Проектно-исследовательская работа «История правления династии Рюриковичей»
История правления династии Рюриковичей
Исследовательская деятельность: "Великие Луки в истории государства - легенды и факты"
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель высшей категории МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова и , Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
История Древней Руси очень интересна для потомков, многое скрыто завесой тайн и дошло до современного поколения лишь в виде мифов, легенд и летописей.
Так, однажды на страницах Несторовой летописи появляются загадочные исторические персонажи, которые не скоро отсюда исчезнут. Конечно же, имеются в виду варяги. В 859 году они прибыли «из заморья», дабы собрать со славянских и финских племен причитавшуюся им дань, в 862 году их изгнали — снова «за море» (должно быть, за злоупотребления), но ненадолго: в том же году варяги вновь вернулись, и трое из них - Рюрик, Синеус и Трувор - стали княжить в Новгородских землях.
Синеус и Трувор вскоре умерли (или же были убиты - летопись о том многозначительно умалчивает), а Рюрик положил начало правящей династии, оставив после себя значимый след в истории, много знатных потомков и массу загадок.
В той славной истории правления Рюриковичей, и нашему родному городу Великие Луки, выпала особая роль-роль города-воина, города-щита, опорным пунктом в Западном порубежье, которую они выполняли на протяжении более чем восьми веков.
Мастер-класс для детей: "История: Древние берега Ловати часть 1"
Мастер-класс для детей: "История: Древние берега Ловати часть 2"
И была наша Ловать во многие отдаленные века звеном Великого греческого пути, по которому V – XIII века посещали Луки многие исторические деятели. Их имена сохранили легенды и страницы летописей: апостол Андрей Первозванный, великий князь киевский Олег Вещий, святые равноапостольные княгиня киевская Ольга и князь киевский Владимир I Красное Солнышко-Креститель Руси, великие князья киевские Игорь, Святослав, в его дружине ходили тут и три легендарных русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, князья Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Ростислав, святой благоверный князь Александр Невский...
По общепринятой версии, первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию.
В "Сказании о Словене и Русе" повествуется о двух братьях - сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов большой реки Мутной (ныне Волхов) , где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом. Говорят, был он построен давно — еще в Киммерийскую эпоху. Некоторые утверждают, что город Словенск основан был примерно в 2400 году до нашей эры, и был основан князем Словеном, сыном БОГУМИРА (славянский бог - прародитель ряда славянских племен: русов, северян, полян, кривичей, дреговичей, Сын ДАЖДЬБОГА и МОРЕНЫ).
Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл (является героем литературного произведения XVII века «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске») , новгородский князь первой половины IX века, сын Буревоя. Гостомысел - это легендарный старейшина ильменских словен, с именем которого в некоторых поздних списках летописей связывается сказание о призвании Рюрика.
Много легенд о появлении на Руси варяга Рюрика, одни историки считают его скандинавом, другие – славянином. Но лучше всего рассказывают об этом событии «Повести временных лет», оставленные летописцем Нестором. Из его повествования следует, что Рюрик, Синеус и Трувор – это внуки Новгородского князя Гостомысла.
Согласно легендам, три дочери Гостомысла были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли ещё при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником. Перед смертью Гостомысл, собрав «старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей», рассказал им о сне, и послали они к варягам просить в князья сына Умилы. Согласно матрилатеральной традиции(наследование по материнской линии), на зов явились, после смерти Гостомысла, Рюрик с двумя братьями — Синеусом и Трувором, сменить или продолжить новгородскую династию.
Три брата стали первым коленом и с них началась родословная Рюриковичей (Князем Новгородским стал Рюрик, Синеус отправился в Белоозеро, а Трувор - в Изборск). Это был 862 год нашей эры, у власти династия находилась до 1610 года, правила страной в течение 748 лет.
Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако в последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. В частности, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории. И не безосновательно.
Примерно, где-то с V века начинает свое возвышение Киев- будущая столица Древнерусского государства, основателем которого, согласно "Повести временных лет", стал Кий и два его брата-Щек и Хорив.
Согласно легендам, по одной из версий, имя Кий происходит от обозначения божественного кузнеца, соратника бога-громовержца в его поединке со Змеем. Братья являются сыновьями Орея(Ария) и внуками Дажьбога, имели сестру - Лыбедь, они являются прародителями славянских родов:
Кий - прародитель русских, людей, восточных славян;
Щек (Пащек) - легендарный прародитель славянского народа чехов;
Хорив (Горовато) - легендарный прародитель славянского народа хорват.
По легенде, Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: "Бысть основание его в лето от Христа 334". Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о "повелителе Руси", которому император вручил титул "царского кравчего". Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве.
В "Велесовой книге" Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который, объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство. Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, выдвигает тезис о том, что киевский князь основал линию династической преемственности: "После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру".
Как мы знаем из "Повести временных лет", в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в "Повести" Аскольд и Дир называются варягами. Если опираться на версию польского историка, то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви - Рюриковичей.
Основные события истории России и факты о роде Рюриковичей:
Рюрик - летописный варяг, первый новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей на Руси. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.
Сведений о политическом руководстве Рюрика очень мало. В летописях довольно скупо описано его стремление укрепления государственных границ, возведения городов и прочее. Одним из самых важных событий в его правлении было то, что он сумел подавить мятеж в Новгороде Вадима Храброго (843 год), чем укрепил собственный княжеский авторитет.
В целом можно сказать одно - правления Рюрика способствовало централизации власти на Русской земле. Умер Рюрик примерно в 879 году, оставив на руках Олега, родственника по линии жены, своего сына Игоря, представителя второго колена.
Вещий Олег (умер 912 году ) - князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу (и назвал Киев "матерью городов русских"), объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи "Повесть временных лет" приводится его прозвище Вещий (знающий будущее, предвидящий будущее), назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию (установил дипломатические отношения с Византией).
(По смерти Рюрика его малолетний сын Игорь, охраняемый Олегом, ставил шатер свой в Великих Луках, Олег отобрал в Великих Луках пятьдесят лучших воинов и присоединил к своей дружине. Потом с дружиною отправился из Новгорода по Ловати и дальше по великому пути "из варяг в греки" покорять своей власти Смоленск и Любеч. Отнять Киев от Аскольда и Дира, коим Кудесник Мал предсказал, на берегах реки нашего города: Знаю, что вы, Аскольд и Дир, будете князьями... Но берегитесь: как обманом вы проникли в мой дом и лишили его всего, что было в нем наилучшего, так обманом отнимут у вас и ваше счастье, и вашу жизнь...
В Великих Луках кудесник, по имени Шур, предсказал Вещему Олегу счастливые завоевания и вечную славу. В древних легендах повествуется и о том, что в Луках киевскому князю Олегу, кудесник Изур предсказал ему смерть от своего любимого коня.)
Олег-первый правитель Руси, объединивший славянские племена вдоль пути "из варяг в греки", князь Новгородский (879-882) и Киевский (882-912) из рода Рюрика, построивший первый флот Руси ( в 907 году князь Олег предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря).
В древней киевской летописи сохранился рассказ о походе на Константинополь князя Олега ( 907 год). Князь Олег, собрав множество воинов из подвластных ему славянских племен, отправился морем к Царьграду (Константинополю) на 2000 судах. Лодки, как уверяют историки, были выдолблены из ствола дерева. Длина каждой около 20 метров при ширине 2 метра, в каждой лодке по 40 воинов. Подойдя к берегу в окрестностях столицы Византийской империи, Олег велел поставить ладьи на колеса и, пользуясь попутным ветром, надувшим паруса, подошел к самым стенам города. Греки после неудачной попытки отравить киевского князя согласились на предложенные им условия мира, заплатили дань и заключили выгодный для Руси договор.
Игорь (летописная хронология - 878 - 945) - киевский князь (по летописи 912 - 945), согласно летописной традиции - сын Рюрика, муж княгини Ольги и отец Святослава Игоревича. Первый древнерусский князь, известный по синхронным византийским и западным источникам.
После смерти Олега, в 912 году, княжить стал Игорь - законный наследник по роду Рюриковичей, в своей внешней политике стремившийся всячески сформировать идеальные, выгодные условия для торговли купцов из Руси.
Князь Игорь стал первым кто столкнулся с новой проблемой государства - набегом кочевников. В основном это были печенеги, с которыми в 915 году князь заключает договор мира на пятилетний срок. Обычно кочевники выступали на стороне греков, однако в 944 году они выступили союзниками русского князя.
Погиб он в 945 году, оставив сыновей: Святослава и Глеба. Убийство князя Игоря было показательно-жестоким. Есть свидетельства того, что он был разорван на части пригнутыми к земле стволами деревьев.
Княгиня Ольга (в крещении Елена) - правившая Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича.
Ольга, жестоко отплатила за смерть мужа, проявив невиданную хитрость и волю. Трижды она убивала древлянских послов, после чего собрала войско и пошла на древлян войной. После того как Ольга не смогла взять главный город Коростень (при этом остальные поселения были полностью разрушены), она потребовала от каждого дома по три воробья и три голубя, а затем велела своим воинам прикреплять к лапкам птиц трут, подпаливать его и отпускать птиц. Горящие птицы летели в свои гнёзда. Так и был взят Коростень.
