Методические рекомендации на тему «Экономическое воспитание дошкольников»
Мосолова Алёна Дмитриевна,
воспитатель 1 категории
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №10 "Жемчужинка"
Московская область, город Дзержинский
Экономическое воспитание дошкольников
В наш век, когда стремительный ритм жизни, когда растет количество разнообразных развивающих методик и совершенствуются технологии, любому педагогу приходится не просто. Сегодня мы развиваем и воспитываем наше будущее, и я ориентируюсь на интересы и жизненные потребности детей.
Ни для кого не секрет, что дети поколения Z имеют колоссальную возможность, используя современные технологии переноситься в мир увлечений, развлечений. Но все стремятся быть похожими на взрослых. Вопрос финансовой и экономической грамотности, несомненно, является одним из самых увлекательных для детей.
Возникает вопрос: правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Я отвечу на этот вопрос так. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, живший в XVII веке, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга» (Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет, с.3).
Несмотря на столь ранее начало истоков, финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно молодое направление в дошкольной педагогике в нашей стране. Но Правительство России в лице Д.А. Медведева утвердило «Стратегию повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг.»
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например: инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.), решение сложных арифметических задач.
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
На данный момент предложено несколько программ-проектов. Я использую материалы из парциальной программы «Экономическое воспитание для дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (5-7 лет), авторами которой являются Шатова Анна Демьяновна, Аксенова Юлия Александровна, Давыдова Валентина Евгеньевна, Мищенко Ирина Сергеевна, разработанная при участии Банка России и одобренная Министерством просвещения РФ.
Среди основных задача можно выделить:
- побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
- воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной, общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
- побуждение к взаимопомощи, поддержке, желанию делиться и отдавать ((Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет, с.6).
В соответствии с требованиями ФГОС ДО экономическое воспитание целесообразно включать во все образовательные области и вести точечное системное включение.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт труда (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту» (Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет, с.7).
В работе по формированию основ финансовой грамотности я использую разнообразные технологии как традиционные (игры, беседы-обсуждения, чтение художественной литературы, фотовыставки, папки-передвижки, анкетирование и опрос дошкольников), так и современные технологии (ситуативные задачи, мастерская, викторины и конкурсы, театрализованные мини-поставноки, теория решения изобретательных задач, моделирование), а также разнообразные виды деятельности детей: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и самостоятельная деятельность детей в центрах активности (Методические рекомендации для работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. – Москва, 2019, с. 24-27).
Познавательное развитие детей я осуществляла при помощи бесед по следующим темам: «О труде», «В общем о деньгах: натуральный обмен», «Откуда берутся деньги и на что тратятся», «История денег в России», «Доходы и расходы семьи», «Беседа о рекламе», «Полезные экономические навыки и привычки в быту» и др.
Я знакомила воспитанников с понятиями «труд» и «товар», беседовала о разнообразии профессий людей, о том, какие они товары или услуги производят. Я использовала игры, в которых детям необходимо было найти рабочие инструменты для труда различных профессий. После этого дети создавали рисунки самостоятельно в центрах активности по темам «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким».
Приведу еще несколько примеров игр по теме: «Какие ошибки допустил художник?», «Доходы и расходы»; игра-эстафета «Хорошо-плохо», «Восстанови этапы создания продукта труда» (Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет).
Поиграв в предложенные в программе игры, мы с детьми решили создать свою собственную экономическую игру. Мы вместе с ребятами придумали правила и цель игры. В итоге у нас получилась игра-ходилка, но с экономическими правилами. Всем участникам перед началом выдается по 5 монет. По ходу игры, бросая кубик, участники могут прокатиться на поезде, на самолете, развлечься на аттракционах, съесть пиццу, мороженое или другие сладости, а также можно совершить полет на парашюте и даже попасть к пиратам. За каждый из пунктов придется понести расходы и заплатить монеты. Но в ходе игры можно и заработать монетки, совершая хорошие поступки. Суть игры – дойти до банка и положить монетки на хранение. Воспитанникам моей группы было очень интересно и увлекательно создавать игру самостоятельно.
Помимо игр мы читали разнообразную художественную литературу. Читая до этого произведения, я не замечала, что существует столько литературы по этой теме. Рассмотрим на примере русской народной сказки «Три поросенка». После прочтения произведений мы обязательно их обсуждаем. В сказке «Три поросенка» мы выяснили, почему поросята построили разные жилища, и кто из них оказался прав и почему.
В сказках «Свинопас» и «Новое платье для короля» Г.Х. Андерсена, «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Каша из топора» народная сказка, «Айболит» К.И Чуковского и в других произведениях мы искали рекламу.
И, конечно, мы отгадывали загадки и разбирали пословицы и поговорки по темам про труд и про лень, про мастерство и бережливость, загадки про профессии и «Как можно быть финансово грамотным». Например:
Чтоб не тратить слишком много,
Дам тебе один совет,
Каждый месяц снова, снова,
Ты планируй свой… (бюджет) .
И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату).
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идеи (деньги).
Дали деньги папа с мамой,
Это, значит, твой доход,
Ты купил гуашь с бумагой,
Это, братец, твой … (расход).
После прочтения сказок мы с детьми отвечали на вопросы викторины «О какой сказке идет речь» (Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет).
Помимо игр, бесед и чтения литературы я предлагала детям решение арифметических задач. Например, задача «Выбор подарка». Цель – научить дошкольника считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.
Таня и Сережа — близнецы. Они пригласили в гости Сашу на день рождения. Папа с мамой дали Саше 5 монеток, чтобы выбрать подарок детям. В кошельке у Саши были монетки: 3 шт. по 1 рублю, 1 шт. — 2 рубля и 1 шт. — 5 рублей.
Вопросы: 1) Какие игрушки сможет купить Саша для Тани и Сережи? 2) Останутся ли у него деньги на игрушку для себя?
Подобные задачи «Мяч», «В магазин за продуктами» (Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. С.29-30).
В группе я создала зоны активности, включающие в себя различные дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, художественную литературу по теме.
После знакомства с деньгами мы с детьми отправились в банк на экскурсию и познакомились с историей развития Сбребанка, изучили различные сферы деятельности сотрудников, рассмотрели пластиковые карты и банкомат. Сотрудники банка показали детям свои рабочие места, научили проверять подлинность документов, а также сканировали самостоятельно созданные документы. Инкассатор рассказал детям о своей опасной профессии и показал необходимые для работы предметы. После этого дети отгадывали загадки и рассказали стихотворения. В конце экскурсии работники банка подарили детям сберегательные книжки.
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО мы осуществляем в тесной взаимосвязи с родителями детей. Обеспечиваем психолого-педагогическую поддержку семьи и стараемся повышать компетентность родителей в вопросах финансовой грамотности ребенка. Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимодействия и выработать общий подход. Например, мы совместно с родителями и воспитанниками участвовали в акции «Собери макулатуру – спаси жизнь». Перед этим мы с детьми беседовали о том, как важно беречь и экономить всё то, что нас окружает, а также о вторичной переработке различных вещей. На совместном досуге мы играли в подвижную игру «Передай монетку».
Программой предусмотрено не менее одного занятия в месяц, но я стараюсь закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки в повседневной жизни, т.е. в режимных моментах, в различных видах деятельности.
Я сделала вывод о том, что при этой работе наиболее продуктивен комплексный подход к финансовому образованию и эффективен именно точечный системный подход, предусматривающий одновременную работу во всех направлениях.
В результате мои воспитанники стали более бережливыми и аккуратными, стараются копить, а не тратить. Конечно, не всегда и не всем удается, поскольку очень много соблазнов.
Дети – наше будущее, и совместными усилиями с родителями хотим привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии.
Список использованной литературы и источников
Методические рекомендации для работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. – Москва, 2019.
Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет.
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет.