Урок математики в 1 классе «Измерение длины отрезка. Сантиметр»
Методическая разработка урока
по математике
в 1 классе на тему:
«Измерение длины отрезка. Сантиметр»
Автор: учитель начальных классов
Илюшникова Ксения Викторовна
2017/2018 уч. г.
Цель урока - создание условий для овладения обучающимися знаниями о
величинах, длине, единицах измерения длины отрезка, способах измерения величины;
- ознакомить с использованием сантиметра для измерения длины; упражнять в измерении.
Оборудование – Презентация к уроку, геометрические фигуры с карточками букв слова
«длина», по 3 цветные ленточки для каждого ученика, индивидуальные карточки задания.
Планируемый результат:
Предметные умения:
- иметь представление о понятии "длина";
- уметь измерять длину отрезка разными способами (на глаз, наложением);
- уметь измерять длину отрезка мерами;
- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;
- знать единицу измерения длины - см;
- уметь строить в тетради отрезок заданной длины;
- уметь выполнять сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Добрый день, ребята!
-Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
- Настроение хорошее? Я желаю вам успешного дня, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать.
Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? Выскажите свои мысли
2. Постановка учебной проблемы
1. На доске дан числовой ряд, в каждое пустое окошко надо вставить карточку с выражением, которому подходит данное значение. Верно выполнив вычисления, мы получим слово.
6 | 8 | 9 | 4 | 5 | 3 | 10 |
4+2 о | 3+5 т | 2+7 р | 4+0 е | 1+4 з | 2+1 о | 5+5 к |
-Что такое отрезок? ( часть прямой линии, ограниченная двумя точками)
-А какие геометрические фигуры вы знаете?
2) На доске фигуры, различные по величине и цвету.
-Рассмотрите фигуры. Какое задание вы бы выполнили с этим рядом фигур? (обьединить в группы по размеру, цвету, форме).
- Выполните задания, которые вы предложили.
- Могу ли я утверждать, что фигура зеленого цвета >желтого?
- Какие из знакомых вам свойств предметов вы можете сравнить с помощью знаков" > ,<, =" ?
- Как вы думаете, существуют ли еще свойства предметов, которые вы можете сравнить с помощью этих знаков?
Работа в группах
Каждой группе я предлагаю взять фигуры. На обратной стороне фигуры записано слово, указывающая на свойство, которое необходимо изменить: цвет, форму, размер.
-Выполняя эти изменения, вы получаете цепочку из фигур. Верно расставив фигуры, мы получим слово, а проверим на доске. (ДЛИНА)
3. Формулирование проблемы, планирование
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Слышали ли вы это слово? - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое длина? Где можно найти значение этого слова? (В толковом словаре.)
-Давайте туда и заглянем.
ДЛИНА - это величина, протяженность чего-нибудь в том направлении. в котором две крайние точки линии. плоскости, тела лежат, в отличие от ширины, на наибольшем расстоянии друг от друга. Измерить стол в длину и в ширину, мера длины.
- Надо ли вам узнать, что такое длина? Слайд №1
- По какому плану будете работать?
1. Что такое "длина".
2. Можно ли сравнить длины.
3. Как измерить длину.
4. Каковы единицы измерения длины
- Для чего все это вам нужно знать?
4. Открытие нового знания
1. Выдвижение гипотезы.
- Какие у вас есть предположения, мысли?
- Подумайте, у каких предметов вы можете измерить длину?
- А у каких геометрических фигур?
- Докажите, почему.
- Каждый из вас имеет три цветные ленты. Как узнать, какая длиннее?
- Сравните длины этих полосок.
- Длина какой полоски больше, меньше?
- Какой способ сравнения длин вы использовали, чтобы ответить на вопрос?
- Сравните длины этих отрезков наложением.
- Длина какого отрезка больше, меньше?
- Какой способ сравнения вы использовали?