После мести и усмирения древлян княгиня умело правила Русью до возмужания сына Игоря. Она занялась налоговой реформой (945 год). Ею были отменены полюдья и поделены на области земли, для каждой были установлены "уроки" (фиксированная подать). Основной целью реформ было упорядочение системы дани, а также укрепление государственного авторитета.
Княгиня Ольга - первая из правителей Руси приняла христианство (ещё до крещения Руси, в Константинополе в 955 году) , святая равноапостольная Русской православной церкви; память: 11 (24) июля и в Соборах Киевских, Псковских и Волынских святых.
Это было самым важным событием в осуществлении её внешней политики. Княгиня сама решила принять христианство, и хотя её крещение не повлияло на решение Святослава оставить Русь языческой, её дело продолжил Владимир. Но данное решение существенно ускорило христианизацию Руси и её последующее единение с другими христианскими державами.
Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Руси, принявшему крещение: "Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи."
"Повесть временных лет" украшает крещение Ольги историей о том, как мудрая княгиня смогла перехитрить византийского императора. Последний, удивляясь её красоте и мудрости захотел взять Ольгу в свои жёны, однако сама княгиня ответила, что «не подобает ли праведным христианам свататься за язычников?». Когда патриарх и царь византийский крестили Ольгу (в крещение Елена) , император снова начал добиваться княгини, но она указала царю на то, что теперь она является его дочерью и поэтому сватовство невозможно. Царь удивился, одарил её богатствами и отпустил с миром на родину. Именно этот факт смог укрепить союз с Германией и Византийской Империей, выведя Киевскую Русь на мировую арену в качестве сильного и цивилизованного игрока.
Вика Ушакова 8 лет " Чудо в великолукской крепости. Княгиня Ольга"
В 961 году княгиня Ольга крестила лучат. Есть легенда и о том, что первая русская святая, княгиня Ольга, во время посещения Великих Лук сказала: «Много страданий суждено пережить этому городу, но не даст Господь окончательно погибнуть ему: будут всегда хранимы ростки, из коих новые деревья увидят жизнь».
«10, 11 и 12 июля – три дня шатер святой Ольги стоял в Великих Луках, в крепости, на том месте, где после построят Воскресенский собор в Кремле. В ее обширном и богато изукрашенном шатре иерей совершал ежедневно освящение воды и богослужение, а на реке Ловати, в присутствии святой княгини Ольги, принимали крещение великолучане. Хотя сопровождала княгиню Ольгу дружина, испытанная в боях, однако же никого не принуждали к новой вере силою.
И сказала жителям Ольга: «Многострадальный град сей еще не все принял от бед мира сего. Ждут его горшие страсти и познает он смирение и унижение дозела. Но не даст Господь окончательно погибнуть ему… И храмы божие освятят и украсят места сии. И в отдаленных потомках вы узрите верных и славных служителей Бога и великой Отчизны нашей». (Мартирий Великолукский, Мартирий Зеленецкий, в миру — Мина; начало XVI века, Великие Луки,1 марта 1603-основатель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. Канонизирован в Русской церкви в лике преподобного, память совершается 1 марта и 11 ноября (по юлианскому календарю).
По легенде, на глазах у народа княгиня совершила чудо: посадила в землю яблоньку-ранетку, и тотчас на ней зарумянились и созрели сладкие плоды, и было их так много, что хватило всем собравшимся. Там, где стоял шатер святой княгини Ольги была немедленно по ее отбытии поставлена часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии несколько раз подвергавшаяся разорению от нашествия на Великие Луки врагов. Но опять часовня эта возобновлялась, пока не заменена была Воскресенским собором.
Умерла Ольга в 969 году в Киеве, а в 1547 году её канонизировали в святые.
Святослав Игоревич ( 942 - март 972) - князь новгородский (стал правителем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 году отца, самостоятельное правление по летописи в 964 году), князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец. При Святославе Киевской Русью в значительной мере правила его мать - княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за его постоянного пребывания в военных походах.
Основную часть своей жизни русский князь Святослав, сын Игоря и Ольги, провёл в боевых походах. Его первое боевое крещение состоялось в возрасте четырех лет (месть Ольги - по славянской традиции вести войско мог только князь, и именно четырёхлетний Святослав метнул первый копьё, тем самым отдав приказ войску).
Князь Святослав большую часть собственной жизни посвятил внешней политике, развивая её в военных походах. Завоевания Святослава значительно расширили границы Руси, укрепили её международное положение.
Русский историк Н. М. Карамзин назвал его Александром (Македонским) нашей древней истории. По словам советского историка академика Б. А. Рыбакова, походы Святослава 965 - 968 годов "представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии".
