Статья «Из опыта реализации заключительного этапа проекта "Рабочие нового поколения" на базе колледжа»

0
0
Материал опубликован 27 December 2022

Быстров И.Г., преподаватель

ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»







Из опыта реализации заключительного этапа проекта «Рабочие нового поколения» на базе колледжа



Общеизвестно, что важнейшим фактором, влияющим на развитие экономики Челябинской области, является уровень квалификации рабочей силы. В промышленно развитых странах доля высококвалифицированных рабочих составляет сегодня 45% от числа трудящихся, в то время, как в Российской Федерации это всего лишь 5%. В октябре 2011 г. в Санкт-Петербурге на общероссийской научной конференции «Проблемы и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России» в выступлениях многих участников отмечались назревшие проблемы современного российского профессионального образования. В частности, в докладе президента Союза директоров учреждений НПО и СПО России В. Демина был сформулирован ряд «внутрисистемных проблем»: 1) возможности системы профессионального образования РФ не опережают потребности развивающейся российской экономики; 2) недостаточны темпы интеграции российского профессионального образования в мировую систему образования [6]. Для решения этих назревших проблем важнейшее значение приобретает развитие социального партнерства УПО и промышленных предприятий, ориентированных на современные производственные технологии.

В связи с внедрением в образовательный процесс учреждений профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), усложнением производственных и технических задач, которые призваны решать рабочие и специалисты, только тесное взаимодействие промышленных предприятий Челябинской области и учреждений профессионального образования может, на наш взгляд, способствовать подготовке высококвалифицированного рабочего (специалиста) нового поколения. Такого рабочего (специалиста), который действительно обладал бы необходимым набором профессиональных компетенций, на высоком уровне владел всеми видами профессиональной деятельности. Это взаимодействие с предприятиями необходимо как для насыщения УПО современным учебно-производственным оборудованием, для корректировки действующих профессиональных стандартов в связи с совершенствованием технологий производства, так и для повышения привлекательности социального статуса современного рабочего (специалиста).

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1663-р «квалифицированный профессионал, носитель знаний, становится главным источником инноваций, определяющих глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы» [5, 41]. В связи с этим обстоятельством учреждению профессионального образования, действующему в режиме развития, необходимо развернуть работу по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий обучения, ориентированных на результат: формирование у обучающегося (студента) общих и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления им своей профессиональной деятельности. Эти технологии могут удовлетворить потребность общества в адаптивной и гибкой рабочей силе, способной постоянно совершенствоваться.

В современной ситуации становятся все более актуальными:

подходы к определению целей и задач обучения как к результатам обучения, т.е. в центре то, чему человек научится и что он будет способен делать в условиях производства;

подходы к формированию содержания и организации обучения (обучающая среда, максимально приближенная к производственным реалиям).


Проект «Рабочие нового поколения» (далее РНП) был запущен в ряде регионов РФ в 2006 г. в рамках модернизации начального и среднего профессионального образования, реализовывался на принципах частно- государственного партнерства. Финансирование проекта направлялось на внедрение актуальных разработок Министерства образования и науки РФ, которые интегрировали успешный опыт отечественных образовательных учреждений СПО, корпоративный опыт российских предприятий системы «Группа ГАЗ» и передовые зарубежные практики [1, 23] . С 2008 г. в этом проекте участвовали три УПО г. Миасса: ФГОУ СПО «Миасский электромеханический техникум», ГОУ СПО «Миасский автомеханический техникум», ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 38», которые определили направление своей экспериментальной деятельности как «Моделирование системы социального партнерства учреждений профессионального образования и бизнес- сообщества в целях обеспечения качества подготовки рабочих и специалистов в рамках проекта «Рабочие нового поколения». Основным социальным партнером для УПО г. Миасса в этом эксперименте выступил ОАО «Автомобильный завод «Урал».

Под рабочими нового поколения понимались при этом «профессионально компетентные выпускники, способные внедрять и обслуживать новые производственные технологии, владеть навыками самообучения и современными методами контроля качества продукции»[3]. Основная цель проекта была заявлена как «разработка и апробация новых моделей начального и среднего профессионального образования, способных обеспечить подготовку рабочих и специалистов «нового поколения» с последующим распространением успешного опыта в рамках системы профессионального образования РФ».

В реализуемом эксперименте, который в течение 2008-12 гг. прошел три основных этапа, приоритетными направлениями были:

актуализация содержания образования НПО и СПО;

внедрение новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования;

подготовка рабочих, владеющих двумя-тремя смежными специальностями, инструментами системы "бережливого производства", со сроком полной адаптации к производственным реалиям предприятий группы «ГАЗ» не более 1 месяца;

развитие кадрового потенциала УПО и актуализация технологий обучения на основе ИКТ;

оптимизация профессионально-квалификационной структуры подготовки обучающихся и сертификация квалификаций;

модернизация материально-технической базы УПО.


В рамках проведенной экспериментальной деятельности был накоплен положительный опыт, но сроки эксперимента были завершены в декабре 2012 г. Учитывая это обстоятельство, созданное образовательное учреждение Миасский машиностроительный колледж, как правопреемник выше названных УПО, мог бы продолжить свою деятельность в статусе «модельная площадка», который присваивается приказом Министерством образования и науки Челябинской области. Целью деятельности «модельной площадки» является распространение инновационных практик в области развития современных моделей образовательных учреждений и инновационных моделей организации образовательного процесса, полученных в результате опытно-экспериментальной работы. На основании сложившейся ситуации промышленно-экономического развития Миасского городского округа, учитывая достигнутые результаты экспериментальной работы выше названных образовательных учреждений г. Миасса, назрела необходимость создания региональной организационной структуры на основе государственно-корпоративного партнерства - образовательно-производственного кластера «Автомобилестроение».

Весьма продуктивным в этом плане представляется тесное взаимодействие исполнительной власти регионального и местного уровня, учреждений профессионального образования г. Миасса и представителей бизнеса Миасского городского округа. На наш взгляд, в данный кластер могли бы войти: Министерство образования и науки Челябинской области, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Главное управление по труду и занятости Челябинской области, ЧРОР «ПРОМАСС», ООО УК «Группа «ГАЗ», ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ», Челябинский ИРПО, ряд промышленных предприятий Миасского городского округа и Миасский машиностроительный колледж (МиМК).

Предлагаемая организационная структура позволила бы решить ряд важных для УПО и промышленных предприятий задач:

Сформировать кадровый заказ предприятий на 2013-2014 годы с учетом количественных и качественных показателей, где количественные показатели – количество требуемых в городе Миассе и Челябинской области выпускников по подготавливаемым в МиМК профессиям (специальностям).

Определить из уже заявленных в проекте «Рабочие нового поколения» профессий и специальностей наиболее востребованные для новой стадии реализации проекта «Рабочие нового поколения».

Определить разноуровневые источники финансирования данного проекта, в том числе с привлечением региональных и федеральных ресурсов, включая возможности действующих проектов на территории РФ для получения грантов и субсидий;

Создать на базе колледжа современный учебный центр, аналогичный Центру технического обучения HAAS, оснащенный новейшими обрабатывающими центрами и вспомогательными средствами обучения;

Проводить постоянный мониторинг реализации проекта, используя опыт данной процедуры, полученный в процессе реализации программ областных ресурсных центров.

Для успешной реализации ключевых задач четвертого этапа проекта наш колледж мог бы быть дооснащен в 2013-14 гг.: современными образцами учебно-производственного оборудования; новейшими учебными пособиями и комплектами учебно-дидактической и рабочей документации по подготавливаемым профессиям (специальностям); демонстрационными комплексами, стендами уровня FESTO и LUCAS NULLE, симуляторами высокотехнологичных аналогов производственных комплексов подобных интерактивным учебным классам EMCO .

Создание и функционирование в 2013 году образовательно-производственного кластера «Автомобилестроение» и модельной площадки на базе Миасского машиностроительного колледжа для дальнейшей реализации проекта «Рабочие нового поколения» будет способствовать:

успешному внедрению в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов с учетом реальной потребности предприятий Миасского городского округа;

качественной подготовке рабочих и специалистов на базе вновь созданного колледжа с использованием накопленного корпоративного опыта предприятий группы ГАЗ;

созданию в колледже информационной образовательной среды, учитывающей особенности маркетингового подхода к практической подготовке студентов;

решению кадровых проблем ряда ключевых предприятий Миасского городского округа.

Функционирование кластера «Автомобилестроение» поможет колледжу более адекватно реализовывать государственный заказ на подготовку рабочих и специалистов для Миасского городского округа, решать проблемы социальной и профессиональной адаптации выпускников.



Список литературы

Авдеенко Н.О., Береславская Н.С. Бережливое производство. Основы: Учебное пособие / Н.О. Авдеенко, Н.С. Береславская. – М.: Маркет ДС, 2008. - 352 с.

Бодров, А.Н. Инновационная деятельность как основа подготовки квалифицированных специалистов/ А.Н. Бодров// ПО. Столица. – 2011. – Прил. «Науч. Исследования в образовании». – № 4. – С.8 – 13.

Буяндуков, Н.И. Сущность проекта «Рабочие нового поколения» в аспекте философии “бережливого производства”// ………..

Ильязова, М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований// ПО. Столица. – 2008. – № 1. – С. 28-32.

Петрова, Т.А. Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов в системе социального партнерства// Инновационное развитие профессионального образования: Научно-практический журнал. – 2012. – № 1(01).– С. 41-47.

Пресс-релиз V1 всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России»: Санкт-Петербург, 1.11. 2011 г. - Электронный ресурс: режим доступа http://www.academspb.ru/cat/view.php?id0=27

Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ Авторы-составители: Блинов, В.И. и др. – Выпуск 1. – М.:ФИРО, 2010.

Тебенькова, Е.А. Кластерные структуры в учреждениях НПО-СПО/ Е.А. Тебенькова// ПО. Столица. – 2011. – № 5. – С.22-24.

Федосеева, З.А. Научно-методическое сопровождение процессов внедрения ФГОС начального и среднего профессионального образования на территории Челябинской области// Инновационное развитие профессионального образования: Научно-практический журнал. – 2012. – № 1(01).– С. 47-51.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации