Из опыта работы по использованию технологии обучения в сотрудничестве на уроке английского языка (на примере УМК Spotlight 11)
Использование технологии обучения в сотрудничестве
на уроке английского языка в 11 классе
(на примере УМК Spotlight 11)
Теоретическая часть
Описание материала: описание одной из инновационных педагогических технологий - обучение в сотрудничестве. Технология сотрудничества (англ. cooperative learning, collaborative learning) основана на совместной деятельности всех участников ОП.
Назначение материала: демонстрация алгоритма использования технологии на уроке грамматики в 11 классе (Spotlight 11, Lesson 3c)
Цель: знакомство с примером использования данной «Инновационной педагогической технологии» на примере конкретного УМК.
Задачи:
- представить теоретическую основу технологии;
- познакомить с одним из вариантов обучения в сотрудничестве на уроке английского языка в 11 классе.
Технология обучения в сотрудничестве – совместное «добывание» знаний, в результате которого учащиеся работают коллективно, получая новые знания в процессе общения друг с другом и с источниками информации. Это один из вариантов личностно - ориентированного подхода в обучении иностранным языкам. Он был разработан американскими методистами Э. Аронсоном (1978), Р. Славином (1996), Д. Джонсом (1987), получил интерпретацию в российской методике в работах Е. С. Полат (2003), Н. Д. Гальсковой (2000). Основная идея обучения — это создание на занятиях по английскому языку благоприятных условий для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. Для этого обучающиеся делятся на небольшие группы (4 человека), каждая из которых получает одно общее задание, при этом определяется роль каждого учащегося группы в выполнении этого задания. При выполнении задания учащиеся отвечают не только за результаты своей работы, но и за работу группы в целом. Идея обучения в сотрудничестве получила реализацию в различных вариантах: обучение в команде (student team learning), «учимся вместе» (learning together) и ряде других.
Learning Together (учимся вместе)
Этот метод разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson). Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
Основные принципы:
награды - всей команде
индивидуальный подход
равные возможности
Группа получает награды (оценки) в зависимости от вклада каждого ученика в достижение общего результата. По мнению авторов данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (учитывать индивидуальных, психологических особенностей каждого члена группы, уровень владения языком) и разработке задач для каждой конкретной группы.
Внутри группы роли распределяются учащиеся самостоятельно.
Проблемные зоны в технологии: оценка вклада каждого ученика в достижение поставленной цели.
Трудность для учителя: нужно прописывать алгоритмы действия каждому ученику.
Практическая часть
Изучение грамматической темы “ -ing form / to-infinitive / infinitive without to” представляет большую сложность для обучающихся. Так, УМК Spotlight 11 предлагает обучающимся поработать с грамматическим справочником (Grammar reference section), который содержит огромный материал (правила с примерами на 3-х страницах) на английском языке. Как правильно организовать работу с данными правилами!? За годы работы в школе, мною были использованы различные методы работы над данной грамматической темой. Я задавала перевести правила дома, а в классе мы разбирали их коллективно. Пытались переводить правила на уроках, но это отнимало огромное количество времени. Вся работа сводилась к объяснению и толкованию правил учителем. А дети слушали и быстро забывали. Перепробовав разные методы, я решила использовать технологию обучения в сотрудничестве, которая оказалась продуктивной. Запоминание правил оказалось прочнее и долговременнее. Опишу суть моего опыта и алгоритм работы.
Составление учебных ситуаций
- составление учителем небольших рассказов-ситуаций, содержащих различные случаи употребления “ -ing form / to-infinitive / infinitive without to”;
- распечатка каждой ситуации по количеству групп (для удобства можно распечатать по ситуации на ученика).
Ситуации:
Going in for sport is good for our health. I practise exersising every week. I love playing active games. I spend a lot of time training in the gym. I can’t help giving up sport. I prefer playing table tennis to football. And now I am thinking of participating in school competitions. I saw my friends playing at the competitions last year. I am looking forward to taking part at school games.
To tell the truth, I am a spender and I would like to tell you about my purchases. In summer I go on shopping spree every week to spend my pocket money. I am so happy to waste time and money in a mall. It is relaxing to go from window to window. Usually I plan only to buy a piece of clothing. I am old enough to do shoppings on my own. It is very unusual for me to buy the correct thing.
I can’t speak English well. My teacher makes me learn new words every lesson. She says that I would better spend more time on my education.
Работа в группах
- деление учащихся на 3 группы, каждая из которых состоит из разных по уровню обученности учащиеся (с высоким, средним и низким уровнем владения английским языком);
- расдача ситуаций (карточек);
- нумерование карандашом правил в учебниках (Grammar reference section, p. GR6): -ing form – 1-8, to-infinitive – 1-12, infinitive without to – 1-3;
- чтение предложений из своих (ситуаций) карточек участниками каждой группы, перевод их и подбор правила, объясняющего использование той или иной формы;
- подписывание номера правила над выделенными в предложениях словами.
III. Актуализация знаний
- обсуждение выполненных группами заданий;
- проверка правильности выполнения заданий;
- оценка вклада каждого участника группы в достижение результата.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- закрепление / применение «добытых» знаний (выполнение упражнений из учебника).
Обучение в сотрудничестве создает благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности. Технология - личностно-ориентированная. Она повышает мотивация к учению и знанию, развивает навыки работы в команде (группе), делает участника группы лично ответственным за определенную часть задания, показывает важность и значимость каждого в общем результате и как итог, дает прочные знания.
Список литературы.
Афанасьева О. В., Дули Дж., Михеева И. В., Оби Б., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение; UK.: Express Publishing, 2020.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс] // URL:
https://methodological_terms.academic.ru/1137/%D0%9E%D0%91%D0%A3%D0%A7%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95_%D0%92_%D0%A1%D0%9E%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%94%D0%9D%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95 (дата обращения 05.10.2021 года)
Технология обучения в сотрудничестве [Электронный ресурс] // URL: https://www.sites.google.com/site/valeriasadovskaa/kollegam/pedagogiceskie-tehnologii/tehnologia-obucenia-v-sotrudnicestve-cooperative-learning (дата обращения 05.10.2021 года)