От инноваций к эксперименту (из опыта работы): актуализация новых подходов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
От инноваций к эксперименту (из опыта работы):
актуализация новых подходов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
По экспертным оценкам, на территории Донецкой Народной Республики проживают 6 339 детей – инвалидов, что составляет 2,76% всего населения. Каждый ребенок нашей республики имеет право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту. Толерантное отношение граждан Донецкой Народной Республики к детям-инвалидам находится на стадии формирования, поэтому следует учитывать нежелание, психологическую неготовность части общества воспринимать этих детей полноправными членами. Являясь гражданами государства, дети и подростки с тяжёлыми и множественными нарушениями имеют право на образование. Данные права закреплены в Конституции Донецкой Народной Республики, в Законе «Об образовании», в которых раскрываются права граждан с ограниченными возможностями.
Гуманизация социальной политики, развитие системы образования актуализируют поиски путей усовершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
Модифицирование подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. И здесь принципиальное значение приобретает проблема формирования у ребёнка социального опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), который способствует приобщению и вовлечению ребёнка в окружающий мир людей, предметов, действий и многих других явлений жизни. Развитие и воспитание детей с умственной отсталостью – это беспрерывный процесс обучения, повторения, закрепления различных видов взаимодействий с окружающим миром. Самые минимальные результаты являются предпосылкой успешной социальной адаптации и интеграции детей данной категории. Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети, при условии правильно подобранных подходов в работе с ними, стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг. Наблюдая за ними, начинают проявлять интерес к игрушкам, в которые играют их сверстники. В своё время, Л. С. Выготский говорил о том, что игровая деятельность и игра, содержат в себе все возможности развития. Через простые, доступные таким детям игры начинается взаимодействие с педагогом. Присутствие данных тенденций дает возможность использовать игру как средство, через которое ребенок развивается и обучается. Указанный тезис положен в основание такого направления в образовании как — эдьютейнмент.
Эдьютейнмент — это метод включения игры в образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Целью эдьютейнмента является – повышение движущей силы обучающихся в процессе приобретения новых знаний, через преобразование самого процесса их усвоения (увеличение интереса, отсутствие монотонности, доступность). Безусловно, внедрение в обучение игровой деятельности дает возможность информации запоминаться и усваиваться намного легче и быстрее, тем самым процесс обучения как бы выступает в качестве игры, а итоговым достижением является — формирование устойчивого и целенаправленного интереса к образовательному предмету через игровой процесс. Все это особенно актуально и несомненно приносит пользу использования игрового обучения в практике работы с обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях разного уровня.
Я использую в своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья такие средства эдьютеймента:
По методике Марии Монтессори - «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду» - я работаю с формочками - вкладышами, шнуровками, ленточками, застежками, гайками и болтиками. Именно эта методика изначально была создана только для детей с задержками развития. Она подразумевает одновременно и серьезную работу детей, и увлекательную игру, и дисциплину, и свободу выбора.
С помощью «Блоков Дьеныша», игрового комплекса венгерского педагога и психолога З. Дьенеша, выполняю с обучающейся различные задания, в ходе которых она закрепляет понятие цвета, формы, размера, количества и пр. Эта игра стимулирует развитие логического мышления, познавательных процессов, мыслительных операций ребенка.
Игровые кубики для развития навыков конструирования и логического мышления Бориса и Елены Никитиных использую при изучении геометрических фигур, цветов, для сравнения, выделения из группы предметов. Ребенок может выкладывать узоры одного или нескольких цветов, из нескольких элементов складывать геометрические фигуры. Все виды работы ориентированные на проявление самостоятельности ребенка при выполнении игрового задания.
Использую специальные дидактические игровые комплексы В. Воскобовича: пространственные карточки, игровой квадрат Воскобовича, чудо – конструкторы. Эти пособия развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять.
В процессе развития детей с ограниченными возможностями здоровья, эдьютейнмент позволяет организовать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитель мог достигнуть максимальной эффективности, а у обучающихся формировались необходимые навыки и умения.
Все чаще мы сталкиваемся в работе с увеличением количества детей с речевыми патологиями. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие движений кистей рук с движениями органов речевого аппарата. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Если стимулировать тонкую моторику и активизировать тем самым соответствующие отделы мозга, то активизируются и соседние зоны, которые отвечают за речь. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой значительно сокращает время занятий, усиливает их результативность. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Я в своей работе использую упражнения с бусиной, баранкой и ложками; игровые приемы: «у врача», «доктор звуков», «бассейн», «сильный ветерок», «жучок»; кинезиологические физминутки, например «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка» (поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе) и т.д.
Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста и позволяет более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Нейропсихологические методы нацелены на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля. Эта методика оптимизирует функциональный статус глубинных образований мозга и межполушарную организацию процессов развития ребенка младшего школьного возраста.
Для абилитации и профилактики процессов развития я частично использую программу «Умные движения». Она нацелена на развитие произвольного внимания и саморегуляции; формирование сенсомоторного контроля; оптимизацию тонуса; преодоление ригидных телесных установок и синкенезий. Обучающаяся выполняет упражнения «Остановись», «Зоопарк», игры с мячом, «Конвергенция» и другие глазодвигательные упражнения.
Очень важно осознавать, что данные подходы имеют не только свои достоинства, но и определенные сложности и ограничения. Недопустимым является превращение занятия (урока) в игру, необходимо уметь организовать моделирование ситуации таким образом, чтобы обучающиеся не просто играли, а играя развивали умение ставить конкретные цели, планировать результаты деятельности, определять пути достижения поставленных задач, на основе восприятия и систематизации полученной информации проектировать и организовывать свою активность, уметь взаимодействовать в коллективе.
Работая с детьми, имеющие отклонения в развитии, нужно сознавать, что каждый новый шаг является для них маленькой победой.
«Список литературы»
Богданова О.А. Эдьютейнмент как особый тип учения // Вестник МГПУ. 2014. № 4 (30). С. 61–65.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии/ под ред. Бгажноковой И.М.. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. – 239 с.
Дьяконова О.О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 182–185.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/ под ред. Бгажноковой И.М. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. – 181 с.
Репринцева, Е.А. Эдьютейнмент: игры и ИКТ в образовании детей с особыми потребностями [Текст] / Е.А. Репринцева // Педагогічні науки: теорія, історія, інноваційні технології : науковий журнал / МОН України, Сумський держ. пед. ун-т ім. А. С. Макаренка ; [редкол.: А. А. Сбруєва, О. Є. Антонова, Дж. Бішоп та ін.]. – Суми : СумДПУ ім. А. С. Макаренка, 2015. – № 7 (51). – С. 381–390.
Хангельдиева И. Г. Эдьютейнмент: от телевизионного формата до современных социальных и образовательных практик / Хангельди- ева И. Г., Богданова Е. М. // Сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч. конф. с междунар. участием «Культура и образование в совре- менном обществе: стратегии развития и сохранения». Краснодар: ООО «Экоинвест». 2013. С. 206–218
Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с.
Цвынтарный В.В.Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф,2002.-32 с.
.