12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Устюгова Лариса Вячеславовна16 |
Статья «Изучение уровня нравственной культуры личности младшего школьника»
Изучение уровня нравственной культуры личности младшего школьника
В младшем школьном возрасте возрастает действенность нравственных представлений. Ребенок учится следовать нормам морали, самостоятельно делать правильный моральный выбор, даже когда уверен в своей безнаказанности. У детей возникает сознательная нравственность.
Для изучения уровня нравственной культуры личности младшего школьника можно использовать следующие методики.
1. Изучение представлений младших школьников о нравственно - волевых качествах1.
Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы. Например:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
- Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
- Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
- Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
- Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку задают вопросы.
Обработка данных. Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:
- на обобщенное представление о качестве («Жадные...которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);
- на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее.. Никто его не догонит, даже Славик»);
- на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);
- на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);
- на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);
- на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);
- на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный... он плохой...»);
- на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).
Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:
— объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);
название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома «Лего», поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый», «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует», «Скромный, он все разбивает, все из
рук летит»);
неправильная нравственная оценка качества («Скромный — это плохой»).
Данные соотносят с таблицей 2.1. , выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту.
Таблица 2.1.
Примерное содержание представлений о нравственно – волевых качествах
Возраст | Описание характеристики |
6-7 лет | Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Сохраняется отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. |
2. Изучение осознания детьми нравственных норм2.
Подготовка исследования. Придумать 3—5 незаконченных ситуации, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10— 12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой «Подарок»; новую яркую игрушку. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.
Проведение исследования. Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2—3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.
Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.
Дети в группе продленного дня строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла учительница и сказала: «Мы сейчас будем обедать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестpa Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила ... Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?
Нужно помнить, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Вторая серия. Ребекку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Третья серия включает 2 подсерии.
Подсерия 1 — ребенку читают стихотворение Е. Благининой «Подарок», а потом задают вопросы: «Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать игрушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?»
Подсерия 2 — участвуют те же дети. Экспериментатор создает ситуации, в которых дети должны поделиться игрушками. В комнату, где проходит исследование, приглашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагают поиграть с ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашают второго. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоциональные реакции детей.
Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм:
1). Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
2). Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3). Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
4). Ребенок не может оценить поступки детей. В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.
3. Изучение самооценки и морального поведения3.
Подготовка исследования. Подобрать для мальчиков 21 мелкую игрушку (лодки, самолеты, грузовики и т.п.), для девочек — предметы кукольного гардероба (платья, блузки, юбки и т.п.) в том же количестве. Нарисовать лесенку из 11 ступенек, 2 куклы.
Проведение исследования. Эксперимент проводится в 3 этапа индивидуально с детьми 6—7 лет.
I этап. Определяют уровень соблюдения нормы справедливости на основании 3 диагностических серий.
Первая серия. Ребенку предлагают распределить между собой и еще двумя детьми, отгороженными от него ширмами, 4 набора игрушек (всего 21 шт.).
Вторая серия. Ребенок должен выбрать для рассылки двум воображаемым партнерам 1 из 2 уложенных в коробки наборов, в одном из них игрушки заранее поделены на 3 равные части, а в другом предназначенная испытуемому часть значительно больше, чем 2 другие (15, 3 и 3 игрушки).
Третья серия. Ребенку нужно выбрать 1 из 3 наборов игрушек, в одном из них игрушки заранее поделены поровну, в другом одна часть несколько большая, чем две другие (9, 6 и 6 игрушек), в третьем — значительно больше других (15, 3 и 3 игрушки).
II этап. После рассылки игрушек партнерам ребенка просят оценить себя. Для определения самооценки ему предлагают поставить себя на 1 из 11 ступенек нарисованной на листе бумаги лесенки. На 5 нижних ступеньках располагаются «плохие» дети (чем ниже, тем хуже); на шестой ступеньке — «средние» дети (не плохие, не хорошие); на 5 верхних ступеньках — «хорошие» дети (чем выше, тем лучше). Чтобы выяснить, способен ли ребенок представить себе, что его самооценка может снизиться, спрашивают, может ли он оказаться на более низкой ступеньке и в каком случае.
этап. Ребенку показывают вариант деления, противоположный тому, что он использовал на I этапе эксперимента: например, если в первой серии I этапа он поделил игрушки поровну, то в первой серии Ш этапа ему предлагают
взять себе больше игрушек. И так в каждой серии испытуемого просят вообразить, что он действует в соответствии с этими противоположными вариантами, и оценить свое «новое» поведение.
этап. Ребенка просят оценить двух сверстников, один из которых делил эти же игрушки поровну, а другой оставлял большую часть себе. Поделенные игрушки лежат на столе, сверстников изображают куклы.
Обработка данных. Подсчитывают количество детей:
а) придерживающихся во всех 3 сериях равномерного деления (соблюдающих норму);
б) предпочитающих те варианты, когда им доставалось больше игрушек, чем партнерам (нарушающих норму);
в) тех, у кого наблюдаются оба варианта распределения — и поровну и не поровну (неустойчивых).
Выявляют особенности самооценок детей при нарушении или соблюдении ими моральной нормы:
а) адекватная самооценка (ей соответствуют более высокие значения из 11 «ступенек лестницы» при реальном или воображаемом соблюдении нормы; она свидетельствует о большей или меньшей критичности к собственному нарушению норм морали);
б) недифференцированная самооценка (ей соответствуют одинаковые значения как при соблюдении, так и при нарушении нормы; она говорит о том, что данная сфера не имеет для дошкольника значения, и о том, что для себя он считает равно допустимым любой выбор);
в) искаженная самооценка (ей соответствуют более высокие значения при нарушении нормы; может выступать как результат включения особых, не осознаваемых детьми механизмов защиты).
1 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ.высш. и сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – с.243-244.
2 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ.высш. и сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – с.244-247.
3 Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников.// Вопросы психологии, 1989, №6.