Урок математики в 1 классе «Измерение длины отрезка. Сантиметр»

0
0
Материал опубликован 6 October 2020






















Методическая разработка урока

по математике

в 1 классе на тему:



«Измерение длины отрезка. Сантиметр»






Автор: учитель начальных классов

Илюшникова Ксения Викторовна







2017/2018 уч. г.



Цель урока - создание условий для овладения обучающимися знаниями о

величинах, длине, единицах измерения длины отрезка, способах измерения величины;

- ознакомить с использованием сантиметра для измерения длины; упражнять в измерении.

Оборудование – Презентация к уроку, геометрические фигуры с карточками букв слова

«длина», по 3 цветные ленточки для каждого ученика, индивидуальные карточки задания.

Планируемый результат:

Предметные умения:

- иметь представление о понятии "длина";

- уметь измерять длину отрезка разными способами (на глаз, наложением);

- уметь измерять длину отрезка мерами;

- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;

- знать единицу измерения длины - см;

- уметь строить в тетради отрезок заданной длины;

- уметь выполнять сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Ход урока:

1. Орг. момент.

- Добрый день, ребята!

-Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

- Настроение хорошее? Я желаю вам успешного дня, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? Выскажите свои мысли

2. Постановка учебной проблемы

1. На доске дан числовой ряд, в каждое пустое окошко надо вставить карточку с выражением, которому подходит данное значение. Верно выполнив вычисления, мы получим слово.

6

8

9

4

5

3

10

4+2

о

3+5

т

2+7

р

4+0

е

1+4

з

2+1

о

5+5

к


-Что такое отрезок? ( часть прямой линии, ограниченная двумя точками)

-А какие геометрические фигуры вы знаете?

2) На доске фигуры, различные по величине и цвету.

-Рассмотрите фигуры. Какое задание вы бы выполнили с этим рядом фигур? (обьединить в группы по размеру, цвету, форме).

- Выполните задания, которые вы предложили.

- Могу ли я утверждать, что фигура зеленого цвета >желтого?

- Какие из знакомых вам свойств предметов вы можете сравнить с помощью знаков" > ,<, =" ?

- Как вы думаете, существуют ли еще свойства предметов, которые вы можете сравнить с помощью этих знаков?

Работа в группах

Каждой группе я предлагаю взять фигуры. На обратной стороне фигуры записано слово, указывающая на свойство, которое необходимо изменить: цвет, форму, размер.

-Выполняя эти изменения, вы получаете цепочку из фигур. Верно расставив фигуры, мы получим слово, а проверим на доске. (ДЛИНА)

3. Формулирование проблемы, планирование

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Слышали ли вы это слово? - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое длина? Где можно найти значение этого слова? (В толковом словаре.)

-Давайте туда и заглянем.

ДЛИНА - это величина, протяженность чего-нибудь в том направлении. в котором две крайние точки линии. плоскости, тела лежат, в отличие от ширины, на наибольшем расстоянии друг от друга. Измерить стол в длину и в ширину, мера длины.

- Надо ли вам узнать, что такое длина? Слайд №1

- По какому плану будете работать?

1. Что такое "длина".

2. Можно ли сравнить длины.

3. Как измерить длину.

4. Каковы единицы измерения длины

- Для чего все это вам нужно знать?

4. Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотезы.

- Какие у вас есть предположения, мысли?

- Подумайте, у каких предметов вы можете измерить длину?

- А у каких геометрических фигур?


- Докажите, почему.

-t1601990097aa.gif Каждый из вас имеет три цветные ленты. Как узнать, какая длиннее?

t1601990097ab.gif



t1601990097ac.gif

- Сравните длины этих полосок.

- Длина какой полоски больше, меньше?

- Какой способ сравнения длин вы использовали, чтобы ответить на вопрос?

- Сравните длины этих отрезков наложением.

- Длина какого отрезка больше, меньше?

- Какой способ сравнения вы использовали?

- Я вам предлагаю, используя какой-либо способ, сравнить длины отрезков на карточках.

