Конспект урока по русскому языку «Изложение с дополнительным заданием по тексту Э. Шима "Война с грибами"»
Конспект урока (изложение с дополнительным заданием)
Тема урока: изложение с дополнительным заданием по тексту Э. Шима «Война с грибами».
Цели урока:
Воспроизвести знания об основной мысли текста, типах речи, стиле речи, об орфографических и пунктуационных правилах.
Проверить сформированность у школьников умений сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, развивать навыки подробного пересказа текста.
Формировать логическое мышление, воспитывать заинтересовывать отношение к нравственным проблемам, формировать навыки работы с текстом.
План урока:
Постановка учебной задачи, определение способа действий (3 м.)
Вступительное слово учителя (1м.)
Выразительное чтение текста учителем (3 м.)
Комплексный анализ текста (25 м.)
Выступление обучающихся с докладами (10 м.)
Повторное чтение текста (3 м.)
Самостоятельная работа учащихся (написание изложения)
Ход урока.
Сегодня мы посвятим два урока написанию изложения с дополнительным заданием. Вспомните, что значит написать изложения с дополнительным заданием?
Во время прослушивания текста, подумайте, почему автор предлагает такой заголовок?
Внимательно прослушайте текст.
Война с грибами.
Едет по лесу телега, подпрыгивает, стучит колёсами по корням. Въезжаем в березняк. Тут просторно, светло. Половина листьев уже осыпалась. А они всё падают, падают... Птица качнёт ветку — и потекли с неё листья.
У берёзовых корней растут грибы-опёнки. Их много, растут целыми семьями, толпами. И все красавцы: как будто в солнечном загаре, как будто в весёлых веснушках. Края шляпок растрескались и завиваются колечком.
Все другие грибы дедушка собирает осторожно. Срезает ножичком. А опята он вырывает с корнем! С треском! Прямо десятками.
Я-то знаю, отчего он их не любит. Оттого, что они вредители. Нападают на больное дерево и губят его. И дедушка их собирает так, будто воюет с ними.
Вечером мы созываем гостей, мама жарит наши грибы в сметане. Когда сковородки очищены, мы с дедушкой перемигиваемся. Отомстили!
После прочтения текста обучающимся раздается текст.
Беседа по содержанию текста.
О чем текст?
Какие чувства вызвал у вас текст?
Какие проблемы подняты в тексте?
Определите тему текста.
Определите идею текста.
Что такое основная мысль текста? Давайте вместе определим основную мысль теста.
Какой вывод можно сделать, прочитав текст?
Работа над заголовком текста.
Обратимся к заголовку текста. Что отражает текста: тему или основную мысль?
Определение жанрово-стилистической принадлежности.
К какому стилю относится текст? Докажите.
Определите тип речи.
В каком жанре написан текст?
Какие языковые особенности вы заметили, соответствующие стилю текста?
Составление плана текста.
1.Э. Шим.
2.Лес.
3.Грибы-опенки.
4.Опят дедушка вырывает с корнем.
5.Почему дедушка не любит опят.
6.Отомстили!
Языковой анализ текста.
Словарная работа.
Приведите примеры слов, характеризующих, как растут грибы-опенки. Выпишите эти слова и определите их значение. (Работа по толковому словарю).
Семьи, толпы.
Орфографическая подготовка.
Березовых, грибы-опенки, ножичком, сковородки.
Пунктуационная подготовка.
Птица качнёт ветку — и потекли с неё листья.
Их много, растут целыми семьями, толпами.
Вечером мы созываем гостей, мама жарит наши грибы в сметане.
Работа над языковыми средствами текста.
Работа над началом композиционных частей
Идет по лесу телега…
У березовых корней…
Все другие грибы…
Я знаю, почему он их не любит…
Вечером мы созывали гостей…
Работа над морфологическими средствами
Употребление глагольных форм в тексте: употребление форм настоящего, прошедшего времени: идет, растрескались.
Выступления обучающихся с индивидуальными докладами о грибах, об авторе Э. Шиме.
Повторное чтение текста.
Учитель напоминает, что обучающимся необходимо будет вставить информацию из прослушанных докладов.
Самостоятельная работа учащихся (написание чернового и белового вариантов изложения.