Даня Толовиров 8 лет "Ночной дозор"
Согласно легендам нашего города, Святослав, сын Игоря и Ольги, взял воинов из Великих Лук в свою дружину. Потом по вызову князя Владимира Красного Солнышка двести воинов из Великих Лук явилось служить в Киеве.
В походе на Балканы, в 972 году, он был убит. Его наследниками остались три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Сразу после гибели отца князем Киева стал Ярополк. Его желанием было единовластие, и он стал открыто воевать против своего брата Олега, и все же стал во главе Киевского княжества. Когда погиб Олег, Владимир сначала бежал в Европу, но через 2 года вернулся с дружиной и убил Ярополка, таким образом, став Великим Князем Киевским.
Владиимир I Святослаавич ( 960 год - 15 июля 1015 года) - князь новгородский (970 - 988), князь киевский (захват киевского престола 978 - 1015),.известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории). По мнению исследователей былинного эпоса, Владимир Святославич является одним из прообразов собирательного былинного персонажа, Владимира Красное Солнышко. Прославлен в лике святых как равноапостольный ( день памяти в русском православии - 15 (28) июля и в Соборах Галицких, Псковских, Киевских и Волынских святых).
В самом начале своего княжения Владимир считался ярым язычником. Он поставил в Киеве капище для самых почитаемых шести божеств.
Однако уже в 986 году началось "испытание вер", во время своих походов в Византию, князь Владимир стал христианином ( в крещении получил христианское имя Василий). В 988 году великий князь Владимир начал процесс крещения Руси с крещения приближённых бояр и дружинников, крестил в Днепре жителей Киева, построил церкви и соборы, всячески способствовал распространению христианства на Руси.
В 992 году князь Владимир начал военные действия за право на Земли Черниговского княжества против Польши. И хотя, по утверждениям исследователей, тяга к битвам у князя ослабела после крещения, однако постоянные столкновения с печенегами сокрушали все надежды на мирную жизнь. Для укрепления защиты государственных земель Владимир основывает в 996 году несколько городов-крепостей. Самым важным из них стал Белгород.
Кроме того, князю Владимиру приписывается составление Церковного Устава, а также начало чеканки серебряных и золотых монет. Князь умер 15 июля 1015 года и похоронен в Киеве, в Десятинной церкви.
Великий киевский князь Владимир Святославович имел сыновей: Святополка, Изяслава, Судислава, Вышеслава, Позвизда, Всеволода, Станислава, Ярослава, Мстислава, Святослава и Глеба.
Вслед за Владимиром на княжество встал Святополк ( 979 - 1019), в крещении Пётр , которого в народе назовут Окаянным, за убийство своих братьев. Его правление продлилось недолго - в 1015 году, с перерывом, и с 1017 по 1019 год.
Его сменил Ярослав Владимирович Мудрый, при крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви почитается как благоверный князь; день памяти - 20 февраля (4 марта) в високосный год или 20 февраля (5 марта) в невисокосные годы.
Ярослав Владимирович ( Ярослав Мудрый, 978 - 20 февраля 1054) правил с 1015 по 1017 год и с 1019 по 1024 год ( князь ростовский, князь новгородский, князь киевский). Затем было 12 лет правления совместно с Мстиславом Владимировичем: с 1024 по 1036, а далее - с 1036 по 1054 годы. С 1054 по 1068 год - это период княжества Изяслава Ярославовича. Некоторые из представителей династии были у власти очень короткие периоды и не успели совершить выдающихся поступков. Но многие (такие, как Ярослав Мудрый или Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской) оставили свой след в жизни Руси.
Создать карусель Добавьте описание Внешняя политика Ярослава Мудрого была направлена на то, чтобы укрепить авторитет Руси среди других стран и народов. Князь совершил несколько важных военных походов против Польши и Литовского княжества, а в 1036 году смог одержать полную победу над печенегами, которую так долго не могла обрести Киевская Русь. На месте этой битвы была построена церковь святой Софии.
Кроме этого, при Ярославе Киевская Русь столкнулась последний раз с Византией. Данный военный конфликт смогли решить мирно, подписав договор, подкреплённый династическим браком. Византийская принцесса Анна вышла замуж за Всеволода, сына киевского князя. Необходимо отметить, что сам Ярослав использовал такие династические браки неоднократно для укрепления мира. Сыновья князя Игорь, Вячеслав и Святослав также были женаты на принцессах, но немецких. Также были выданы замуж и дочери князя Елизавета, Анна и Анастасия.
В период правления этого великого князя (1019-1054 годы) Киевская Русь достигла своего наибольшего расцвета, став одним из самых мощных в Европе. Вся политическая и военная деятельность Ярослава Мудрого была полностью направлена на укрепление стольного города и обширных владений, именно в период данного правителя началось активное возведение городов. Ярослав решил обвести Киев каменной стеной, а основные городские ворота называли как тогда, так и сейчас "Золотыми".
Активная княжеская деятельность сильно изменила Киевскую Русь. В это время возводились каменные храмы и монастыри, благодаря чему бурно развивалась живопись и зодчество. Стоит отметить, что именно в период правления Ярослава Мудрого на Руси появляется славянский митрополит. Для того чтобы укрепить позиции церкви во владениях князь возобновляет выплату так называемой «десятины», которая до этого была установлена Владимиром Великим.
В Великих Луках, как и в Киеве и в Новгороде, стали строиться храмы Божий и монастыри, и познали великолучане славянскую письменность, а ранее лишь немногие образованные великолучане читали и писали по-гречески и хранили свитки и рукописи лишь на греческом языке. В XI веке Ярослав Мудрый бывал в Великих Луках, отдыхал тут от путешествия по Великому греческому пути. А когда Ярослав едва спасся в Великом Новгороде от злодеев, покушавшихся на его жизнь по приказанию его брата Святополка (прозванного Окаянным), и пошел с дружиною из новгородцев и варягов на Святополка войною, он брал в городах на пути своем лучших воинов и прежде всего сделал это в Великих Луках.
Новаторские внутренние реформы Ярослава Мудрого охватили каждую область общества. Великий киевский князь придавал огромное значение культурному просвещению народных масс, а его внутренняя политика была направлена на повышение грамотности и образованности общества.
Во времена правления князь приказывает построить училище, где позже мальчики обучались "церковному делу". Также во время правления князя переводились и переписывались греческие книги.
Большое значение имеет и издание Ярославом первого свода законов, который был назван "Русская правда". Данный документ регулировал размер виры (дани), а также наказания за различные нарушения. Спустя некоторое время появляется и свод церковных законов, называющийся "Номоканон" или же "Кормчая книга".
Умер Ярослав в семьдесят шесть лет (1054 год).
Владимир Всеволодович Мономаах, в крещении Василий (26 мая 1052 год - 19 мая 1125) - князь ростовский (1066 - 1073), князь смоленский (1073 - 1078), черниговский (1078 - 1094), переяславский (1094 - 1113), великий князь киевский (1113 - 1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. В Русской Православной Церкви почитается как благоверный князь в соборе Всех святых в земле Российской просиявших
Мономах стал киевским великим князем только в 1113 году. На княжение его звала киевская знать, боящаяся восстания народа против ростовщиков. Благодаря Мономаху восстание было подавлено, а сам князь, выяснив причины его возникновения, установил нормы долгового права для предотвращения конфликтов в будущем, что отражалось в Уставе Владимира Мономаха.
Устав Владимира Мономаха был составлен князем в 1113 году ( под Киевом в селе Берестове на совещании, в которое входили тысяцкие Переяславля, Белгорода, Киева и других земель) и по-сути представлял собою свод юридических постановлений и рекомендаций, которые продолжали Русскую правду князя Ярослава Мудрого и так называемую Правду Ярославичей. Позже он был включён в Пространную правду:
- Данным документом определялся порядок возвращения всякой денежной ссуды, а также определённые размеры процентов или резов. Согласно Уставу, в том случае, если проценты были больше ссуды в полтора раза, то они автоматически погашались.
- При этом, сумма самого процента не была чётко ограниченной и не должны была превышать двадцати процентов. Это положение Устава Владимира Мономаха освобождало от распространённого долгового рабства.
- Также было запрещено превращать купца, лишившегося возможности возвращения ссуды в раба. Но это распространялось только, если купец лишился средств в результате войны, стихийного бедствия или пожара.
- Были в документе озвучены и положения холопов. Главным положением были причины попадания в холопство: поступление на тиунскую службу без договора о будущей свободе, женитьба на холопке, самостоятельная продажа в холопство. Кроме того, холопом становился и закуп, сбежавший от господина, кроме тех случаев, когда он отправлялся на поиски денег для выплаты ссуды. При этом, запрещалось превращать в холопа человека, который взял в долг что-либо кроме денег (к примеру, еду).
«Поучении Владимира Мономаха» упоминается Ирий — далёкая южная страна, в которую улетают на зиму птицы. При помощи этнографических материалов мы можем узнать, что Ирий в народной памяти отождествился позже с Раем и олицетворял собой «страну блаженных», тот свет.
