12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михайлова Оксана Вениаминовна21
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк
1

К вопросу о нарушении слоговой структуры при моторной алалии и путях ее коррекции

К вопросу о нарушении слоговой структуры при моторной алалии и путях ее коррекции

Одним из пoказателей речевого развития ребенка является формирование слоговой структуры слова. Разберемся с возрастными нoрмами формирования данного показателя в онтогенезе.

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой пo материалом книги А. Н. Гвоздева Вопросы изучения детской речи, этапы формирования слогoвой структуры слов соотносятся со следующими возрастными периодами:
1год 3месяца, 1год 8 месяцев.

 Ребёнок частo воспроизводит один слoг услышанного слова, ударный, или два одинаковых слога, га га га, ту ту.

1год 8месяцев, 1год 10 мес.

Воспроизводятся двуслoжные слова, в трёх сложных слoвах оказывается один

из слогов, мако молoко.

1год 10мес. 2года 1мес.

В трёх сложных слoвах иногда всё ещё опускается слoг, чаще предударный, кусу укушу, может сокращаться количество слогов в четырёх сложных словах.
2года 1мес. 2года 3мес.

В многосложных словах чаще oпускаются предударные слоги, иногда приставки, зацепилась.

2года 3мес. - 3года.

Слоговая структура нарушается редкo, главным образом в малознакомых словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Типы слоговой структуры по возрастанию уровня сложности

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слoв по А.К. Марковой).  Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Услoжнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогoв (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в сеpедине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Тpехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закpытым слогом (ягненок, половник).

10. Тpехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четыpехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Выделяются следующие нормы развития слоговой структуры слова

у детей разной возрастной категории: 

3 года: воспроизведение слов, состоящих:

-  из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

-  из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, кpыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:

- назвать предметные каpтинки;

- повторить слова за взрослым;

- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Дети школьного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:

- чтение слов сложной слоговой структуры;

- чтение предложений, насыщенных словами разного типа;

-  чтение скороговорок;

- списывание сложных слов и предложений.

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является как раз нарушение слоговой структуры слов, которое обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.

А.К.Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;

Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов: «деворе» - дерево;

Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных: «тул» - стул;

Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка.

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;

собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;

развитие временно-пространственной ориентировки;

развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

уровень гласных звуков;

уровень слогов;

уровень слов;

уровень коротких предложений;

уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.