12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Карелина Ирина Алексеевна116 Учитель начальных классов. Творческая личность. Стараюсь идти в ногу со временем. Внедряю в образовательный процесс новые технологии. Россия, Хакасия респ., Саяногорск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
"Как повысить успеваемость средствами наставничества"
«Как повысить успеваемость средствами технологии наставничества»
Как повысить качество успеваемости? Как создать условия для успешности обучающихся? Предлагаю сделать отступление от традиционной формы работы педагога со слабоуспевающими детьми. На современном этапе образования технология наставничества является одной из перспективных форм организации учебного-воспитательного процесса. Из серии вебинаров образовательного портала учи.ру я узнала, что наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное взаимообогащающее общение учащихся, основанное на доверии и партнерстве.
Технология наставничества может способствовать реализации таких задач, как:
подготовить учеников к самостоятельной деятельности;
улучшить результаты учеников в образовательной сфере;
развивать коммуникативные навыки;
раскрыть личностный и творческий потенциал учеников;
создать комфортную среду для развития.
Существуют различные формы наставничества и его сопровождения. Модель «равный-равному» предполагает процесс взаимодействия между учащимися, когда происходит обмен навыками, осуществляется взаимная поддержка.
В моем классе есть ученик, с завышенным уровнем притязаний (стремление к определенной цели того уровня сложности, который личность считает для себя приемлемой, то есть с очень высокой самооценкой), но одновременно с неправильно сформированной Я-концепцией (представлений о самом себе). У таких детей, как правило, наблюдаются более низкие способности, и дети испытывают трудности в усвоении учебного материала. Этот ребенок постоянно отказывался от помощи более успешных детей класса, пока к нему добровольно не пришел на помощь ученик, так же испытывающий трудности в обучении. Между ними завязался конструктивный диалог, дети испытывали положительные эмоции от общения. Своих третьеклассников я нацелила на ответственность друг перед другом, объяснила, что они поочередно будут помогать друг другу тогда, когда могут оказать помощь. Программу Наставничества оформили на листе А4, на титульном листе указали название, на обороте листа прописали цель, план, сроки и придуманный девиз: «Понял сам – объясни другу». Когда объявила «старт», глаза детей загорелись. Мы обговорили, что сообщим родителям о важности мероприятия, что и было сделано.
Всегда по завершению взаимодействия оценивается его эффективность. В созданной модели взаимодействия наблюдалось повышение учебной мотивации, и как следствие, пусть и незначительное, но повышение уровня знаний.
Наставничества по форме «равный-равному», предполагает, что у учеников:
близкий возраст (ученики одного класса или одной ступени образования);
есть включенность в одну и ту же деятельность без субординации;
сходство социального портрета (например, дети одной национальности);
сходство социально-психологических признаков (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);
взаимная смена позиции (через определенное время происходит смена ролей «наставник – наставляемый», обе роли активные);
прорешивание проблематики отставания в учебе то одного, то другого партнера.
Так, постепенно дети смогли запомнить табличные случаи умножения и деления.
Метод наставничества развивает умение сопереживать, понимать и принимать другого человека – это «мягкий» способ передачи знаний с высокой скоростью усвоения. Если наставник отказывается от взаимодействия, то ему надо постараться найти замену. Те группы или пары, которые хотят продолжения отношений, снова договариваются. По завершению взаимодействия обязательства участников могут быть пересмотрены.
Технология наставничества интересна тем, что в роли наставников выступают сами дети, что можно помочь каждому ребенку поверить в свои силы. Наставничество – это способ вдохновить на новое дело. Ограничений по возрасту в наставничестве нет. Уже со второго класса можно приучать детей к мысли, что есть наставнические отношения и наставником может почувствовать себя каждый. Самое главное, чтобы сам человек (наставляемый) выделял для себя нерешенный вопрос, как важный и понимал, что сам разрешить его не может.
Концепция наставничества для детей:
- кто-то для кого-то будет наставником;
- мы учимся друг у друга и у самого себя;
- наставником может быть каждый;
- основа для обращения к наставнику – важные нерешенные вопросы;
- способ – обучающий диалог (наставническая беседа).
Наставничество – это серьезный, ответственный процесс, где большую роль играет мотивация педагога. Словами американского психолога, педагога и психотерапевта Уильяма Глассера:«…Успех должен быть доступен каждому ребёнку. Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни.» – я хотела бы побудить коллег на использовании наставничества в своей практике. Когда успех делается устойчивым, постоянным, то может высвободить огромные скрытые до поры возможности личности.
Наставничество способствует повышению качества учебного процесса, формированию таких качеств личности, как целеустремлённость, ответственность, самооценка и других.
Информационные источники
Череделина М.Ю. «Наставничество в школе: как организовать работу» (от 14.01.2022г.) – вебинар на платформе учи.ру
Череделина М.Ю. «Наставничество для молодых педагогов: как и зачем выбирать наставника» (от 27.01.2022г.) – вебинар на платформе учи.ру
Череделина М.Ю. «Ученик-наставник: особенности и цели» (от 03.02.2022г.) – вебинар на платформе учи.ру
Череделина М.Ю. «Форма школьного наставничества «Равный – равному» (от 10.02.2022г.) – вебинар на платформе учи.ру
Череделина М.Ю. «Реверсивное наставничество» (от 25.02.2022г.) – вебинар на платформе учи.ру