Прославился период правления Мономаха и военными действиями Киевской Руси против мощной Византии ( в войне против Византии он активно использовал народное ополчение для организации военных походов). Так в 1116 году Владимир был военным союзником императора Диогена, женатого на дочери Мономаха Марии. Данная война была окончена вскоре после гибели Диогена, а уже в 1120 году с территории Руси были полностью изгнаны печенеги.
Правление этого правителя также ознаменовалось борьбой с половцами-кочевниками, и великий князь не только защищал свои территории, но и помогал защитить свои земли остальным князьям. Около двух десятков раз князь самолично заключал с кочевниками мирный договор. Также он был сторонником организации рейдов в половецкие земли и агитации внутри них для привлечения народного ополчения. Необходимо отметить, что данная политика буквально вознесла Мономаха в глазах народа.
Обычно историки выделяют три периода военных действий походов на половцев, осуществляемых Киевской Русью:
-первый этап - со второй половины одиннадцатого века;
- второй этап, который был связан с деятельностью Владимира Мономаха в первой половине двенадцатого века;
- третий этап - период, частью которого считаются события, которые были описаны в литературном памятнике "Слово о полку Игореве".
Важным событием в правление Мономаха был съезд князей в городе Любеч ( 1097 год), на реке Днепр. Главной целью которого являлось прекращение междоусобной войны, а также дальнейшее формирование единого мощного государства для отражения военных действий захватчиков. В качестве основных причин для созыва этого мероприятия можно выделить:
1) Жестокую междоусобную войну, которая продолжалась на Руси между русскими князьями, воевавшими друг против друга за великое княжение и территории государства.
2) Необходимость формирования единой крупной армии для оказания сопротивления половцам, набеги которых наносили русскому народу большой вред.
Во время проведения рассматриваемого съезда русские князья в основном занимались вопросом раздела территории страны. После того, как была окончена многочасовая дискуссия Владимир Мономах провозгласил заключение мира между русскими князьями. При этом, каждый из них обязывался прийти на помощь другому в случае военных действий против половцев. Таким образом, основная цель Любечского съезда была достигнута - было сформировано единое государство, не уступающее по мощи силе былой державы.
В итоге съезда, территории были распределены таким образом:
- Вместе с братом Василько Ростиславич получил Перемышль, Червень и Тереболь;
- Владимиру Мономаху доставалось не только Переяславское княжество, но Белоозеро, Смоленск и Суздальско-Ростовская земля;
- Давыд Игоревич получил Луцк и Владимир-Волынский;
- Давыду и Олегу Святославичам доставался Чернигов, Тмутаракань, Муром, Рязань и Северская земля;
- Святополк Изяславич правил Киевом, Пинск и Туров.
Данный талантливый правитель остался в истории не только как князь, талантливый государственный деятель, военачальник, мыслитель, но и как писатель, после которого нам достались его важные литературные труды, ставшие не только рассказом о житии, но и мудрым руководством по правлению государством для потомков.
Период правления Владимира Мономаха историки считают периодом политического и экономического усиления Руси. В это время активно развивалась литература, народное образование и культура. На закате своих лет он создал поучительное произведение "Поучение Мономаха детям". Обращаясь в нём к читателям, Мономах призывает иметь страх в сердце божий и творить добро, а также описывает множество практических советов (к примеру, не полагаться в войне на своих воевод, поддерживать строгий порядок и прочее).
В Великих Луках долгое время хранилась грамота Владимира Мономаха, где он предписывал каждому мужу всякого состояния: не лениться и самому трудиться, не полагаясь на слуг; быть гостеприимным и щедрым; веровать в Бога и проявлять свою веру добрыми делами: покаянием, слезами и милостынею; держать клятву, любить мир; не гордиться и защищать слабых; не убивать ни правого, ни виноватого, не губить душ христианских.
С времён Владимира Мономаха, в Великих Луках вошло в обычай, что несколько человек добровольцев-воинов в полном вооружении отъезжали в Киев при каждом новом Киевском князе для увеличения его войска, а именно-отъезжали великолучане добровольцы в войска князей.
Юрий (Георгий) Владимирович, по прозвищу Долгорукий (1090-е годы - 15 мая 1157 года, Киев) - князь ростово-суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Всеволодовича Мономаха.
Самым знаменитым событием с которым Долгорукий вошёл в историю, безусловно, является основание им Москвы. Первые упоминание о Москве относятся к 1147 году. Кроме этого, Юрий Долгорукий основал такие важные города как Дмитров, Юрье Польский, Переяславль-Залесский. Во время правления Юрия Владимиро-Суздальское княжество обрело большую силу, превратившись в очень важный центр русского севера.
