12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Устюгова Лариса Вячеславовна16
7

Статья «Изучение уровня нравственной культуры личности младшего школьника»

Изучение уровня нравственной культуры личности младшего школьника

 

В младшем школьном возрасте возрастает действенность нравственных представлений. Ребенок учится следовать нормам морали, самостоятельно делать правильный моральный выбор, даже когда уверен в своей безнаказанности. У детей возникает сознательная нравственность.

Для изучения уровня нравственной культуры личности младшего школьника можно использовать следующие методики.

1. Изучение представлений младших школьников о нравственно - волевых качествах1.

Подготовка исследования. Подготовить вопросы для бесе­ды. Например:

- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

- Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

- Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

- Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

- Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку задают вопросы.

Обработка данных. Подсчитывают, какие качества мо­гут объяснить дети. Анализируя эти объяс­нения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

- на обобщенное представление о качестве («Жадные...которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);

- на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее.. Никто его не догонит, даже Славик»);

- на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

- на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

- на совокупность жизненных ситуаций из собственно­го опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

- на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);

- на оценку качества («Скромным можно назвать хо­рошего человека», «Жадный... он плохой...»);

- на недифференцированное представление о каче­стве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Анализируют ошибки в представлениях детей о каче­ствах, например:

объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);

название действий, не связанных с данным каче­ством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома «Лего», поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый», «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует», «Скромный, он все разбивает, все из
рук летит»);

неправильная нравственная оценка качества («Скром­ный — это плохой»).

Данные соотносят с таблицей 2.1. , выясняют соответ­ствие представлений о нравственно-волевых качествах воз­расту.

Таблица 2.1.

Примерное содержание представлений о нравственно – волевых качествах

Возраст

Описание характеристики

6-7 лет

Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Сохраняется отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

2. Изучение осознания детьми нравственных норм2.

Подготовка исследования. Придумать 3—5 незаконченных ситуации, описывающих выполнение и нарушение нрав­ственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10— 12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой «Подарок»; новую яркую игрушку. Составить и выучить наи­зусть вопросы для беседы.

Проведение исследования. Проводятся все серии индиви­дуально с интервалом в 2—3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказы­вать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.

Дети в группе продленного дня строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла учительница и сказала: «Мы сейчас будем обедать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю по­мочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Поче­му?

Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестpa Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила ... Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным ка­рандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисо­вать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?

Нужно помнить, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Вторая серия. Ребекку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной сторо­ны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступ­ки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Третья серия включает 2 подсерии.

Подсерия 1 — ребенку читают стихотворение Е. Благини­ной «Подарок», а потом задают вопросы: «Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать игрушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Пра­вильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?»

Подсерия 2 — участвуют те же дети. Экспериментатор создает ситуации, в которых дети должны поделиться игрушками. В комнату, где проходит исследование, при­глашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагают поиграть с ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашают вто­рого. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоцио­нальные реакции детей.

Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы. Соответственно распределяют испы­туемых по 4 уровням осознания нравственных норм:

1). Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

2). Ребенок называет нравственную норму, правиль­но оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3). Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

4). Ребенок не может оценить поступки детей. В третьей се­рии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.

3. Изучение самооценки и морального поведения3.

Подготовка исследования. Подобрать для мальчиков 21 мелкую игрушку (лодки, самолеты, грузовики и т.п.), для девочек — предметы кукольного гардероба (платья, блуз­ки, юбки и т.п.) в том же количестве. Нарисовать лесенку из 11 ступенек, 2 куклы.

Проведение исследования. Эксперимент проводится в 3 этапа индивидуально с детьми 6—7 лет.

I этап. Определяют уровень соблюдения нормы спра­ведливости на основании 3 диагностических серий.

Первая серия. Ребенку предлагают распределить между собой и еще двумя детьми, отгороженными от него шир­мами, 4 набора игрушек (всего 21 шт.).

Вторая серия. Ребенок должен выбрать для рассылки двум воображаемым партнерам 1 из 2 уложенных в ко­робки наборов, в одном из них игрушки заранее поделе­ны на 3 равные части, а в другом предназначенная испы­туемому часть значительно больше, чем 2 другие (15, 3 и 3 игрушки).

Третья серия. Ребенку нужно выбрать 1 из 3 наборов иг­рушек, в одном из них игрушки заранее поделены поровну, в другом одна часть несколько большая, чем две другие (9, 6 и 6 игрушек), в третьем — значительно больше других (15, 3 и 3 игрушки).

II этап. После рассылки игрушек партнерам ребенка просят оценить себя. Для определения самооценки ему предлагают поставить себя на 1 из 11 ступенек нарисо­ванной на листе бумаги лесенки. На 5 нижних ступеньках располагаются «плохие» дети (чем ниже, тем хуже); на шестой ступеньке — «средние» дети (не плохие, не хоро­шие); на 5 верхних ступеньках — «хорошие» дети (чем выше, тем лучше). Чтобы выяснить, способен ли ребенок представить себе, что его самооценка может снизиться, спрашивают, может ли он оказаться на более низкой сту­пеньке и в каком случае.

этап. Ребенку показывают вариант деления, противо­положный тому, что он использовал на I этапе эксперимен­та: например, если в первой серии I этапа он поделил иг­рушки поровну, то в первой серии Ш этапа ему предлагают
взять себе больше игрушек. И так в каждой серии испытуе
мого просят вообразить, что он действует в соответствии с этими противоположными вариантами, и оценить свое «но­вое» поведение.

этап. Ребенка просят оценить двух сверстников, один из которых делил эти же игрушки поровну, а дру­гой оставлял большую часть себе. Поделенные игрушки лежат на столе, сверстников изображают куклы.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей:

а) придерживающихся во всех 3 сериях равномерного деления (соблюдающих норму);

б) предпочитающих те варианты, когда им достава­лось больше игрушек, чем партнерам (нарушающих норму);

в) тех, у кого наблюдаются оба варианта распределе­ния — и поровну и не поровну (неустойчивых).

Выявляют особенности самооценок детей при нару­шении или соблюдении ими моральной нормы:

а) адекватная самооценка (ей соответствуют более высо­кие значения из 11 «ступенек лестницы» при реальном или воображаемом соблюдении нормы; она свидетель­ствует о большей или меньшей критичности к собствен­ному нарушению норм морали);

б) недифференцированная самооценка (ей соответствуют одинаковые значения как при соблюдении, так и при нарушении нормы; она говорит о том, что данная сфера не имеет для дошкольника значения, и о том, что для себя он считает равно допустимым любой выбор);

в) искаженная самооценка (ей соответствуют более высокие значения при нарушении нормы; может высту­пать как результат включения особых, не осознаваемых детьми механизмов защиты).

 

 

1 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ.высш. и сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – с.243-244.

2 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ.высш. и сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – с.244-247.

 

3 Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников.// Вопросы психологии, 1989, №6.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.