Методика сотрудничества с семьей на примере изучения английского языка
Рожкова Екатерина Олеговна,
учитель иностранного языка
высшей квалификационной категории
МЕТОДИКА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми.
С.Л. Соловейчик
Неоспоримым фактом является утверждение о том, что семья наравне со школой выступает той средой, в которой происходит воспитание и обучение ребенка. Две плоскости — школа и семья — тем не менее просто обязаны найти «точки пересечения» для обеспечения взаимодействия и максимально эффективного процесса образования.
Благодаря применяемым в МАОУ «СОШ №21» г. Северодвинска практикам в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, мы имеем возможность оценить важность участия родителей в образовательном процессе.
Инклюзивная образовательная среда в школе — это многокомпонентная модель организации образовательной деятельности, которая одной из целей ставит реализацию взаимодействия с семьей ребенка: родители детей с ОВЗ получают педагогическую помощь и поддержку в обучении, воспитании и развитии своих детей. В МАОУ «СОШ №21», как в ресурсном центре по инклюзивному образованию, обучаются слабослышащие дети.
Модель организации деятельности учителя иностранного языка можно представить в виде схемы:
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательной организации могут обучаться в массовом классе или индивидуально, помещаться в специализированные классы. Родителям при этом даются соответствующие рекомендации, проводится всесторонний анализ деятельности ребенка, после этого законные представители ознакамливаются с результатами педагогического обследования, совместно с педагогическим коллективом выбирают наиболее подходящий образовательный маршрут. Обучающиеся как могут переходить из одной организационной формы в другую, так и сочетать их. Например, обучаясь в массовом классе, ребенок может заниматься индивидуально по предмету или полностью перейти на индивидуальную форму обучения.
В рамках урочной деятельности педагог использует следующие методики сотрудничества с семьей:
1) дифференцированные задания (педагог в тесном контакте с семьей может подбирать формы заданий, которые представляют наибольший интерес для отдельного обучающегося, восполняют пробелы в знаниях, корректируют, мотивируют, а также такие задания, которые под силу выполнить ребенку в силу его индивидуальных особенностей);
2) домашние задания на выбор (при этом помощь родителей и семьи при выполнении некоторых домашних заданий может приветствоваться, либо членам семьи может отводиться какая-то особая роль при выполнении домашнего задания, что в свою очередь выполняет разный функционал: родитель корректирует действия ребенка; родитель оценивает знания, умения ребенка; строится траектория общения «родитель-ребенок» не только на уровне бытовой сферы, но и на уровне образования; родитель может выступать и как наставник, а ребенок перенимает его опыт и социализируется и т. д.);
3) создание «ситуации успеха» (важным моментом является одобрение действий ребенка и его успехов в изучении предмета не только на уровне школы, но и на уровне семьи. Например, ребенок преуспел в изучении какой-то темы, отлично справился с заданием или поучаствовал в конкурсе — тогда учитель передает эту информацию в семью, чтобы подкрепить результат в обстановке ближайшего окружения);
4) использование дистанционных технологий обучения иностранному языку посредством образовательных платформ, таких как SkySmart, Учи.ру, Образовариум, Фоксфорд и др., а также средств аудио-видео связи Zoom, Skype, Teams, Сферум. При этом родитель имеет возможность наблюдать за процессом обучения, пообщаться с педагогом и задать интересующие вопросы, а также быть непосредственным участником образовательного процесса и переводчиком, если, например, ребенок плохо считывает информацию с губ преподавателя через видео-связь;
5) максимальное подключение всех каналов восприятия информации. Как известно, дети с нарушениями слуха в силу своей особенности воспринимают информацию особым образом, зачастую совсем не так, как обычные дети. Беседа с родителями поможет установить специфические особенности восприятия информации ребенком: например, для лучшего понимания слов подкреплять звучание слова картинкой, сопровождать артикуляцию слова движением (если возможно), подключать другие органы чувств (тактильные ощущения, запахи) и т.д. В некоторых случаях помощь и присутствие членов семьи прямо во время занятий становится остро необходимой. Сурдопедагоги уверенно сходятся во мнении, что педагогическая коррекция, особенно во время реабилитации после кохлеарной имплантации, возможна только при непосредственном участии родителей (и даже бабушек, дедушек) во время занятий — учимся вместе.
В рамках внеурочной деятельности обучающимся представляется возможность расширить и углубить знания по предмету, приобрести позитивный социальный опыт, проявить инициативу, самостоятельность, развивать свои творческие способности и применять полученные знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Задача семьи в том, чтобы создавать условия и ситуации для применения этих знаний вне школы, поощрять инициативу ребенка, подкреплять развитие социальных навыков через калькирование действий и ситуаций, перенос их в реальную жизнь. В МАОУ «СОШ №21» существуют разные направления дополнительного образования и внеурочной деятельности:
1) студия любителей мультфильмов на английском языке. Смотрим и обсуждаем короткие м/ф Gogo, Muzzy, Peppa Pig и др;
2) разговорный клуб «Let’s play – играем по-английски» (настольные и сюжетно-ролевые игры);
3) кружок «Театр на английском языке»;
4) студия «Пластилиновая и песочная мультипликация»;
5) разговорный клуб «TED-talking»;
6) курс «Деловой английский».
Помимо этого в школе проходят традиционные праздники, мероприятия и фестивали, на которые приглашают родителей обучающихся: праздник алфавита для обучающихся 2х классов, день английского языка, проектно-исследовательская конференция «Шаг в будущее», конкурс чтецов, конкурс инсценированной песни, квесты на иностранном языке (QR-Квесты, веб-квесты, в том числе и для родителей школьников на площадках образовательного учреждения), викторины, олимпиады для детей и родителей по страноведению, практикум для детей и родителей по разговорному языку, обучающиеся школы совместно с родителями участвуют в телемостах и программах молодежной волонтерской организации AIESEC, участвуют в международном проекте обмена открытками Postcrossing.
В качестве индивидуальной помощи ребенку и семье педагоги организуют занятия коррекционной направленности, где знакомят родителей с авторскими методиками обучения иностранному языку для детей с ОВЗ:
Тактильная азбука | Буквы (цифры) из мягкого пеноматериала, непрозрачный мешочек | Метод особенно эффективен для слабовидящих детей. Для изучения алфавита и знакомства с английскими звуками мы используем буквы из мягкого поролона. Буквы помещаются в непрозрачный мешочек, ученику предлагается нащупать в мешочке букву и назвать ее. При этом букву в мешке можно ощупывать одной или двумя руками, но вынимать до тех пор, пока она не названа, нельзя. |
Голодный монстрик | Мягкая игрушка «монстрик» с отверстием внутри, куда можно спрятать различные предметы, мелкие игрушки/предметы или карточки со словами | Принцип метода аналогичен методике «тактильная азбука». Внутри игрушки помещают различные предметы, которые ребенок должен нащупать и отгадать что это, а также назвать этот предмет по-английски. В «животик» монстрика можно положить буквы алфавита, цифры, игрушки из Киндера по теме «Животные», части целого. При этом предмет из игрушки можно ощупывать одной рукой, но вынимать до тех пор, пока он не назван, нельзя. |
Рисунки на песке | Мелкий речной песок (или манная крупа), поднос | Метод интерактивного воздействия на органы осязания, когда на подносе тонким слоем насыпана манная крупа или мелкий речной песок, а ребенок, проговаривая буквы алфавита или даже отдельные короткие слова, рисует пальчиком на песке эту букву или слово. Такой метод позволяет снизить эмоциональное напряжение, страх перед неудачей, ведь рисунок на песке можно легко исправить и «отретушировать». |
Зеркальное чтение | Лист бумаги с написанным словом (нарисованной картинкой), зеркало | Методика, которая задействует логические операции в нашем сознании, развивает способности анализировать, декодировать, прогнозировать результат, осуществлять поиск решения проблемы и способа действия и не только. Это универсальное упражнение, которое можно использовать для запоминания новых слов: «закодированные» зеркальные слова предлагаются ученику для изучения, с помощью зеркала он читает слова, запоминает, обращает внимание на их написание. Учитель может «закодировать» не только слова, но и картинку, а потом попросить ученика описать увиденное. |
Волшебное раскрашивание | Волшебные фломастеры (меняют цвет), карточки с невидимыми картинками/словами | Для «декодирования» ученику предлагаются казалось бы пустые карточки и фломастеры. Учитель заранее на каждой карточке «волшебным» прозрачным фломастером прорисовывает какой-то предмет либо записывает слово. Учитель просит ребенка стать волшебником и с помощью обычного фломастера разгадать секрет карточки (нужно раскрасить карточку, на ней проявится картинка/слово), ребенку нужно ответить на вопрос What’s this? – It’s a cat. Данное задание активизирует в речи пройденный грамматический и лексический материал. |