Статья «Из опыта работы педагога объединения «Умелые руки» с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

6
0
Материал опубликован 30 January 2023 в группе



t1675028020aa.pngt1675028020ab.pngt1675028020ac.jpgt1675028020ad.jpg

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и учащейся молодежи»








«Из опыта работы педагога объединения «Умелые руки» с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Статья
















t1675028020ae.gif




Сыктывкар

2023



Из опыта работы педагога объединения «Умелые руки» с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Человечество победит раньше или позже слепоту, и глухоту, и слабоумие.

Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане,

чем в плане медицинском и биологическом…

(Л.С. Выготский)



t1675028020af.jpg Уханова Надежда Николаевна
педагог дополнительного образования
МАУДО «Дворец творчества детей и учащейся молодежи»

г. Сыктывкара



   Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей ограничен. Система дополнительного образования может представить им возможность реализовать свой потенциал.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.

  На протяжении нескольких лет наше учреждение - Дворец творчества детей и учащейся молодежи - сотрудничает с ГОУ РК «Специальной (коррекционной) школой №40 г. Сыктывкара. В данном учреждении обучаются дети с разными нарушениями в развитии: интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально - волевой сферы (включая аутистические нарушения), с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

   Когда-то общаясь с коллегами, которые занимаются с «особенными» детьми, я и подумать не могла, что и у меня возникнет желание попробовать свои педагогические возможности. Было огромное желание самой осознать, возможны ли какие-то психологические прогрессы после занятий по ручному творчеству.

Имея высшее педагогическое образование, 20-и летний педагогический стаж, и не обладая достаточным опытом работы с детьми с ОВЗ, пришло понимание, что мне необходим новый теоретический уровень. На первый план в профессиональном развитии мною было поставлено овладение методикой педагогической работы с детьми с ОВЗ. В соответствии с поставленной целью были отобраны обучающие курсы.

  Пройдено обучение в Муниципальном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр развития образования» по дополнительной образовательной программе «Создание специальных условий в общеобразовательной организации при реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с особыми возможностями здоровья», где лектором была Цветкова Анна Валентиновна - заведующая отделом по работе с детьми с ОВЗ, заместитель руководителя ТПМПК, учитель-логопед МУ ДО «ЦППМиСП» г. Сыктывкара. Очень благодарна Анне Валентиновне за комфортный процесс обучения: лекции, которые были предоставлены для обучения, были очень интересными, все очень конкретно и разложено «по полочкам»; доступность изложения не только в содержательном плане, но и живой диалог с аудиторией; разнообразие предоставленной информации, много методического материала, которым можно пользоваться по окончании обучения.

  Так же прошла повышение квалификации в Академии «Просвещение» по дополнительной профессиональной программе «Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и с инвалидностью от 5 лет до 18 лет» в дистанционном формате, где было предоставлено много полезных методических наработок и практических материалов по работе с детьми с ОВЗ. Занималась самообразованием, изучая литературу в интернет - источниках.

  Полученные знания по обучению детей с ОВЗ позволили разработать дополнительную общеобразовательную программу социально – гуманитарной направленности «БумМагия».   Цель программы- приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе через освоение различных техник работы с бумагой.

  Программа рассчитана на 1 учебный год и имеет 3 модуля (Таблица 1).

Таблица 1

Модули программы социально- гуманитарной направленности «БумМагия»

Название модуля

модуля

Продолжительность модуля в часах

Срок освоения в неделях

Режим занятий

Количество часов в неделю

Количество занятий в неделю

Оригами

1модуль

12

6

2

1

Способы соединения деталей

2 модуль

42

21

2

1

Работа с бросовым материалом

3 модуль

10

5

2

1

Итого

3

64

32

6

3


  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа с перерывом на отдых и проветривание помещения, всего 64 часа в год.

  Каждый ребенок с ОВЗ работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом психики и здоровья каждого ребенка. Поэтому в группе не больше 6 человек. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности.

  Материал для занятий подобран так, чтобы дети не чувствовали утомления. Стараюсь дать минимум теории, а больше практической деятельности, что обусловлено особенностями детей этой категории. Чередую различные виды деятельности. Большое внимание уделяю наглядному оборудованию, раздаточному материалу. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Применяю следующие подходы:

Индивидуальный подход;

Предотвращение наступления утомляемости;

Активизация познавательной деятельности;

Обогащение знаниями об окружающем мире;

Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

Проявление педагогического такта.

