Статья «Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения на уроках математики»

4
0
Материал опубликован 23 February 2021 в группе

ЭФФЕКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Максименко Нина Валерьевна

преподаватель математики 1 категории,

КГБ ПОУ «Хабаровский техникум транспортных технологий

имени Героя Советского Союза А.С. Панова», г. Хабаровск

E-mail: nina_maksimenko@mail.ru



АННОТАЦИЯ


Данная статья написана на основе личного опыта применения эффективных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС на уроках математики в СПО.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

Цель данной статьи – рассказать о личном опыте использования эффективных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения на уроках математики. Как показывает практика преподавания, их использование в учебном процессе показывает высокую эффективность. Это видно по итогам успеваемости, вовлеченности студентов в процессе обучения, проявление их интереса во время урока, интереса к проектной деятельности.



ВВЕДЕНИЕ


Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Использование в процессе обучения новых образовательных технологий позволяет разнообразить образовательную среду и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Задача педагога – превратить традиционное обучение в процесс развития личности, подобрать соответствующие методы и приемы.

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлен в сентябре 2021 года. В условиях реализации стандарта необходимо использовать эффективные образовательные технологии, позволяющие всегда достигать поставленные цели. Уроки должны стать проблемными, а обучающиеся – активно вовлечены в исследовательскую и творческую деятельность.

Выбор технологии зависит от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.

Я столкнулась с важной проблемой – в СПО приходят дети с низкой математической грамотностью. Причин этому много. Я хочу обратить внимание на одну из них – низкая учебная мотивация студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования.

Я хочу поделиться своим опытом использования новых образовательных технологий в СПО. На каждом уроке я ставлю перед собой цель не только выполнение образовательной программы, но и – повышение мотивации к обучению, стремления студентов к творческому и практическому применению своих знаний. Учитывая все эти факторы, выбор современных технологий очень важен.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных является информационно-коммуникационная технология. В учебном процессе я использую следующие виды ИКТ:

- электронные учебники, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

- онлайн-тесты от Videouroki.net;

- образовательные ресурсы интернета;

- видео и аудиотехника;

- научно-исследовательские работы и проекты;

- интерактивная доска.

На уроках использую информационную систему «Система электронного обучения», которая работает на базе техникума. Данный электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине «Математика» для профессиональных образовательных организаций.

В состав ЭУМК входят:

- электронный учебник с интерактивной навигацией и словарем;

- интерактивные тренировочные задания: 171 упражнение, помогающее сформировать профессиональные навыки и подготовиться к итоговому контролю знаний;

- контрольно-оценочные средства: 671 задание, позволяющее организовать текущий и итоговый контроль знаний с визуализацией результата.

ЭУМК удобен в использовании, студенты проявляют интерес и проявляют большую активность на уроках.

Очень удобно использовать ЭУМК на интерактивной доске, когда обучающиеся индивидуально или совместными усилиями выполняют задания, или преподаватель объясняет новую тему (актуализирует знания). По сравнению с работой с презентациями, есть возможность оперативно открыть любую тему с интерактивной навигацией и словарем.

В современных условиях при обучении на первый план выходят информационные технологии и дистанционные методы обучения. Электронные информационные и образовательные ресурсы обеспечивают полноценное освоение студентами образовательных программ среднего образования.

В процессе обучения я использую электронную образовательную среду Moodle. Данный ресурс обеспечивает быстрый доступ к информационным технологиям, расширяет возможности оперативного информационного взаимодействия преподавателя и студента за счет обратной онлайн или офлайн связи. Данную образовательную среду использую как для организации дистанционных курсов, так и для поддержки очного обучения. На Moodle размещаю следующие материалы: для студентов, имеющим пропуски занятий, дополнительные материалы для более углубленного изучения темы, домашние задания, видеоуроки и т. п. Студенты могут в любое время обратиться к любой теме курса для актуализации знаний, для подготовки к следующему уроку.

Система позволяет создавать огромное количество образовательных элементов и ресурсов, поэтому курсы в Moodle — это не просто набор лекций и заданий. Курс в системе Moodle, созданный преподавателем, выглядит как структура из дополняющих друг друга элементов, которые различаются по своему виду и назначению. Помимо стандартных элементов обучения, таких как лекции, задания и тесты, в системе Moodle я использую глоссарий, блоги, опросы, форумы, практикумы, которые помогают разнообразить процесс обучения.

Для всех элементов курса возможно оценивание, студент может видеть свои результаты (оценки или баллы). Преподаватель пишет отзыв о работе, указывает на ошибки (если таковые имеются). При наличии неудовлетворительной оценки обучающийся делает работу над ошибками и повторно отправляет выполненное задание на проверку.

Происходит обмен вложенными файлами с обучающимися (внутри каждого курса). В чате можно задавать появившиеся вопросы по изучаемой теме.

Также удобно использовать онлайн-тесты от Videouroki.net для проверки уровня усвоения студентами определенной темы. Перед прохождением теста обучающийся может ознакомиться с перечнем заданий, выполнить их, а потом уже начать прохождение теста, результат которого виден в виде оценки с указанием процента правильных ответов.

Хочу также обратить внимание на метод проектов. Работа над проектом стимулирует творчество студентов, побуждает их к самостоятельному поиску. Работа над созданием проекта – трудоемкая, требующая определенных умений и навыков. Моя задача – помочь обучающемуся с работой над проектом от выбора темы до прохождения каждого этапа проекта.

Есть опыт работы над созданием проекта по математике группой обучающихся. Здесь очень важно правильно распределить роли по выполнению каждого этапа. Роли распределяют сами студенты.

Предусмотрены консультации с обучающимися, на которых я оказываю необходимую помощь по созданию проекта. При этом я обращаю внимание студентов на то, что работа над проектом носит самостоятельный характер.

Есть обучающиеся, у которых нет опыта создания проектов. В данном случае работа преподавателя состоит в том, чтобы объяснить работу над каждым этапом. В данном случае время на консультации увеличивается, при этом студент получает опыт работы над проектом.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Обобщая мой опыт использования ИКТ, можно сделать следующие выводы:

- повышается мотивация студентов к обучению, пробуждается в них интерес к познавательной деятельности, повышается концентрация внимания на учебном процессе;

- используются более эффективные и современные методики преподавания, обеспечивается индивидуальный подход к каждому обучающемуся без временных и иных затрат;

- образовательный процесс становится более разнообразным и увлекательным;

- экономится время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;

- вносится вклад в формирование информационной грамотности студентов;

- вышла на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020

2. https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html

3. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronno-obrazovatelnogo-resursa-moodle-dlya-povysheniya-effektivnosti-i-kachestva-obucheniya-v-vuze

4. http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/sredstva-dlya-organizatsii-obucheniya/56-platformi-dlya-sdo/119-moodle

5. Бижова, Т. В. Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения, планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования / Т. В. Бижова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3066/ (дата обращения: 23.02.2021).

6. https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации