Изучение профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»
Изучение профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»
Воропаева Екатерина Владимировна, мастер производственного обучения
ТОГАПОУ «Промышленно технологический колледж»
При разработке структуры профессиональной образовательной программы СПО для работников индустрии питания определено, что в соответствии с требованиями профессионального стандарта специалист должен демонстрировать способность и готовность, т.е планировать, организовывать и контролировать производственные процессы, во-вторых, готовить и оформлять сложные блюда с учетом требований качества и безопасности процесса приготовления и готовой продукции для различных категорий потребителей. Для освоения этих профессиональных компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных функций.
1.Теоретические основы профессиональной компетентности
Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений.
Освоение совокупности профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и составляющих модули обучения, становится целью образовательной программы. Таким образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие обязательный объем знаний, умений и практического опыта, обязательного для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют специальные дисциплины.
Модульный подход к обучению, основанный на компетенциях, предусматривает разработку модульной профессиональной образовательной программы на основе отражения требований профессионального стандарта в целях и содержании образовательной программы, что предполагает изменение целей, содержания обучения и способов управления деятельностью по освоению компетенций.
Реализация модульных образовательных программ, основанных на компетенциях, требует иного подхода к организации учебного процесса, основной особенностью которого становится практико-ориентированное обучение и самостоятельная работа студентов.
2.Самостоятельная работа студентов в модульных программах
Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, учитывала уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности студентов, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования.
Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.
Под самостоятельной учебной работой следует понимать любую организованную мастером производственного обучения активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленных целей. Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённых целей, с другой стороны – форму проявления познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами задания на учебной практике, которое, в конечном счёте, приводит его к получению совершенно нового знания. Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задаче;
- формирует у студента необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённых познавательных задач;
- вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации.
Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у студентов, особенно на первом курсе, когда необходимо научить студентов правильно ставить учебные цели. Студентам необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, развивать мышление и функции понимания, осмысливания, нового на базе старого.
В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, мастеру п/о следует акцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики.
Именно в ней проявляется мотивация студентов, его целенаправленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. Все эти характеристики соответствуют требованиям, которые выдвигают работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания; профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские способности.
Освоение профессиональных компетенций у студентов по профессии «Повар, кондитер» невозможно без с соблюдением следующих условий: правильно подобранных методов обучения, таких как (репродуктивных демонстрациях; проблемно-поисковых постановка практических и ситуационных задач; анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе практики; обсуждение разработанных вариантов), обеспечивающих оптимизацию достижение целей; материально-технического обеспечения уроков учебной практики по профессии «Повар, кондитер»).
Материально-техническая база профессионального образования имеет первостепенное значение для формирования профессиональных компетенций выпускников, востребованным работодателем. Так, в учебном цехе рабочие места студентов отвечают требованиям правил безопасности труда, санитарии, гигиены и пожарной безопасности. Создан методический и дидактический материал по всем разделам профессионального модуля. При прохождении учебной практики все студенты обеспечиваются индивидуальными рабочими местами. Учебный цех укомплектован необходимым оборудованием, инструментами, посудой, инвентарем: паровектомат, электрическими плитами, шоковая заморозка, холодильным оборудованием, весовым оборудованием и т. д. Наличие продуктов в соответствии с перечнем учебных работ для отработки трудовых приемов. У Оснащенность рабочих мест для проведения учебной практики предусматривает возможность приобретения профессиональных умений и навыков в соответствии с профессиональными компетенциями. Только мастер производственного обучения может обеспечить формирование данных компетенций на достаточном уровне. В связи с этим особое значение имеет компетентностная модель мастера производственного обучения профессии «Повар, кондитер».
Профессиональная мобильность.
Мобильность исходное понятие (от лат. mobiles – «подвижный» означает подвижность, готовность к быстрому выполнению заданий. Из этого следует, что профессиональная мобильность – это готовность и способность к быстрой смене выполняемых функций, а также специальностей в рамках одной профессии (повар, кондитер, технолог, официант), способность быстро осваивать новые профессии. В психологическом словаре она определяется так же, как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности. Практика играет большую роль в формировании профессиональных компетенций студентов, которая заключается в его специфических особенностях в части содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения.
