Статья «Как повысить интерес детей к чтению?» (1–5 класс)

7
1
Материал опубликован 12 November 2019 в группе


c1573647600.jpg

фото из личного архива/data/files/c1573647600.jpg (640x480)

«Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела».
Д. Аддисон

Сегодня чтение для многих людей не является жизненной необходимостью, а книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения. Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая их от поколения к поколению как бесценный дар. Например, в семье Александра Трифоновича Твардовского была заведена традиция - всей семьёй читать книги. Писатель вспоминает, как его отец привёз однажды с базара томик стихов А.Н. Некрасова. Эту книгу читали вечерами, сидя за круглым столом, который перед этим тщательно протирался, а все члены семьи хорошо мыли руки и одевались чисто и нарядно. Это говорит о том, что здесь к книгам относились с уважением и любовью. И сам Твардовский, уходя на фронт, взял с собой томик стихов как талисман. Ведь действительно книги являются лучшими собеседниками и врачевателями души, содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством. В старину в большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, как правило, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное.

А что сегодня? А сегодня книга утрачивает свое значение. В результате теряются духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к существенному снижению уровня грамотности населения, резкому падению общей культуры личности, разобщенности людей, скудоумию. "Люди перестают мыслить, когда перестают читать, " – учил Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель. Во все времена на Руси у просвещенных людей книга считалась источником знаний, главным учителем. И недаром озаглавлена статья известным высказыванием А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!». ​​​​​​​

Отношение к чтению у современных ребят весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга − лучший друг. У читающих ребят виден интеллект, эрудиция, культура речи, способность решать нестандартные задачи и, разумеется, большой словарный запас. К сожалению, таких детей с каждым годом становится все меньше. У мало читающих детей отсутствует любовь к чтению. Для них чтение – тяжкая повинность. Сейчас вырастить читателя гораздо сложнее. Велика «конкуренция» с социальными сетями, компьютерными играми, кино, пиццей, роликами, мороженым и многими другими доступными ребёнку удовольствиями. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам. Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно прочитанная и понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

Так почему же современный ребёнок всё реже и реже читает книги? Может быть, причина кроется в семье? На мой взгляд, у большинства детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого взрослые могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок или приключенческих романов. Если папа все время лежит перед телевизором или играет на компьютере, а мама все свободное время болтает по телефону, то не стоит ожидать, что ребенок будет с упоением зачитываться книгами. Зато в той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель. Не зря звучит народная мудрость: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, − родители пример ему».

В одной из школ Московской области был проведён опрос среди родителей детей младшего звена. Был задан вопрос: «Как повысить интерес детей к чтению?» Вот некоторые мнения:

«Я затрудняюсь ответить. Я часто читала своему сыну, когда он был маленьким, но так и не приучила его к самостоятельному чтению, он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь».

«Чтобы привить интерес к чтению, используйте его интерес к чему угодно: любит машины и тракторы − читаем про машины и тракторы, любит мороженое − читаем про мороженое, хоть кулинарную книгу, юморист − читаем смешное, любит рисовать, лепить − читаем вслух, пока рисует, а дочитывает остальное пусть сам. Вначале вы читаете ему, потом втянется и будет читать самостоятельно».

« Просто читайте ему хорошие сказки на ночь».

«Сходите с ребёнком в книжный магазин или в библиотеку. Старайтесь покупать ребёнку понравившиеся ему книги. Не давите на него и не заставляйте читать то, что ему не хочется».

«Аудиосказки надо включать детям, потому что это полезно для них и это приучает их к чтению, как по мне, так это просто потрясающе, ведь можно по сути, ничего не делая, включить аудиосказку и всё − дети будут развиваться, постоянно слушая их».

Моё личное мнение как мамы двенадцатилетней дочери: любовь к чтению начинается с читающих взрослых. Читающий родитель – читающий ребёнок. В детстве я прочла множество книг из школьной и сельской библиотек моей родной деревни, читала много статей из журналов и газет, которые выписывали родители. Родители во многом были и остаются для меня примером, и, конечно же, если мама читала статью в журнале, а папа газету, то и я тоже. И самое главное, что меня никто НЕ ЗАСТАВЛЯЛ этого делать! Чтение для меня было тогда и сейчас – в радость!

Только своим примером, своим образом жизни мы можем помочь детям развить хороший вкус в выборе литературы. Приказы и запугивания – «Сядь и читай!» — всё это пустое! Вы должны реально отдать предпочтение книге, и ребёнок последует вашему примеру.

Я горжусь тем, что моя дочь сама интересуется книгами, журналами, энциклопедиями, ходит в библиотеку, сама выбирает, что почитать и читает! Много читает! Мы не вправе навязывать детям какую-то литературу, которая, как нам кажется, будет им интересна и полезна. Хотя я считаю, что свобода выбора хороша только там, где есть достаточный уровень осознанности, а вот развить его у ребёнка — задача родителей, воспитателей и учителей.

Какие можно дать советы, как повысить интерес детей к чтению?

С самого рождения читайте ребенку вслух без включённых телевизоров и компьютеров, чтобы ничто не мешало малышу слушать, внимать смысл, фантазировать, мысленно путешествовать в мире волшебства и сказок. Очень увлекательно читать по ролям, с выражением и правильной интонацией, разыгрывать сценки – это обязательно понравится ребёнку. Ходите вместе в книжный магазин или библиотеку и предоставляйте выбор книги самому ребенку. Не нужно бояться, что ребёнок прочтет «что-то не то». Дома обязательно должно быть отдельное место для книг – это книжная полка или шкаф, где детские книги стоят отдельно и доступны для ребенка. Если Вас о чём-то спрашивает ребенок, то предложите вместе найти ответ в словаре, энциклопедии, тем самым покажите их значимость. Детей привлекают книги с красивыми иллюстрациями и увлекательным сюжетом, поэтому покупайте книги с яркими иллюстрациями. Дарите детям книги с пожеланиями и подписями, которые будут храниться как самый ценный подарок. Расскажите малышу о том, что с книгами нужно обращаться аккуратно: не рвать, не мять страницы и не надрывать корешок. Делитесь своими впечатлениями о прочитанных детских книгах, пусть ребёнок видит, что прочитанный сюжет вам интересен.

И тогда чтение станет ежедневной необходимостью и будет влиять на развитие ребёнка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное его развитие.

Свою статью я хочу завершить притчей о пользе чтения.

Спросил у мудреца человек:

Зачем ты читаешь книги, ведь ты уже и так мудр?

На что мудрец ответил встречным вопросом:

А зачем ты ел сегодня, ведь ты же ел вчера?

Человек, подумав, сказал:

Я ем, чтобы поддерживать жизнь в теле, чтобы не умереть.

Мудрец сказал:

Да. Вот и я, читая книги, поддерживаю жизнь своего духа, питая его мудростями. Чтобы дух мой не умер.

Помните, что, читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.

Список использованной литературы:

1. Богруменко Е.А., Цукерман Г.А. "Чтение без предупреждения" М.1993

2. Губанова М.И. "Воспитание культуры чтения младших школьников" - М. Книга 1968

3. Журнал "Начальная школа" 2007

4. И.И. Тихомирова Интерес к чтению:Как его пробудить?//Школьная  библиотека 2001 №6

5.Самые великие притчи мира (ред.)Королева Е. АСТ 2017



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое, Светлана Петровна за очень интересную информацию!

17 December 2019