Итоговая контрольная работа по математике для 5 класса
МБОУ «Лицей №25 «Интеллект» города Харцызска
Автор:
Красуля И.Н.
учитель математики
Пояснительная записка
к итоговой контрольной работе по математике
для обучающихся 5 классов
Данные контрольно-измерительные материалы по математике составлены в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Отбор материала осуществлялся в соответствии с приоритетными целями обучения математике в 5 классе. В частности, продолжение формирования основных математических понятий таких как число, обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся.
Так в первом задании (а) учащимся предлагается выполнить четыре действия с натуральными числами так как изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных на уровне начального общего образования. Пример (б), выполнение действий с десятичными дробями, является логическим продолжением предыдущего примера. Для его успешного выполнения требуется знание правил выполнения действий с десятичными дробями и навыки работы с натуральными числами. И наконец пример (в) является аналогом примера (б), но в виде обыкновенных дробей. Для его успешного выполнения учащиеся должны продемонстрировать знание правил выполнения действий с обыкновенными дробями, показав при этом совершенствование вычислительной техники, либо знание свойств обыкновенной дроби, выполнив переход к десятичным дробям. На мой взгляд второй способ является демонстрацией учащимися более полной картины понимания содержательной линии «Числа и действия».
Во втором задании учащимся предлагается решить задачу, выполнив действия с десятичными числами. Приоритетной целью данного задания является развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики. Задание актуально в данное время, основано на реальных материалах. Ссылки на материал прилагаются.
Задание №3 является продолжением второго задания, преследуя тематику Великой Отечественной войны. Учащимся предлагается выполнить текстовую задачу, входящую в число основных задач на дроби. Умения находить часть числа в последующем приведёт к хорошим навыкам при работе с процентами. Приоритетная цель данного задания на ряду с воспитательной - это формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.
Четвёртая задача имеет приоритетную цель, аналогичную предыдущей третьей задачи. Актуальность данного задания состоит в том, что год 2024-й объявлен в России годом семьи. Отличительной особенностью этой задачи от предыдущей является то, что её решение предполагает составление уравнения. Учащиеся могут выполнить решение этой задачи и арифметическим способом, что соответствует требованиям ФГОС. (При обучении решению текстовых задач в 5–6 классах используются арифметические приёмы решения.)
Задание №5 продолжает тему семьи. Приоритетная его – формирование функциональной математической грамотности и расширение возможности для понимания обучающимися прикладного применения при изучении других предметов и при практическом использовании.
Последнее задание – задача на движение. Целью его является - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся.
Цели работы: выявить уровень освоения по следующим темам:
«Арифметические действия с натуральными числами»
«Арифметические действия с обыкновенными дробями»
«Арифметические действия с десятичными дробями»
«Решение текстовых задач на дроби, на составление уравнений, на движение»
Освоение учащимися знаний: натуральное число, сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, компоненты действий, связь между ними. Обыкновенные дроби, смешанная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей, приведение дроби к новому знаменателю, сложение, вычитание умножение и деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части. Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной, сложение, вычитание умножение и деление десятичных дробей. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость. Решение основных задач на дроби.
Овладения умениями: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Умения применять знания в практической деятельности: Решать многошаговые текстовые задачи арифметическим способом, решать основные задачи на дроби.
Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость, производительность, время, объём работы, используя арифметические действия, оценку, прикидку, пользоваться единицами измерения соответствующих величин.
Объект контроля: сложение и вычитание десятичных дробей, умножение десятичных дробей, деление на десятичную дробь, умение решать задачи.
Время выполнения работы: 45 минут.
Структура работы: итоговая контрольная работа состоит из 6 заданий, два первых из которых требует записи ответов, следующие два – записи краткого решения с ответом и последние два – записи полного решения с ответом.
№ пп | Тема | Баллы | Ответы |
1 | Арифметические действия с | | |
а) | натуральными числами | 1 | 3 |
б) | десятичными дробями | 1 | 50 |
в) | обыкновенными дробями | 1 | 50 |
2 | Текстовая задача на выполнение действий с десятичными дробями | 1 | 43,3 |
3 | Текстовая задача. Основная задача на дроби | 2 | 75 |
4 | Текстовая задача на составление уравнения | 2 | 329,7 |
5 | Текстовая задача на среднее арифметическое | 2 | 67,4 |
6 | Текстовая задача на движение | 4 | 12.24 |
Итоговая контрольная работа по математике 5 класс
Выполните действия:
а) 312: 13 + 52 · 14 – 702;
б) 3,12: 1,3 + 5,2 · 0,14 – 0,128;
в) :+ · – .