- Я вам предлагаю, используя какой-либо способ, сравнить длины отрезков на карточках.
- Как же вам сравнить длины этих отрезков, если ни один из известных способов не подходит? ( Нужна одна мерка)
- Выполните измерение.
- Можете ли вы теперь выполнить сравнение длин отрезков?
- Почему это стало возможным?
- Я тоже решила измерить длину отрезков на доске разными мерами.
- Можно ли сравнивать длины отрезков, измеренных разными мерами?
- Вы пришли к выводу, что нельзя измерять длину разными мерами.
Л юди издавна искали единую меру для измерения длины. Они использовали такие мерки, которые всегда были при себе: шаг, локоть, палец.
Самой распространённой единицей длины был локоть (Слайд №3) т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)
Кроме локтя применялись и другие : сажень, пядь Слайд № 4
Слайд № 5
Расстояние, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую называли « фут», что в переводе с английского означает « нога, ступня».
С лайд № 6 Дюйм
Пядь - Расстояние между кончиками большого и указательного пальцев одной руки
С лайд № 7 Ладонь
- В имени какого сказочного героя встречается мера длины? ( ДЮЙМОВОЧКА)
А кто помнит как появилась Дюймовочка? Давайте и мы посадим семя. ав конце урока посмотрим что у нас вырастет.
В сказке П.П. Ершова "Конек-Горбунек" встречаютмся мерки приописании главного героя. Давайте найдем их в тексте.
" Ростом только в три вершка
На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами.
А вы знаете, что:
1) в старину про самого умного говорили - семь пядей во лбу;
- про самого сильного - косая сажень в плечах.
- Как вы думаете, точны ли эти единицы измерения длины? Почему?
- Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания
- 1 группа - измеряет длину парты локтем;
- 2 группа - измеряет длину парты пядью.
- Почему получились разные результаты?
- Эти мерки были: одинаковые или разные?
- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками.
Сделайте вывод.
- Как вы думаете, существует ли самая точная единица измерения длины?
- Может быть кто-то из вас ее уже знает или слышал о ней?
- Самой точной единой единицей измерения длины стал 1 см.
У вас на парте лежит модель равная 1 см. Попробуйте при помощи этой модели измерить желтую ленточку. Какой результат получился? Когда мерка одна и результат у всех получился одинаковый. Удобно ли вам было измерять, прикладывая нашу мерку.
Для того, чтобы измерение длин было более удобное, придумали инструмент. А какой, вы узнаете отгадав загадку.
Загадка: Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? - … (линейка)
- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ)
1. Плотно накладывать линейку на бумагу.
2. Поставить точки, обозначающие начало и конец отрезка.
3. Соединить точки по линейке.
Формулирование правила Слайд № 9
-Что вы узнали о длине?
- На каком инструменте вы можете увидеть см?
- Значит, при помощи какого инструмента вы будете измерять длину отрезка?
Попробуйте рассказать, как правильно измерить длину отрезка при помощи линейки.
Первичное закрепление.
Работа по учебнику:
1) с.60 коллективная работа по рисункам учебника
2) работа в группах – 1 измеряют длину карандаша, 2 – длину болта, 3- длину отвертки.
5. Применение нового знания
Выполнение разноуровневых заданий.
1 уровень
Построить отрезки первый 4 см, а второй равный 2 см.
2 уровень
Построить отрезки первый 4 см, а второй на 2 см больше.
Проверьте себя.
6. Закрепление. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).
(Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)
7. Рефлексия учебной деятельности
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
- С какой единицей длины мы познакомились?
- Чему учились на уроке? Чему научились?
- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?
- Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».
8. Итог урока.
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
- Оцените свою работу. -У вас на столе ленты. Оцените цветом свою работу на уроке.
Ребята, посмотрите какое дерево у нас выросло. На улице зима и на деревце совсем замерзло. Давайте согреем его своим теплом и украсим его своими ленточками.
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.
-Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.
-Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.