Использую следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий;

Последовательное выполнение заданий;

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудио и видео техническими средствами обучения;

Близость к учащимся во время объяснения задания;

Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

  Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда применяю диалоговые формы общения. На занятиях стараюсь создать уютную, благополучную, развивающую среду, налаживаю взаимодоверие с детьми благодарностью. Стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ. 

  Большую роль в обучении детей с ОВЗ играет сотрудничество с классным руководителем и, конечно же, с родителями ребенка. Роль родителей данной категории детей трудно переоценить. Многие родители прилагают большие усилия для развития своего ребенка. В индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье. О беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка. Иногда только при тесном взаимодействии с родителями, возможно, подобрать к ребенку тот самый индивидуальный ключик, который откроет ему дверь в мир социального взаимодействия.

  Взаимоотношения родителей и педагогов важны с самого начала пребывания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении. Поэтому необходимо наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания, развития, социализации. Необходимо заручиться родительской поддержкой, заинтересовать их в результативности учебно-воспитательного процесса. Для этого, по возможности, привлекая родителей к образовательному процессу (посильная и добровольная помощь в подготовке наглядных пособий, демонстрационных материалов для занятий), к воспитательным мероприятиям (новогодние праздники, итоговые мероприятия, участия в мастер- классах и мини- выставках).

  Приобретая опыт работы с детьми с ОВЗ, могу сказать, что лучший результат даёт не столько объём проделанной методической работы, сколько грамотно выстроенный психологический и педагогический подход к ней, который и гарантирует эффективность приложенных усилий. Дети с ОВЗ, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются, чуть больше чем другие, лишь в том, чтобы их поддержали - педагоги, семья, в которой они воспитываются. Только нужно чуть больше внимания, усердия, терпения и понимающего отношения. Очень радуют успехи развития учащихся, по наблюдениям, по диагностическим показателям (Приложение №1), которые можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностического педагогического контроля реализации программы

социально-гуманитарной направленности "БумМагия"

Вводный этап

педагогического контроля

Текущий этап

педагогического контроля

Итоговый этап

педагогического контроля

6 учащихся.

Из которых:

0 учащихся - оптимальный

уровень, что составляет 0%

2 учащихся допустимый

уровень, что составляет 33%

4 учащихся - недостаточный

уровень, что составляет 66%

6 учащихся.

Из которых:

0 учащихся - оптимальный

уровень, что составляет 0%

5 учащихся допустимый

уровень, что составляет 83%

1 учащийся

недостаточный уровень, что

составляет 16%

6 учащихся.

Из которых:

4 учащихся - оптимальный

уровень, что составляет 66 %

2 учащихся допустимый

уровень, что составляет 33%

0 учащихся недостаточный

уровень, что составляет 0%



  Анализ анкет родителей показывает положительную динамику психологических процессов у обучающихся: улучшается память, логическое мышление, развивается мелкая моторика (ловкость пальцев), увеличивается словарный запас. (Приложение №2)

  Убеждена, что каждый ребенок обучаем, но важно понимать, что не нужно любыми путями и средствами стремиться к высокой успеваемости, большей ценностью для педагога для работы с детьми с ОВЗ, является привитие в ребенке общечеловеческих ценностей, норм поведения, навыков самообслуживания, формирование адекватного самовосприятия.

  На достигнутом останавливаться не планирую - в планах совершенствовать знания и

умения. В перспективе - создание программы на два года обучения с целью достижения

более значимых результатов, в том числе участие и в конкурсных мероприятиях.

  Дети с ОВЗ, так же как все дети, могут жить в мире красоты, доброты, творчества, фантазии. Создать педагогические условия для этого на своих занятиях - задача педагога. Педагог, обучающий таких детей - это непросто профессия, это особое предназначение.

Список литературы:

Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С.Никольская, Е.Л.Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).

Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А.Р.Маллер. - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.

Загнибеда А.В. Обобщение педагогического опыта. – ГАУДО РК «РЦДО», 2020. – 24 с.

Федеральный закон от 21.12.2-12 г №272- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» /Российская газета, №303 /

















































Приложение №1

Этапы педагогического контроля и итоговой аттестации учащихся

  Целью педагогического контроля и аттестации учащихся является оценка качества усвоения содержания программы в процессе и по окончании реализации программы в соответствии с планируемыми результатами освоения программы.