Основной формой организации учебной практики является занятие. Характерная особенность учебной практики – это целенаправленная учебно-производственная деятельность студентов на протяжении всего занятия. Для этого разрабатывают весь ход урока, подготавливаются необходимые приспособления, проверяется комплектность и исправность необходимого технического оборудования, определяется и конкретизируется деятельность студентов на каждом этапе учебного занятия. Так же разрабатываются и применяются инструкционно-технологических карт, тестовых заданий. Эти задания побуждают студентов проверить свои знания, приучают к самоконтролю, заставляют обращаться к технической литературе, к мастеру производственного обучения, к более сильному в учебе студенту.
Понятное, доступное объяснение, демонстрирование приемов выполнения технологических операций по приготовлению блюд – все это позволяет студентам успешно овладеть специальными навыками и умениями. Это имеет важное значение для развития самостоятельности, мобильности, творческих способностей у студента. В целом все это работает на профессиональную компетентность.
Везде нужны квалифицированные специалисты, отвечающие требованиям работодателей, быть мобильными, коммуникабельными, умеющими адаптироваться во всех условиях, быть компетентными.
Студент приобретают опыт общения, исследовательской поисковой деятельности, опыт творческого решения задач.
Эти влияния обеспечиваются созданием в процессе обучения ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуационных задач и их разрешения. Они являются необходимым условием развития мышления студентов и эмоциональным средством в процессе обучения.
В данном случае уделяется большое внимание на профессиональную мыслительную деятельность студента.
Существует направленное создание специальных ситуаций на поиск ошибок. На этой идее построен метод опоры на ошибки.
Особый интерес среди ошибок, вызывают ошибки допущенные в профессиональной деятельности, разбор которых позволяет организовать более глубокое и осознанное усвоение профессионального обучения.
Творческая деятельность студентов, как главная форма профессиональной компетентности.
В нашей работе творческое отношение ко всему происходящему, это неотъемлемая часть учебного процесса.
Творчество должно начинаться с первых уроков учебной практики.
Показываю блюдо с правильной и неправильной технологией приготовления, делаю акцент на культуру и эстетику приготовления, студенты видят разницу и что очень важно соглашаются со мной в этом направлении.
При приготовлении первых блюд учу студентов правильности и соблюдении технологии приготовления, а когда этот процесс будет пройден, здесь уже можно переходить к творческой инициативе. Для оригинальности и неповторимости вкуса можно добавить что-то свое «авторское»
Творчески можно подойти и к приготовлению самого простого блюда.
Студенты в свою очередь предлагают свои варианты приготовления, мне очень нравится такое направление студентов, когда они становятся на творческий поиск, это начало, но оно постепенно будет переходить в профессионализм и творчество.
На мой взгляд, в условиях рыночной экономики качественное решение задач развития профессиональной компетентности будущих рабочих и специалистов обеспечит их успешную и профессиональную социальную адаптацию. Этим и вызван интерес к проблеме развития профессиональной компетентности студентов.
Таким образом, анализируя показатели, можно сделать вывод, что занятия УП в формировании профессиональной компетентности студентов имеют огромное значение, поскольку на занятиях учебной практики они приобретают практические навыки, принимают решения в стандартных и нестандартных ситуациях, необходимые для работадателя.
Список используемой литературы
1. Базаров Т.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций —Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста. Беспалов Б.И. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» в деятельностной психологии человека Гайнеев Э.Р. Компонентностный подход в реализации ФГОС //Методист. — № 8. — 2013. — С. 44.
2. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-ФЗ — [Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования Козырева О.А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия // Вестник Томского государственного педагогического университет. —Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подход — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sinncom.ru/conten.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL
4. Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария «повар, кондитер» учебник профессионального образования 2006
5. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления (текст) Екатеринбург,
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии (текст)/ Беспалько В.П. – м , Педагогика, 1989 г – 190 с.
Воспитательная деятельность педагога (Текст): учебное пособие для студ. высш. учеб .завед., И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д. Полянов, Н.Л. Селиванова. – Академия, 2005. – 336 с.
7. Концепция модернизации российского образования до 2020 года, 6. Новые педагогические исследования (Текст),
8. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе (Текст) – Педагогическое общество России: Ноосфера,
9. .Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, библиотека федеральной программы развития образования, «Издательский дом Новый учебник», 2004 год.