Из опыта работы с учащимися с низкими стартовыми возможностями
«Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению». Лозинский В.М.
Причины неуспеваемости Внутренние по отношению к школьнику Недостатки биологического развития личности Недостатки психического развития личности Недостатки воспитанности личности а) дефекты органов чувств; б) соматическая ослабленность; в) особенности высшей нервной деятельности отрицательно влияющей на учение; г) психопато-логические отклонения. а) слабое развитие эмоциональной сферы личности; б) слабое развитие воли; в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей. а) недостатки в развитии моральных качеств личности; б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.; в) недостатки в трудовой воспитанности. Внешние по отношению к школьнику Недостатки образования личности Недостатки опыта влияний школы Недостатки влияний внешкольной среды а) пробелы в знаниях, специальных умениях; б) пробелы в навыках учебного труда. в) незнание русского языка а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.; б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.). а) недостатки влияний семьи; б) недостатки влияний сверстников; в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.
Виды неуспеваемости учащихся I вид II вид III вид общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая
Типы неуспевающих учащихся «Плохой работник» Его чертами являются следующие: 1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит; 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); 3) не подмечает своих неудач и трудностей; 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно; 6) индифферентно относится к результатам работы. Патологический это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.
Виды помощи неуспевающим 1. Создавать для слабого учащегося ситуацию успеха. 2. Специальная система домашних заданий. 3. Определять перед учащимися учебную задачу, точно указав, что они должны уметь и иметь в процессе изучения данной темы. Вывешивать в классе перечень знаний и умений. 4. Показывать практическую значимость изучаемого материала. 5. Предлагать дифференцированные форма и виды заданий. 6. Разнообразить виды учебной деятельности во время урока. 7. Давать задания, которые позволят задействовать различные виды анализаторов в учебной деятельности. 8. Вести совместную работу с дефектологами, психологами.
Воспитательная работа в профилактике неуспеваемости 1. Развитие познавательного интереса учащихся. 2. Вовлечение неуспевающих учащихся во внеурочную деятельность для профилактики правонарушений и создания ситуации успеха. 3. Создание комфортного психологического климата во время урока и во внеурочной деятельности. 4. Создание системы работы с родителями. 5. Занятия с логопедом и психологом.
Формы и методы работы с учащимися
Упражнения на развитие слуховой памяти Упражнение1. Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать , ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье). 1. ФРУКТЫ – ЯГОДЫ ВОДА – СНЕГ МАШИНА – ПАССАЖИР ЗЕРНО – КОЛОС 2. ШКОЛЬНИК- БИБЛИОТЕКА- УЧИТЕЛЬ КНОПКА-СКРЕПКА-ТЕТРАДЬ ЗЕМЛЯ- ЛУНА-КОСМОС ШЕРСТЬ-СВИТЕР-НОСКИ Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов , овощей , дети представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи. Пример: ЯБЛОКО, ГРУША, КАРТОФЕЛЬ, КЛУБНИКА, МАЛИНА, МОРКОВЬ.
Упражнения на развитие зрительной памяти Упражнение 1. Для этого упражнения нужны палочки ( не более 10) .Их кладут на стол . Ребёнку дают мало времени , чтобы посмотреть на них. Через 1-2 секунды их накрывают листом бумаги . Упражнение 2. На стол ставится несколько небольших предметов . Детям предлагается запомнить , что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются , а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать , что изменилось
Упражнения на развитие внимания Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и переключения. 11 18 14 17 24 21 20 13 25 22 1 12 8 3 23 16 4 2 19 7 6 10 15 5 9 Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25. Упражнение 2 . Развитие концентрации внимания и его устойчивости: На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их: ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК
Упражнения на развитие мышления Упражнение 1. «Лишний предмет» ( оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения). На карточке – 4 предмета, один из них - лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок ребёнок думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом. Упражнение 2. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя существенные признаки . Найди лишнее слово: старый, дряхлый, маленький, ветхий. храбрый, злой, смелый, отважный. яблоко, слива, огурец, груша. Упражнение 3. Детям предлагается рассмотреть ряды слов , которые можно объединить по какому-либо признаку. ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ. СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК.
Дидактические игры Игра №1. «Не пропусти профессию» Дети встают в круг , когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте: ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, Игра №2. «Назови соседей» Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30 . Поймавший называет соседей числа. Игра №3. «Тропинка» Дети идут по кругу. Если ведущий произносит «тропинка» - все дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего; «копна» - направляются к центру круга, выставив руки вперед. «кочки» - дети приседают, положив руки на голову. Разнообразные ребусы, шарады, загадки, головоломки
Игры и упражнения, направленные на развитие интеллекта Упражнение №1 «Не пропусти растение». Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку- выбывает. ДОРОГА, ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, ДОМ, МАШИНА, МАЛИНА, ГРАФИН, КЕНГУРУ, ВОРОБЕЙ, БАЛЕТ. Упражнение №2 «Закончи слово» 6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово и называет свой слог. Упражнение №3 «Перекличка- путанка» Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются только тогда , когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибся тот выбывает из игры. Упражнение №4 «Слушай и исполняй» Ведущий называет и исполняет 1-2 раза несколько разных движений. Дети воспроизводят движения в той же последовательности.
Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты. Б.Мандевиль