- Как же вам сравнить длины этих отрезков, если ни один из известных способов не подходит? ( Нужна одна мерка)


- Выполните измерение.

- Можете ли вы теперь выполнить сравнение длин отрезков?

- Почему это стало возможным?

- Я тоже решила измерить длину отрезков на доске разными мерами.

- Можно ли сравнивать длины отрезков, измеренных разными мерами?

- Вы пришли к выводу, что нельзя измерять длину разными мерами.

Лt1601990097ad.gif юди издавна искали единую меру для измерения длины. Они использовали такие мерки, которые всегда были при себе: шаг, локоть, палец.

Самой распространённой единицей длины был локоть (Слайд №3) т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца.    (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

t1601990097ae.gif

Кроме локтя применялись и другие : сажень, пядь Слайд № 4

t1601990097af.gif Слайд № 5

Расстояние, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую  называли  « фут», что в переводе с английского означает  « нога, ступня».

Сt1601990097ag.gif лайд № 6 Дюйм



Пядь - Расстояние между кончиками большого и указательного пальцев одной руки

Сt1601990097ah.gif лайд № 7 Ладонь

- В имени какого сказочного героя встречается мера длины? ( ДЮЙМОВОЧКА)

А кто помнит как появилась Дюймовочка? Давайте и мы посадим семя. ав конце урока посмотрим что у нас вырастет.

В сказке П.П. Ершова "Конек-Горбунек" встречаютмся мерки приописании главного героя. Давайте найдем их в тексте.

" Ростом только в три вершка

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами.

А вы знаете, что:

1) в старину про самого умного говорили - семь пядей во лбу;

- про самого сильного - косая сажень в плечах.


- Как вы думаете, точны ли эти единицы измерения длины? Почему?

- Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания

- 1  группа -  измеряет длину парты локтем;

- 2 группа - измеряет длину парты  пядью.

- Почему получились разные результаты?

- Эти мерки были: одинаковые или разные?

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками.

Сделайте вывод.

- Как вы думаете, существует ли самая точная единица измерения длины?

-t1601990097ai.gif Может быть кто-то из вас ее уже знает или слышал о ней?

- Самой точной единой единицей измерения длины стал 1 см.

У вас на парте лежит модель равная 1 см. Попробуйте при помощи этой модели измерить желтую ленточку. Какой результат получился? Когда мерка одна и результат у всех получился одинаковый. Удобно ли вам было измерять, прикладывая нашу мерку.

Для того, чтобы измерение длин было более удобное, придумали инструмент. А какой, вы узнаете отгадав загадку.

Загадка: Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? - … (линейка)

- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ)

1. Плотно накладывать линейку на бумагу.

2. Поставить точки, обозначающие начало и конец отрезка.

3. Соединить точки по линейке.


Формулирование правила Слайд № 9

-Что вы узнали о длине?

- На каком инструменте вы можете увидеть см?

- Значит, при помощи какого инструмента вы будете измерять длину отрезка?

Попробуйте рассказать, как правильно измерить длину отрезка при помощи линейки.

Первичное закрепление.

Работа по учебнику:

1) с.60 коллективная работа по рисункам учебника

2) работа в группах – 1 измеряют длину карандаша, 2 – длину болта, 3- длину отвертки.

5. Применение нового знания

Выполнение разноуровневых заданий.

1 уровень

Построить отрезки первый 4 см, а второй равный 2 см.

2 уровень

Построить отрезки первый 4 см, а второй на 2 см больше.

Проверьте себя.

6. Закрепление. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).

(Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)


7. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)

- С какой единицей длины мы познакомились?

- Чему учились на уроке? Чему научились?

- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?

- Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».

8. Итог урока.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.


- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

- Оцените свою работу. -У вас на столе ленты. Оцените цветом свою работу на уроке.

Ребята, посмотрите какое дерево у нас выросло. На улице зима и на деревце совсем замерзло. Давайте согреем его своим теплом и украсим его своими ленточками.

-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.

-Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.

-Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.