Андрей Боголюбский (1111 - 29 июня 1174), Святой Благоверный князь, родившийся около 1111 года ( дата смерти 29 июня 1174) и являющийся сыном великого правителя Юрия Долгорукого, приходился внуком Владимиру Мономаху. Был князем Вышгородским (1149, 1155), Дорогобужским (1150—1151), Рязанским (1153), а также великим Владимирским князем. Своё прозвище в народе (Боголюбский) князь получил за то, что отдал указ возвести на реке Нерли город Боголюбый.
Боголюбский считается одним из самых важных политических деятелей Руси, так как именно в период его правления столица русского государства была перенесена во Владимир из Киева, что стало отправной точкой для дальнейшего развития государства.
Немалая заслуга данного правителя и в развитии на Руси религии и культуры. Несколько раз князь пытался заполучить независимость от киевского митрополита, однако все попытки оказались тщетными. Несмотря на неудачу, Андрей Боголюбский всячески стремился отделиться от Византии, ведь сама культура в тот исторический период была тесно связана с религией. Ему удалось основать новые праздники, а также возводить уникальные строения, благодаря приглашению в государство иностранных зодчих, что само по себе способствовало развитию русского искусства и зодчества, в целом.
Александр Ярославич Невский (13 мая 1221 года - 14 ноября 1263) - князь Новгородский (1236 - 1240, 1241 - 1252 и 1257 - 1259), великий князь киевский (1249 - 1263), великий князь Владимирский (1252 - 1263), полководец времён Киевской Руси, святой Русской православной церкви.
Больше всего Александр прославился своей внешней политикой, заключающейся в обеспечении безопасности русских городов. Александр считался в тот период самым крупным и разумным правителем со времён Владимира Мономаха, память об этом правителе окружена поэтическими сказаниями и множеством литературных древних источников.
Легендарный русский полководец Александр Невский снискал себе воинскую славу в нескольких битвах:
Своё прозвище Невский князь получает после великой победы в битве со шведами, произошедшей у берегов Невы. Большинство историков утверждает, что именно это сражение, которое произошло пятнадцатого июля 1240 года стало возможностью Руси сохранить территории на берегах Финского залива.
Ледовое побо́ище (также битва на Чудском озере) битва, произошедшая на льду Чудского озера в субботу 5 апреля 1242 года с участием ижоры, новгородцев и владимирцев под предводительством Александра Невского, с одной стороны, и войском Ливонского ордена, с другой стороны. (Является Днём воинской славы России - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) (отмечается 5 (18) апреля).
Иван I Данилович Калита (до 1296 — 1340, Москва) , московский князь (с 1325), владимирский великий князь (с 1328). Из древних летописей мы знаем, что хотя Иван Данилович и владел большими богатствами, но был весьма щедр. Может быть, поэтому он и получил в народе такое прозвище ("калита" обозначает "кошелёк"). Заложил основы политического и экономического могущества Москвы.
В 1332 году московский князь добился в Орде признания себя великим князем "надо всею Русской землею»", золотоордынский хан передал ему право сбора дани на Руси. Он неуклонно стремился к расширению территории своего княжества. С именем Ивана Калиты связан дальнейший рост Москвы, укрепление и украшение города. Князь построил в Москве дубовый Кремль (1339/40), каменные Успенский собор и Архангельский собор, ряд церквей, что свидетельствовало о превращении Москвы не только в политический, но и религиозный центр Руси. В благодарность за избавление Москвы от голода Иван Калита воздвиг на краю Боровицкого холма на месте деревянной церкви Михаила Архангела каменную, вывез в Москву соборный колокол из Твери.
Умер Иван Калита в 1340 году, после чего его княжеское место занял Симеон Иванович (старший сын), которого называли Гордый.
Дмитрий I Иванович Донской (12 октября 1350 -19 мая 1389), князь Московский (с 1359) и великий князь Владимирский (с 1363), сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. Прозванный Донским за победу в Куликовской битве - 8 сентября 1380 года в районе южнее впадения реки Непрядва в реку Дон, на Куликовом поле - исторической местности, известной по средневековым источникам (в настоящее время расположено на юго-востоке Тульской области).
В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, хотя при этом из-под его влияния вышли Тверское и Смоленское княжества. Были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой.
Также был построен белокаменный Московский Кремль ( 1367 ).
Иван III Васильевич ( 22 января 1440 - 27 октября 1505) - великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси: "Иоанн, Божьей милостью государь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и Болгарский и иных". Сын московского великого князя Василия II Тёмного.
В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр единого Русского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны от ордынской зависимости, которое длилось на Руси с 1240 по 1480 годы.
Принят Судебник (1497 ) - свод законов Русского государства - нормативный правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права ( памятник русского феодального права XV века), проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения. Воздвигнут нынешний кирпичный Московский Кремль ( 1485 – 1495).
Василий III Иванович, по прямому имени Гавриил, в постриге Варлаам (25 марта 1479 - 3 декабря 1533), великий князь владимирский и московский в 1505 - 1533, Государь всея Руси. Сын Ивана III Великого и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного. В договоре от 1514 года с императором Священной Римской империи Максимилианом I впервые в истории Руси назван императором русов. Грамота Максимилиана I, титулующая Василия III императором, была опубликована Петром I, в качестве инсигнии для его личных прав на коронацию императором.
Иван IV Васильевич, прозванный Грозным, по прямому имени Тит и Смарагд, в постриге - Иона (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой - 18 (28) марта 1584, Москва)-государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси (с 1547 года; кроме 1575—1576, когда "великим князем всея Руси" номинально был Симеон Бекбулатович).
С 1478, с падением Новгорода, город Великие Луки входит в состав Русского централизованного государства, сохраняя своё военно-оборонительное значение. В период Ливонской войны 1558-83 здесь находилась ставка Ивана Грозного(годы правления 1533-1584.
Изучение роли Ивана Грозного - один из трудных вопросов отечественной истории. Полувековое царствование Ивана Грозного оставило в истории России глубокий след. Иван Грозный как человек и как политический деятель был сложной и противоречивой фигурой, споры о его драматической жизни не утихают среди историков до сих пор.
Иван Четвёртый был сыном князя Василия Третьего и Елены Глинской. После кончины отца, правления на себя взяла его мать (оно продолжалось пять лет), а затем вся власть перешла в руки семибоярщины.
Детские годы будущего царя прошли в атмосфере постоянной борьбы между родами Оболенских, Шуйских, Бельских. Как утверждают исследователи жизни Грозного, именно сцены боярского насилия и своеволия способствовали развитию в Иване недоверия и подозрительности к людям.
Самостоятельное правление Ивана Четвёртого началось шестнадцатого января 1547 года, когда он принял титул царя, а уже спустя два года была образована партия реформ, которую возглавлял А. Адашев и которая получила название «Избранная рада». В неё входили такие царские приближённые как дьяк Висковатый, священник Сильвестр, митрополит Макарий и др. Именно с этого момента и начинается эпоха Ивана Грозного, которая была ознаменована небывалыми успехами, как во внешней, так и во внутренней политике.
Вместе с Избранной радой Иван провёл ряд реформ, которые были направлены на централизацию государства, а на жёсткий характер данных реформ повлияло восстание в Москве в 1547 году, которое смогло показать царю, что власть его не является самодержавной.
Во время первого созыва Земского собора (Великая Земская Дума) в 1550 году Иван Четвёртый показал боярам, что их власть миновала и теперь бразды правления в его руках. Главным плодом совещания явился обновлённый Судебник 1477 года, который был не только исправлен, но и дополнен различными грамотами и указами, улучшающими судебные порядки.
Уже через год после Земского собора был созван Церковный собор, где зачитали «Царские вопросы», которые были разделены на сто глав. Церковная реформа Грозного касалась монастырского землевладения, и по ней запрещалось приобретать церквям новые земли, а также приписывалось вернуть земли, которые ранее передала монастырям Боярская дума.
В 1553 году Иваном Грозным вводится на Руси печатное дело, которое становится новым ремеслом, возглавляемым Иваном Фёдоровым.
Для того чтобы укрепить вооружённые силы организуется стрелецкое войско, сформированное из трёх тысяч стрельцов для личной царской охраны.
Основным пунктом внешней политики Грозного было тотальное сокрушение татарской силы. Уже в 1552 году была завоёвана Казань, а в 56 году войско царя овладело Астраханью. Разгром этих городов положил конец трёхвековой власти татар в Поволжье.
Иван Грозный скончался 19 марта 1584 года
Родословная Рюриковичей закончилась правлением царя Московского и всея Руси - Федором Иоанновичем. Правил он в период с 1584 по 1589 год. Но его власть была номинальной: по своей натуре он не был государем, и страной управляла Государственная Дума. Но все же в этот период произошло прикрепление крестьян к земле, что считается заслугой царствования Федора Иоанновича. Годом 1589 оборвалась родословная Рюриковичей.
Более 700 лет шло становление Руси, было преодолено страшное иго, произошло объединение княжеств и всего восточнославянского народа. Далее на пороге истории стоит новая царская династия - Романовых.
(В начале XVII века город Великие Луки занимали войска Лжедмитрия I, затем Лжедмитрия II. В 1611 город был полностью разорён. Восстановлен в 1619 уральскими и донскими казаками по указу царя Михаила Романова-первый русский царь из династии Романовых(годы правления 1613-1645). )