Задача:
В преддверии памятных дат, посвящённых Великой Отечественной войне, ежегодно проводится акция «Лыжня победы». Люди разных возрастов собираются в команды и совершают лыжные дневные походы по историческим местам.
Студенты МПГУ совершили лыжный поход по местам боевой славы 5-й дивизии народного ополчения Фрунзенского района г. Москвы, пройдя 8,5 км. (https://mpgu.su/novosti/studenty-mpgu-probezhali-na-lyzhah-po-mestam-boevoj-slavy-v-podmoskove/)
Студенты СПбГУ прошли по местам боевой славы Ленинградской области, по бывшей передовой Волховского фронта. Их путь был в 1,9 раза длиннее, чем у студентов МПГУ. (https://students.spbu.ru/mmen-meroprijatija/2089-lyzhnye-pokhody-po-mestam-boevoj-slavy-2.html)
А отряд «ФИПО-АГПС» прошли по маршруту, где в ноябре-декабре 1941 года проходили ожесточенные бои с немецкими войсками, рвущимися к Москве. Длина их маршрута оказалась на 2,5 км, больше, чем у студентов СПбГУ. (https://vk.com/wall-59603073_47466)
Сколько всего километров прошли три группы?
Задача:
В книге Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» (сборник) 100 страниц. Сборник состоит из двух повестей: «А зори здесь тихие…» и «В списках не значился». Повесть «В списках не значился» занимает всей книги. Сколько страниц занимает повесть «А зори здесь тихие…»?
Задача:
В фермерском хозяйстве Бакировых из станицы Ахтанизовской (Краснодарский край) завершилась посевная кампания. Ячменём и пшеницей засеяли 989,1 гектар. Пшеницей засеяли в 2 раза больше, чем ячменём. Сколько га засеяли ячменём?
(https://tamannews.ru/dela-semejnye-fermerskoe-hozyajstvo-bakirovyh-obraz-zhizni-i-biznes/)
Задача:
В семье у Алёши Капустина работают трое: папа, мама и старший брат Никита. Мама работает учителем в школе, где учится Алёша. Её зарплата – 66,4 тыс. руб., папа – стоматолог. Его зарплата – 73,5 тыс. руб. А Никита – продавец автомобилей, и зарабатывает он 62,3 тыс. руб. Найти среднюю зарплату семьи Капустиных.
Сведения о средних зарплатах взяты: https://bdex.ru/russia/
Задача:
П апа и мама Алёши любят совершать небольшие походы на байдарке по реке Волга. Они отправляются от Нижнего Новгорода по течению реки и плывут 0,6 часа, затем разворачиваются и плывут против течения 3,4 часа. Собственная скорость байдарки 6 км/ч, а скорость течения реки Волга на этом участке 4,2 км/ч. Какой путь в общей сложности проплывают родители Алёши?
Образец оформления работы:
№1 – а) 3; б) 50; в) 50
№2 – 43,3
№3
Решение.
100 : 4 · 1= 25
100 – 25 = 75
Ответ. 75
№4
Решение.
1 + 2 = 3
989,1 : 3 = 329,7
Ответ. 329,7
№5
Решение.
Среднее арифметическое найдём как сумма, делённая на количество.
66,4+73,5+62,3=202,2 (тыс. руб.) – общий доход семьи.
202,2 : 3 = 67,4 (тыс. руб.) – средний доход семьи.
Ответ. 67,4 тыс. руб.
№6
Решение.
6+4,2=10,2 (км/ч) – скорость байдарки по течению
10,2 · 0,6 = 6,12 (км) – проплыли по течению
6 –4,2=1,8 (км/ч) – скорость байдарки против течения
1,8 · 3,4 = 6,12 (км) – проплыли против течения
6,12· 2 = 12.24 (км) – проплыли всего.
Ответ. 12.24
Перевод в пятибалльную шкалу:
Баллы | 0 – 3 | 4 – 6 | 7 – 11 | 12 – 14 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Артеменко Елена Николаевна
Красуля Игорь Николаевич
Артеменко Елена Николаевна