Мастер-класс «Как повысить интерес детей к чтению»
Не нужно покупать дорогие
книги, если даже они хорошо иллюстрированы и в твердой обложке. Ребёнку они могут быть неинтересны. Маленькие книжки
из плотного картона – хороший вариант. Некоторые из них бывают с различными
окошками, в которые можно смотреть, или с двигающимися картинками — все это
очень привлекательно для детей. Книги из ткани. Могут состоять из различных
видов ткани при том разные на ощупь (шершавые, гладкие, шуршащие). Деточка не
только с удовольствием рассматривает такую книжку, но также узнает новые
тактильные ощущения. Сказки и рассказы в книжках для самых маленьких должны
быть простыми, с понятными словами. Картинки в книгах должны быть четкими,
яркими, с небольшим количеством деталей. Сложные иллюстрации могут утомить
ребёнка. Сказки могут быть длинными
и ребенок готов слушать новые истории. Можно предлагать не только сказки, но и
рассказы о природе, людях. Обязательно нужна книжка с детскими стихами.
Заучивание стихов хорошо развивает память, что в итоге пригодится ребенку в
школе. Из развивающих изданий можно выбрать те, которые доступно для детского
восприятия рассказывают об окружающем мире, открытиях, интересных фактах.
Несмотря на обилие печатных изданий, цены на
некоторые из популярных книг достаточно велики. Для того чтобы не приобрести
книгу, которая, возможно, окажется неинтересной для ребенка, нужно выяснить
предпочтения ребенка, прежде чем совершать покупку. В этом поможет беседы
с ним, изучение его интересов и того, что его вдохновляет. Так можно определить
источники вдохновения ребенка, понять, о чем ему нравится читать больше всего.
Лучше всего приобретать книги в специализированных книжных магазинах, где вы
детально можете рассмотреть и пощупать товар. Неплохим вариантом будет заказ
книжек через интернет-магазины. В них зачастую более обширен выбор. Представим ситуацию, вы постоянно
утверждаете ребенку, что необходимо заниматься спортом, делать по утрам зарядку
и тому подобное, но сами лишний раз без нужды не поднимитесь с дивана, а вместо
отжимания или занятий с гантелями поутру, вы предпочтете поваляться в кровати.
Такая же ситуация и с книгами: если вы постоянно твердите ребенку, что он
должен читать книги, а сами последний раз брали их в руки еще в студенческую
пору, то вряд ли ребенок послушается вас. В идеале, если хотите привить ребенку
желание самостоятельно читать литературу, то вы должны быть сами готовы
ежедневно посвящать себя этому занятию.
«Бумажные или электронные книги?» — вопрос
примерно такой же сильный, как и шекспировский «Быть или не быть?». Прямо-таки
вселенский масштаб. У электронных книг есть свои явные плюсы: доступность любой
литературы, настраиваемый шрифт и подсветка, возможность поиска слов, быстрый
переход к страницам и т.д. Однако для ребенка лучшим вариантом будет бумажная
книга. Известно, что из электронной книги информация усваивается мозгом хуже,
чем тот же текст, прочитанный на бумаге. К такому выводу приходят все больше
ученых, основываясь на различных тестах и экспериментах.
Ошибки, которые отобьют у ребенка желание читать
Изнуряющие занятия Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им
будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься
по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит
прекратить. Психологическое давление «Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь
читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка
желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением. Английский писатель
Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что
маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел
посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на
другую. И каждый из этих шагов важен. Отсутствие у родителей привычки читать
Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа
садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в
семье существовала культура чтения.