Урок математики в 3 классе на тему «Деление с остатком»
Тема: Изучение деления с остатком в начальной школе.
В основе разъяснения смысла деления с остатком лежит теоретико-множественная трактовка определения: «Разделить с остатком целое неотрицательное число a на натуральное число b - значит найти целые неотрицательные числа q и r, что a = bq + r и 0 < r < b».
Деление с остатком вводится после внетабличного умножения и деления и является подготовкой к письменному делению многозначных чисел.
Для того чтобы учащиеся хорошо усвоили новый материал, им необходимо знать из ранее пройденного такие вопросы: 1) смысл деления; 2) табличные случаи деления без остатка.
ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ темы «Деление с остатком»:
I этап:
Цель- ознакомить с конкретным смыслом деления с остатком, опираясь на предметные действия.
На этом этапе решаются практические задачи на деление с остатком, вводится форма записи деления с остатком. Все задачи решаются практически.
На этом уроке уч-ся убеждаются в том, что большее число всегда можно разделить на меньшее, только иногда при делении получается остаток.
При подборе практических заданий для разъяснения смысла деления с остатком лучше использовать ситуации, связанные с делением по содержанию, так как процесс этого деления можно показать не только на предметных множествах, но и иллюстрировать.
Первую задачу целесообразно подобрать так, чтобы она носила проблемный характер. Причем решение задачи желательно сопровождать практической демонстрацией.
Рассмотрим конкретные примеры:
1.
2.
В результате практической работы с демонстрационным материалом дети убеждаются в том, что иногда при делении могут остаться предметы
- Для ответа на вопрос задачи 1 надо узнать, сколько раз по 5 содержится в 14.
- В 14 содержится 2 раза по 5 и еще остается 4.
Выполненные действия переводятся на язык математических знаков:
- Сколько было мячей? (14) Запишем это.
- Что мы делали с мячами? (Раздавали игрокам по 5 штук в каждому).
- Значит, делили.
14:5
- Скольким игрокам смогли раздать? (2) Сколько мячей осталось? (4). Решение записывают так:
14:5 = 2 (ост. 4)
При знакомстве с формой записи деления с остатком важно обратить внимание на то, что обозначает каждое число в этой записи.
При знакомстве с делением с остатком вводится новый вид записи действия деления – «уголок»
II этап:
Цель - на основе наблюдений подвести детей к выводу: остаток при делении всегда меньше делителя.
В качестве подготовки можно использовать следующие упражнения:
1) Повторить ряды чисел из таблицы умножения, делящиеся на данное число («Назовите числа, которые делятся на 2 без остатка»).
2) Можно провести игру: учитель называет подряд числа от 1 до 30. Уч-ся внимательно слушают его и, когда он называет число, делящееся без остатка, например на 3, поднимают руку или хлопают в ладоши.
Для раскрытия соотношения между делителем и остатком в учебниках предлагаются следующие задания:
Одновременно учитель заполняет таблицу:
Делитель | Остатки |
2 | 0, 1 |
3 | 0, 1,2 |
Ученики замечают, что при делении на 2 в остатке получается 0 или 1; при делении на 3 остатки могут быть равны 0, 1 или 2.
На основании знания таблицы деления ученики выполняют деление нескольких последовательных чисел на 4, 5 и продолжают заполнение таблицы:
Делитель | Остаток |
2 | 0, 1 |
3 | 0, 1,2 |
4 | 0, 1, 2, 3 |
5 | 0, 1,2,3,4 |
- Сравните делитель и остатки и сделайте вывод.
Упражнения для закрепления:
III этап:
Цель - познакомить с приемом подбора, делимого для нахождения частного и остатка.
Подготовительные упражнения:
1) Назови все числа, которые без остатка делятся на 2, на 3 и т.д.
2) Среди данных чисел выбери числа, которые без остатка делятся на 5, на 7 и т.д.
3) Назови число, ближайшее к числу 60, которое меньше, чем 60, и делится на 9 без остатка.
4) Среди данных чисел 45, 46, 47 выбери ближайшее к числу 48 число, которое меньше, чем 48 и делится на 5 без остатка.
Введение приема:
На этом этапе вводится знакомство с алгоритмом проверки деления с остатком:
IVэтап:
Цель - познакомить учащихся с приемом подбора частного при делении с остатком.
Прием, с которым знакомятся ученики (подбор такого числа, при умножении которого на делитель получается число, близкое к делимому), более трудоемкий, чем прием подбора делимого. Однако многократное умножение частного на делитель способствует запоминанию таблицы умножения.
Например:
V этап:
Цель - познакомить учащихся со случаем деления с остатком меньшего числа на большее.
С этой целью предлагаются задачи:
Решая задачи, учащиеся приходят к выводу, что при делении меньшего числа на большее частное равно 0, а остаток равен делимому.
В некоторых учебниках этот этап даётся учащимся с опорой на прием подбора делимого:
VI этап:
Цель - познакомить учащихся со способом проверки деления с остатком.
В качестве подготовки надо вспомнить правило проверки деления умножением. Анализируя образец в учебнике, ученики высказывают свои предположения о проверке деления с остатком.
Выясняется, что для проверки деления с остатком надо сравнить остаток с делителем: если остаток больше делителя, то деление выполнено неправильно; если остаток меньше делителя, то частное надо умножить на делитель и прибавить остаток. Если полученное число равно делимому, то вычисления выполнены правильно.
Заключение.
Деление с остатком – случай, который при решении практических задач встречается гораздо чаще, чем деление без остатка. Поэтому знакомство с ним имеет большое практическое значение хотя бы в этом смысле. Это важно ещё и потому, что в школьной практике дети, постоянно встречаясь только со случаями деления без остатка (в течение всей работы над темой «Умножение и деление в пределах 100»), часто приходят к убеждению, что, например, 8 разделить на 3 вообще нельзя. Если на практике им приходится сталкиваться с такой задачей, то они теряются и не знают, что делать. Поэтому нужно сделать всё для того чтобы такие задачи не «пугали» детей, и чтобы они в дальнейшем не объясняли «опечаткой» в условии задания такие случаи деления.
Деление с остатком нужно хорошо знать для сознательного усвоения алгоритмов письменных вычислений. Это ещё одна из причин, из-за которой этому вопросу следует уделить повышенное внимание.
Навык деления с остатком вырабатывается в результате тренировки, поэтому надо больше включать примеров на деление с остатком как в устные упражнения, так и в письменные работы, при этом обращать внимание, что частное находят делением, а остаток - вычитанием.
Литература.
А.В. Белошистая Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.
Н.Ф. Вапняр Деление с остатком. // Начальная школа, 1981 г., №1
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 2000. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений.
М.И. Моро , М.А. Бантова Учебник « Математика» 3 класс
Т.Е Демидова , С.А. Козлова Учебник «Математика» 3класс