Конкурсная работу на тему «Использование Lego-конструирования в работе с детьми с ОВЗ»
Савчишина Д.А, учитель-дефектолог
ГКОУ Введенская специальная (коррекционная) школа интернат
Курганская область, Кетовский район, с. Введенское
Конкурсная работу на тему:
«Использование Lego-конструирования в работе с детьми с ОВЗ»
Занимаясь вопросами инклюзивного и коррекционного образования, мы столкнулись с проблемой, создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью. У таких детей низкий уровень внимания, высокая отвлекаемость, неустойчивая мотивация, их мозг быстро отключается даже при элементарных умственных нагрузках, они постоянно двигаются. Учитывая все особенности, в коррекционной работе предлагаем использовать Лего-конструктор «Креативный строитель» (конструктор имеет крупные, яркие детали, понятные, четкие схемы).
Основную цель я поставила: развитие интересов детей с особыми возможностями здоровья, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения, творческой активности, развитие зрительной координации и пространственного восприятия на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Получая первичные представления об объектах окружающего мира, у детей формируется умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях развивающей среды, устанавливать простейшие связи между предметами, выполнять простейшие обобщения. Дети с особыми возможностями здоровья учатся определять цвета, величину, форму развивая сенсорное восприятие. Обучаются навыкам группировать предметы по нескольким признакам, свойствам.
При развитии элементарных математических представлений при LEGO- конструировании дети с особыми образовательными потребностями овладевают навыками сопоставления, сравнения по нескольким признакам. Знакомятся с приемами наложения и приложения, сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, соизмерять предметы по длине, ширине, высоте, величине в целом. Постепенно от предметно-игровых действий, переходим к сюжетно-отобразительной игре. Дополняя конструирования любимыми детскими героями, развивается сюжетная игра, которая занимает длительный период в обучении и воспитании детей с особыми возможностями здоровья. LEGO-постройки с успехом используются в дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных играх, в самостоятельной и совместной деятельности. Развитие продуктивных видов деятельности является основой для формирования познавательной деятельности, и значимо в воспитании личностных качеств детей с особыми возможностями здоровья. Правильно подобранные и организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию, помогают выработать необходимые в жизни навыки и личностные качества.
Внедрение LEGO-конструирования в образовательную деятельность дошкольников положительно скажется на формировании представлений о форме и цвете, элементарных количественных представлений, развитии речи и формировании коммуникативных способностей, сенсорном восприятии, развитии мелкой моторики пальцев рук, формировании игровой деятельности. Дети овладевают умениями соизмерять длину, ширину, высоту предметов. Формируются понятия больше и меньше. Данная форма работы является эффективной технологией, позволяющей решить спектр разнообразных задач совместно с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами.
В организационной образовательной деятельности по LEGO-конструированию формируется положительное и бережное отношение к собственному и чужому труду. Развивается интерес к моделированию и конструированию. Занятия помогут справиться с психоэмоциональной нагрузкой, успокоиться, переключиться. Формируя предпосылки учебной деятельности сформируется желание трудиться, доводить начатое до конца, действовать по инструкции, планировать работу, работать целенаправленно. LEGO — конструирование покажет детям не стандартные подходы к работе, обеспечивая дальнейшее творческое развитие. Активное вовлечение воспитанников в LEGO- конструирование обеспечит ситуацию успеха в образовательной деятельности, разовьет потенциальные возможности в обучении, расширит круг актуального развития ребенка, в том числе и с особыми возможностями здоровья. Обеспечивает социокультурную адаптацию дошкольника к условиям школьного обучения, положительное изменение поведения, развитие коммуникативной функции и интереса к образовательному процессу
LEGO позволяет детям играть и проявлять инициативу, самостоятельность, внимательность, усидчивость. Работа с LEGO-конструкторами способствует развитию пространственного мышления, оказывает благотворное влияние на все аспекты речевого развития детей и является одним из средств в коррекционной работе:
-Помогает отрабатывать грамматический строй речи: согласование числительных с существительными (Сколько колёс у твоего поезда? Сколько этажей в твоём доме?).
-Даёт возможность детям с ОВЗ запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, так как у особых детей накопление словаря лучше всего происходит через увиденное и осознанное.
-Помогает в отработке падежных окончаний (Дом без чего? -без двери).
-Помогает учить детей пересказывать не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора. Это помогает детям лучше представить, понять сюжет и делает пересказ более подробным.
-Помогает запомнить сказки, так как образы наглядны и можно сказку обыграть, как в кукольном театре.
-Развивает математические способности (Когда дети обсуждают цвет деталей, размер, количество). При конструировании дети учатся соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между этим и тем-то» и т.д.
-Оказывает влияние на развитие мелкой моторики, тренирует пальцы детей.
В LEGO можно играть самостоятельно или группой, что развивает умение работать в команде, учит детей совместному труду и умению принимать общее решение. Надо отметить, что играть в LEGO можно не только на столе, но и на ковре и даже на стене. То есть нет необходимости находиться в стандартном сидячем положении, что очень важно для детей с ОВЗ. LEGO-конструирование можно использовать при изучении различных тем: «Животные», «Петушок и его семья», «Новогодние герои» и т.д. Важно учить детей, после создания конструкции, презентовать свою работу: рассказать, что построили, какие детали использовали, как можно с этим играть.
Представляю вашему вниманию серию игр с LEGO-конструктором, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ, которые мы применяем в нашем классе:
1. Знакомство с деталями LEGO-конструктора.
Цель: Познакомить с деталями конструктора Lego DUPLO.
Ход игры: Ребенку даются кирпичики Lego DUPLO, по схеме происходит знакомство с деталями конструктора.
2. Дидактическая игра "Заполни ячейки".
Цель: Развивать логическое мышление, умение подбирать подходящую фигуру в ячейку.
Ход игры: Ребенку даются различные детали Lego DUPLO, необходимо разложить детали по ячейкам схемы.
3.Строительная игра «Цветные башни».
Цель: Развивать мелкую моторику, умение подбирать подходящую детали, строить башню по схеме.
Ход игры: Ребенку из детали Lego DUPLO необходимо построить башни по схемам.
4.Строительная игра «Домики».
Цель: Развивать мелкую моторику, умение подбирать подходящую детали, строить дом по схеме.
Ход игры: Ребенку из детали Lego DUPLO необходимо построить дом по схеме.
5.Строительная игра «Собери животное».
Цель: Развивать мелкую моторику, умение подбирать подходящую детали, строить животное по схеме.
Ход игры: Ребенку из деталей конструктора Lego DUPLO нужно собрать животное по схеме.
6. Строительная игра «Цифры».
Цель: Развивать мелкую моторику, умение подбирать подходящую детали, строить цифру по схеме.
Ход игры: Ребенку из детали Lego DUPLO необходимо построить цифру по схеме.
Важно учить детей, после создания конструкции, презентовать свою работу: рассказать, что построили, какие детали использовали, как можно с этим играть.
Таким образом можно сделать вывод, что LEGO-конструирование оказывает благотворное влияние на все аспекты речевого развития ребёнка и является одним из средств в коррекционной работе по развитию всех сторон речи детей с ОВЗ.
Список литературы
Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. – М.: 2011.
2 Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: — 2001.
Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1999.
Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала (4–7 лет). – М. 2016.
Ветошкина Ю. А. ЛЕГО-конструирование — что это, модная игра или серьезное занятие? – 2014.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2003.
Лусс Т.С Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: 2003. (Коррекционная педагогика).
Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Гаврилушкина О. П. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.– СПб., 2013.