Критерии оценки освоения программы:

  Освоение программного материала учащимися оценивается по практическим и теоретическим заданиям и оценивается по трем уровням - оптимальный, допустимый, недостаточный.

  Теоретическая часть проводится с использованием цветовых карточек белого, синего и красного цвета. Учащимся задаётся вопрос, даются три варианта ответа, при ответе на вопрос дети поднимают карточку определённого цвета. Результат записывается педагогом.

  Практическая часть оценивается при наблюдении.

Оптимальный уровень - Учащийся творчески планирует выполнение работы. Самостоятельно и полностью использует знания программного материала. Правильно и аккуратно выполняет задания. Умеет пользоваться наглядными пособиями и дидактическим материалом. Соблюдает правила при работе с инструментами. Высокий уровень теоретических знаний по программе.

Допустимый уровень - Правильно планирует выполнение работы. В основном самостоятельно использует знания программного материала. В основном правильно и аккуратно выполняет задания.

Умеет пользоваться наглядными пособиями и дидактическим материалом. Забывает соблюдать правила при работе с инструментами. Средний уровень теоретических знаний по программе.

Недостаточный уровень - Допускает ошибки при планировании и выполнении работы. Не может самостоятельно использовать значительную часть программного материала. Допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания. Затрудняется использовать наглядные пособия и дидактический материал. Не соблюдает правила при работе с инструментами. Низкий уровень теоретических знаний по программе.

Теория

Практика

Всего баллов

Уровень освоения учебного материала

3 балла

3 балла

6-5 баллов

О

2 балла

2 балла

4- 3 балла

Д

1 балл

1 балл

менее 2 баллов

Н

Этапы педагогического контроля

Вид

Цель

Содержание

Форма проведения

1

Вводный

Проверка теоретических

знаний и практических

навыков учащихся по модулю 1 «Оригами».

История развития искусства «Оригами»,

приемы работы, базовые формы и

условные обозначения в «Оригами».

Выполнение работы по предложенной схеме

Тест.

Практическое задание.

2

Текущий

Проверка уровня

усвоения учащимися

практических умений и

навыков по модулю 2

«Способы соединения деталей».

Подвижные соединения. Выполнение

разметки по шаблону и трафарету. Выполнение подвижных соединений.

Тест.

Практическое задание.

3

Итоговый

Проверка теоретических

знаний учащихся и

практических навыков по модулю 3 «Бросовый материал».

Определение «Бросовый материал», приёмы работы с «Бросовым материалом». Оформление картонной основы цилиндрической формы.

Тест.

Практическое задание.

Приложение №2

Анкета по выявлению удовлетворенности родителей

работой педагога дополнительного образования МАУДО "ДТДиУМ"

за 2019-2020 учебный год

педагог - Уханова Надежда Николаевна

программа - "БумМагия"

Входе анкетирования были опрошены 6 (100%) родителей детей, посещающих занятия по программе "БумМагия".


Вопросы

да

нет

затрудняюсь ответить

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1

Наблюдается ли динамика в развитии памяти, мышления Вашего ребенка?

6

100

0

0

0

0

2

Наблюдается ли динамика в развитии ловкости пальцев Вашего ребенка?

6

100

0

0

0

0

3

Увеличивается ли словарный запас Вашего ребенка?

6

100

0

0

0

0

4

Совпали ли результаты работы педагога с ожидаемыми вами результатами?

6

100

0

0

0

0

5

Довольны ли вы работой педагога?

6

100

0

0

0

0

6

Получаете ли вы полную информацию от педагога по вопросам развития мелкой моторики рук ребенка (в виде консультаций, рекомендаций, бесед)?

6

100

0

0

0

0

7

Удовлетворены ли вы взаимоотношениями педагога с вами?

6

100

0

0

0

0

8

Считаете ли вы педагога компетентным педагогом?

6

100

0

0

0

0

9

Удовлетворены ли вы достижениями, успехами вашего ребенка?

6

100

0

0

0

0


  По результатам анкетирования удовлетворенности родителями детей, обучающихся по программе "МагияБумаги" можно сделать вывод, что из 60 ответов на вопросы, 60 ответов были положительными (100%).



Фотографии с занятий педагога Ухановой Надежды Николаевны

по программе социально-гуманитарной направленности "БумМагия".



t1675028020ag.jpg



t1675028020ah.jpg t1675028020ai.jpg t1675028020aj.jpg



t1675028020ak.jpg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации