Методическая разработка «Из опыта работы с обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию»
«Из опыта работы с обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию» ( классный руководитель, учитель).
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно
по источнику возникновения,
по основаниям,
по охвату функций жизнедеятельности,
по последствиям,
«Из опыта работы с обучающимися, попавшими в трудную жизненнPPTX / 2.01 Мб
по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций.
Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком, подростком.
Профилактические функции в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. У которого собраны все сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как он чаще общается с обучающимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками.
Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями обучающихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.
Особое место занимает работа классного руководителя с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации. Эта работа имеет три основные функции:
- образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
- психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);
- посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).
Из наблюдений ребенок объективно находится в трудной жизненной ситуации:
1.Когда систематически приходит в школу не выспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.
2. Когда у подростка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах.
3.Когда подросток систематически опаздывает на учебные занятия.
4. Когда ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.
В таких ситуациях классный руководитель вместе с социальным педагогом посещают семьи. Оформляют акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка, определяют неблагополучные семьи, которые нуждаются в социально- педагогической помощи представителей разных структур.
Ситуация №1. « НЕУСПЕХ»
Подросток пришёл в коллектив в 8 классе. Общительный, живой, улыбающийся ребёнок. Через полгода появились проблемы, стал уходить из дома, перестал заниматься спортом. Ребенок не пришел в школу, звоню маме. Мама стала путаться в объяснениях. Выясняется, что не ночевал дома, так как она его выставила за дверь. Ребенок в тапочках и шортах ушел из дома (на улице зима).
Это маленькая предыстория большой детской беды.
Итог этой ситуации
С помощью социальных, психологических и воспитательных служб ОУ было достигнуто примирение сторон.
В начале четвертой четверти все же не удалось достигнуть мира и ребенка поместили в социально-реабилитационный центр.
Первого сентября ребенка опять вернули к нам в ОУ и именно в наш класс (по настоянию мамы).
Подросток проучился месяц, опять выгнали из дома. С помощью ребят и соцсетей, был найден и доставлен в инспекцию по ДН. Следующий шаг – опять приют.
В день Святого Валентина подростка, вернули. При очередном домашнем скандале, подросток сам пошел в инспекцию и попросил помощи. В настоящий момент находится в приемной семье
Ситуация №2 « УСПЕХ»
Ребенок обучался в коллективе с 1 класса. Адекватный, хороший товарищ и друг, помощник во всех делах класса. В последней четверти 8 класса, парня понесло в другую сторону. Проводили, всевозможные беседы, мероприятия, трудоустраивали на лето в трудовую бригаду. Работал добросовестно. Настало 1 сентября –
Учились всей школой…. Тесно сотрудничали с семьёй, особую помощь оказывала мама.
Результат:
1.Сдача ОГЭ
2. Подросток обучается в колледже на бюджете.
Социально- педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе.
Не менее важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с родителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения позволит сформировать у подростка ощущение психологической безопасности и комфорта.
Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности классного руководителя, зам. директора по воспитательной работе, социального педагога и психолога в школе и должна осуществляться комплексно при тесном взаимодействии всех специалистов.