Из опыта работы учителя-логопеда «Компенсация дефекта у детей с нарушением зрения через здоровьесберегающие технологии»
Из опыта работы учителя-логопеда
«Компенсация дефекта у детей с нарушением зрения через здоровьесберегающие технологии»
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования.
Качество дошкольного образования во многом зависит от наличия здоровьесберегающих и здоровье укрепляющих составляющих. Предполагается интеграция их в любые формы и методы совместно-развивающей деятельности с целью сбережения и охраны здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии специфичны для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей.
Я работаю в специальной группе для детей с нарушением зрения, а именно с косоглазием, амблиопией и тяжелыми нарушениями зрения.
В этой связи актуальной проблемой в работе с детьми с нарушением зрения является улучшение офтальмологического хода глазного заболевания через использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
Цель: компенсация дефекта у детей с нарушением зрения.
Задачи: создать максимально благоприятные условия для компенсации дефекта каждого ребенка, обогащения его социального опыта, приобщения к здоровому образу жизни.
Специфика моей работы заключается в том, что свою коррекционную работу я строю с учетом офтальмологического диагноза детей.
Врач-офтальмолог регулярно один раз в неделю проводит осмотр детей, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка. Дети получают лечение в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры.
Учитель-дефектолог дает рекомендации по проведению коррекционной работы индивидуально на каждого ребенка, отмечая следующие данные:
- Зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания;
- Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;
- Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;
- Офтальмологические требования при работе с наглядностью.
Вышеперечисленные рекомендации выполняются всеми педагогами, работающими с этими детьми.
Совместно-развивающая деятельность нашей группы предполагает создание единой системы работы врача-окулиста, медицинской сестры-ортоптистки, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, воспитателя с целью компенсации дефекта каждого ребенка.
Коррекционная работа с детьми с патологией зрения осуществляется в условиях естественного педагогического процесса.
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в моей работе с детьми с косоглазием и амблиопией является необходимой составляющей.
Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы:
- построение деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- учет потенциальных возможностей коррекционно-компенсаторного развития;
- применение наглядных приемов;
- широкое использование средств реалистичной наглядности;
- систематичность и последовательность;
- направленность деятельности детей на развитие их активности и самостоятельности;
- комплексный подход к решению задач развития речи;
результативность;
- стимулирование индивидуального восприятия наглядно предъявляемого материала каждым ребенком.
В процессе коррекционной работы осуществляется комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда, учителя-дефектолога, и воспитателя в системе совместной деятельности с детьми.
В работе с детьми данной категории есть ряд офтальмо-гигиенических требований к организации совместно-развивающей деятельности, которые должны соблюдать все участники коррекционно-развивающего процесса. К ним относится:
- Посадка детей за столами, либо работа у мольберта;
- Рассадка детей с учетом окклюзионного лечения;
- Наглядный материал закреплен на мольберте или доске, а не на весу;
- Размер наглядного материала;
- Контрастный фон;
- Использования подложек на столах детей при работе с раздаточным и картинным материалом;
- Снятие зрительного напряжения после работы с наглядностью;
- Наглядный материал не должен быть перегружен;
- Изображение должно быть приближено к реальному;
- Избегать ярких, неестественных цветов.
Соблюдение этих требований обязательны для всех участников совместно-развивающей деятельности.
Во время непосредственно образовательной деятельности к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход в зависимости от зрительного дефекта. Детям с низкой остротой зрения требуется рассматривание наглядного материала более длительное время, на более близком расстоянии. Необходимо следить, чтобы дети носили очки, оклюдоры. Ребенок с амблиопией выполняет задание при заклеенном глазе, который лучше видит, чтобы нагрузка падала на плохо видящий глаз.
Также важно отметить, что у детей с нарушением зрения выявлен ряд особенностей физического развития. У них чаще, чем у детей с нормальным зрением наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата и осанки, деформация нижней конечности стопы, заболевания сердечно-сосудистой системы.
У детей с амблиопией понижена острота зрения, у детей с косоглазием смещен угол зрения. В зависимости от заболевания, от степени ее выраженности детям приходится, фокусируя свой взгляд на определенном объекте, принимать вынужденную позицию, что приводит к нарушению опорно-двигательного аппарата и осанки.
Нарушение координированности движений, неловкость, скованность движений у детей обусловлено нарушением зрения.
Также из-за постоянной статической нагрузки у детей возможна деформация нижней конечности стопы.
По статистике у детей с нарушением зрения чаще, чем у детей с нормальным зрением, бывают заболевания сердечно-сосудистой системы.
В своей логопедической практике я использую здоровьесберегающие образовательные технологии, направленные на коррекцию и профилактику заболеваний:
Для уменьшения болезненных проявлений, для профилактики утомления глаз во время непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки проводится зрительная гимнастика. Упражнения позволяют снимать статическое напряжение с мышц глаз и способствуют развитию зрительно-моторной координации.
Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений. Упражнения включаются в непосредственно-образовательной деятельности, с текстом в соответствии с лексической темой или на изучаемый звук. Благодаря использованию пальчиковой гимнастики в практической деятельности происходит совершенствование мелкой и речевой моторики, происходит стимулирование речевого развития.
Динамические паузы в сочетании с речевым материалом помогают снимать статическое напряжение, развивать общую и речевую моторику. Физкультминутки также проводятся по лексическим темам. Их использование способствуют развитию общей моторики, повышению работоспособности, снятию мышечного напряжения, развитию координации движений, развитию экспрессивной речи.
Закаливание проводится в режиме дня с использованием чистоговорок и стихотворений на определенный звук с целью развития и укрепления иммунитета, и закрепления звука в речи детей.
Дыхательные упражнения. Используются в совместно-развивающей деятельности, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга, регуляцию нервно-психических процессов, улучшения работы сосудистой системы, профилактика простудных заболеваний.
Для достижения заметного здоровьесберегающего результата необходим комплексный и системный характер проводимой работы. Отдельные действия и мероприятия, не включенные в общую программу работы, могут дать лишь временный и незначительный эффект.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий возможна лишь в тесной взаимосвязи в работе всех специалистов.
Также хочется отметить участие родителей в лечебно-восстановительном процессе. Соблюдение офтальмологических требований, ношение очков и оклюдоров их детьми вне детского сада, выполнение рекомендаций, поможет детям восстановить и укрепить здоровье.
Данная система работы дает положительные результаты. Отмечается высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.
Говоря о результатах коррекционно - педагогической работы, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе, у детей с нарушением зрения повышается острота зрения, улучшается клиническая картина офтальмологического заболевания, бывают случаи отмены ношения очков.
Таким образом, использование здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми с нарушением зрения помогает компенсировать дефект зрения и улучшить офтальмологическую картину заболевания.