяйственные связи и обмен товарами между различными частями страны)

4) 30 б. – О чем идет речь?

Сюда в дни религиозных праздников направлялись со всей страны не только продавцы различных товаров, но и покупатели-оптовики. Наиболее крупными из них были Архангельская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская.

(Ярмарка)

5) 50 б. – О ком идет речь?

Лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какого-либо вида хозяйственной деятельности.

(Предприниматель)

6) 60 б. – Вологодские мастера славились знаменитыми кружевами, ростовские – финифтью, белозерские – ложками, вяземские – санями, нижегородские – замками и т.д. Как называется это явление в ремесле?

(Специализация)


 

III. «БУНТАШНЫЙ ВЕК»

1) 60 б. – Перечислите основные причины народных выступлений в XVII веке.

(Закрепощение крестьян, усиление налогов из-за непрерывных войн, усиление приказной волокиты, попытки ограничения казачьей вольности, церковный раскол)

2) 63 б. – О каком событии идёт речь данном отрезке:

«Да в то же время делали деньги полтинники медные с ефимок, и крестьяне, увидев такие в одну пору худые деланные деньги, неровные и смешанные, не почали в городы возить сена и дров и съестных запасов, и почала быть от тех денег на всякие товары дороговь великая…»?

(1662 г., Медный бунт)

3) 50 б. – О каком событии рассказывается в этом стихотворении Н. Кончаловской?

Дворец без казны оставаться не мог,

Тогда-то на соль наложили налог:

По двадцать копеек с пуда.

И тут прокатилась зловещей волной

Народная ненависть грозно.

(1648 г., Соляной бунт)

4) 20 б. – Кто возглавлял так называемый «поход за зипунами»?

(Степан Разин)

5) 30 б. – Покажите на карте территорию охваченную восстанием Степана Разина.

(Показывают на карте)

6) 40 б. – Они прибегали к самым разнообразным формам протеста: от самосожжения до голодной смерти, от уклонения от повинностей до вооружённого сопротивления царским воеводам. Как называли в XVII веке этих людей?

(Старообрядцы)


 

IV. КТО ЕСТЬ КТО

1) 20 б. – О ком идет речь?

Выдающийся руководитель старообрядцев, с юных лет посвятивший себя церкви. Входил в «Кружок ревнителей благочестия». За свои взгляды он и его сподвижники были заживо сожжены.

(Протопоп Аввакум)

2) 60 б. – Кто автор этого письма?

«В прошлом… Божиею волею и твоим, великого государя, изволением… был я… поставлен на патриаршество… И начал тебе, великому государю, досаждать и раздражать и с патриаршества сошёл без твоего, великаго государя, указу в Воскресенский монастырь… » Кто автор этого письма?

(Патриарх Никон после заточения)

3) 10 б. – Какой русский царь был прозван народом «Тишайший»?

(Алексей Михайлович)

4) 50 б. – Пролив между Азией и Америкой официально был открыт в XVIII веке и получил название Берингов пролив. Кто в XVII веке фактически открыл его?

(Семён Дежнёв)

5) 30 б. – Кому царь Алексей Михайлович поручил воспитание и образование своих детей?

(Симеону Полоцкому)

6) 40 б. – О ком идет речь?

Предводитель национально-освободительного движения украинского народа против Речи Посполитой.

(Богдан Хмельницкий)


 

V. «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

1) 60 б. – Эти предметы вручались в момент вступления на престол нового царя. Сегодня эти предметы держит в лапах Орел, изображенный на гербе России. О каких предметах идет речь?

(Скипетр, Держава)

2) 10 б. – О чем идет речь?

Так как ЭТО было важнейшим продуктом потребления, то увеличение налога на ЭТО, ударило по населению, и народ взбунтовался. Что ЭТО?

(Соль)

3) 20 б. – В ящике находится вещь, которая стала поводом для одного из самых известных народных движений XVII века.

(Медная монета)

4) 40 б. – Мода на эту вещь появилась именно в XVII веке. В царском дворце, в домах бояр и дворян можно было увидеть великолепные образцы этого изделия, привезённые из Европы. Сегодня мы пользуемся этой вещью ежедневно, особенно, наши очаровательные дамы. Что ЭТО?

(Зеркало)

5) 30 б. – Одной из любимых новинок в пище феодалов в XVII веке стала именно она. Сегодня мы едим это практически ежедневно. Что ЭТО?

(Колбаса)

6) 50 б. – Эту вещь распространяли посланцы Степана Разина, призывая присоединиться к восстанию.

(Прелестные письма)

VI.Портретная галерея

10 Михаил Федорович

20 Алексей Михайлович

30 Степан Разин

40 Патриарх Никон

50 Богдан Хмельницкий

60 Патриарх Филарет

 

Финальный раунд Историческое домино

На одной половине карточки пишется дата, на другой любое историческое событие изученного периода. Задача ребят – сопоставить события и даты. Подведение итогов по этому конкурсу.

1648 Восстание Степана Разина

1653 Медный бунт

1649 Поход Степана Разина за «зипунами»

1654 Соляной бунт

1662 Земский собор по поводу вхождения Украины в состав России

1670 Переяславская Рада

1667 – 1669 Соборное уложение


 

ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ:

Жюри подсчитывает набранные командами очки. В это время капитаны называют активных участников. Далее выявление победителя, выставление оценок лучшим игрокам.

Учитель: И так, вот и завершилась наша сегодняшняя викторина, сегодня вы показали хорошие знания по истории России XVII века!

Все молодцы! А теперь преступаем к оцениванию наших юных эрудитов!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.