Рабочая программа факультативного курса по краеведению «История города Рыбинска»
Рабочая программа факультативного курса для классов
(1 ч в неделю, 17 ч в год)
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативные документы, на основе которых разработана программа
Изучение курса «История города Рыбинска» осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012, № 273;
2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.
Актуальность программы
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Сегодня проблема изучения истории родного края особенно актуальна ещё и потому, что современные молодые люди недостаточно хорошо владеют информацией об истории своей страны, края, семьи. Изучение этих аспектов позволит проследить взаимосвязь истории отдельных личностей и страны в целом. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовно-нарвственных ценностей, повышает культурный уровень обучающихся.
Федеральный базисынй учебный план 2004 года рекомендует выделить часы из регионального компонента на изучение особой содержательной линии «История родного края». Введение в учебный план факультатива «История города Рыбинска» позволяет реализовать изучение данной предметной линии, дополнить и усилить содержание.
Рабочая программа факультатива «История города Рыбинска» составлена на основе авторской программы Л.М. Марасиновой и рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю).
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия
Программа факультативного курса «История города Рыбиснка» рассчитана на учащихся 5 классов, что в перерасчете на возрастной эквивалент подразумевает школьников 11-12 лет.
Основная цель реализуемой программы: становление гражданского самосознания, развитие интересаи уважения к родной истории, формирование чувства любви к Родине.
Образовательные задачи, решаемые в ходе реализации программы:
изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практической деятельности;
совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы с литературными произведениями.
Воспитательные задачи:
воспитание гражданина и патриота,
воспитание чувства национальной самоидентификации;
Развивающие задачи:
развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;
развитие аналитического мышления.
Формы и методы работы, используемые в ходе реализации программы:
Формы проведения занятий:
система групповых занятий,
индивидуальная работа,
творческие мастерские.
Методы:
проектная исследовательская деятельность, проблемное обучение
Виды деятельности:
беседы;
составление презентаций и карт;
творческие работы.
Ожидаемые результаты:
1- приобретение духовно-нравственных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни;
2 – формирование позитивного отношения к базовым духовно-нравственным ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 – приобретение опыта самостоятельного духовно-нравственного действия
Прогнозируемые результаты освоения обучающимися программы
В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся получат возможность:
Знать | Уметь |
- основные этапы истории города, происхождение названия, географическое положение, историю символики; - истории названия улиц; - правила поведения в общественных местах; - архитектурные, скульптурные памятники города; - имена и достижения знаменитых земляков; - героев рыбинцев в годы Великой Отечественной войны; - крупные промышленные предприятия города. | - находить и использовать дополнительную информацию о родном крае; - работать в семейных архивах; - работать с историческими документами; - самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы; - оформлять материалы; -посещать музеи и другие культурные учреждения города. |
В процессе занятий по программе предполагается формирование следующих УУД:
Личностные результаты:
- проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи и малой родины;
- уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры;
- проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда.
Метапредметные результаты:
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные результаты:
- узнавать о жизни рыбинцев из исторического текста, карты, делать выводы;
- узнавать современные герб, флаг, показывать на карте города Ярославской области.
Результаты образовательного процесса:
устойчивый интерес к истории малой родины и России;
уважительное и бережное отношение к наследию малой родины;
посильное служение Родине, своей семье и активная жизненная позиция;
самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
способность творчески мыслить и рассуждать;
способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах и индивидуально;
способность рефлексировать свою учебно-познавательную и повседневную деятельность.
Календарно-тематическое планирование с указанием содержания дисциплины
№ | Тема | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата |
1 | История родного края – часть истории родной страны | Вводное занятие | 1 | |
2 | Наши предки в далёком прошлом | Географичекое положение Ярославской области. История изучения. Знакомство с картой Рыбинского района. Изучение местной топонимики. Легенды и предания. ТР. «Загадочный мир названий» | 1 | |
3 | История возникновения Рыбинска. | Первые поселения на месте города. От Усть – Шексны до Рыбинска. | 1 | |
4 | Народные промыслы | Сообщение о промыслах т ремёслах города. Деревянное зодчество. | 1 | |
5 - 6 | Символика города Рыбинска | Лекция по геральдике. История создания герба Рыбинска. ТР по созданию личного герба | 2 | |
7 - 8 | Я и мой город | Народный календарь. Старинные игры и забавы. Традиции в моей семье. Проект «Моя родословная» | 2 | |
9 - 10 | История города в названиях улиц | Почему так названа моя улица. Знакомство с названиями улиц города, историческими объектами, мемориальными досками. Эссе «Прогулка по улицам моего города» / рисунок «Дом, в котором я живу» | 2 | |
11 - 12 | Знаменитые люди Рыбинска | Сбор и оформление материала о творческих людях города, выявление особенностей культуры. Известные выпускни школы № 28 | 1 | |
13 - 14 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Герои – фронтовики города Рыбинска. События жизни и деятельности героев войны, живших на территории города. О чём рассказывают фотографии ТР «Рассказ о герое» | 2 | |
15 - 16 | Архитектура Рыбинска | Старинные здания города. Православные храмы. Известные памятники. Сады и парки. | 2 | |
17 | Игра – путешествие «Знаешь ли ты Рыбинск?» | | 1 | |
Петухова Н.А. Благородство и щедрость «тёмного царства». Рыбинск, 1991.
История Ярославского края. Ярославль, 2000.
Наши земляки. Рыбинск, 1992.
Праздники, обряды и верования рыбинских крестьян. Рыбинск, 2003
Рыбинск. Документы и материалы по истории города. Ярославль, 1980.
Рыбинск. Альбом по истории города. Москва, 1998.
Сады и парки Рыбинска. Рыбинск, 1991.
Старый Рыбинск. Изд. «Михайловский посад». Рыбинск, 1993.